СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Иммунная система. Инфекционные и паразитарные болезни. Возбудители и переносчики болезни. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Иммунная систе­ма. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоци­тоз. Инфекционные и паразитарные болезни. Возбудители и перенос­чики болезни. Профилактика. Естественный и искусствен­ный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Цель урока :1. Знать переливание крови.

2.  Раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета.

3. Ввести сведения об органах иммунной системы.

 4.Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные заболевания.

1. Организационный момент.

II. Новый материал

Переливание крови

 

Схема переливания групп крови:

Донор – человек, отдающий кровь.

Реципиент – человек, получающий кровь.

Агглютинация – явление склеивания эритроцитов.

 

 
 

II

 

I

IV

Группа крови

Антигены (агглютиногены) в Er

Антитела (агглютинины) в плазме и сыворотке

III

0(I)

A(II)

B(III)

AB(IV)

A

B

AB

a и b

b

a

-

Универсальный донор 0(I)

Универсальный реципиент AB(IV)

 

В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза.

 

Резус-фактор(Rh)

Обнаружен в эритроцитах 85% людей, у 15% его нет. На резус-фактор в плазме нет готовых антител, они образуются при переливании крови.

 

Сообщение учащегося «Резус-фактор».

Инфекционные болезни. Среди заболеваний, поражающих весь организм, особую группу составляют инфекционные болезни. Их вызывают живые возбудители: вирусы, микробы, грибки. Паразитические болезни вызывают простейшие, черви-паразиты, паразитические насекомые, клещи и другие организмы.

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что они заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета.

Цикл инфекционных заболеваний:

  1. Скрытый период – размножение возбудителя, нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител.
  2. Острый период – интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител.
  3. Стадия выздоровления – антитела сдерживают размножение возбудителя и нейтрализуют его яды.

Инфекционные болезни – заразные, поэтому важно знать, в какое время и как передается инфекция. Путь, через который возбудитель болезни может попасть в организм, называют воротами инфекции.

Наиболее частыми инфекционными поражениями являются острые респираторные заболевания, в том числе и грипп. Они вызываются различными микроорганизмами и вирусами. Иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим. Грипп передается воздушно-капельным путем. Зная это, надо тщательно следить за чистотой воздуха. Удалять пыль, изолировать больного.

Многие микробы не выдерживают кипячения, их можно уничтожить хлорамином и другими дезинфицирующими средствами.

Ряд инфекционных болезней поражает преимущественно детей. Это корь, ветрянка, коклюш, ветряная оспа, свинка. Эти заболевания оставляют обычно стойкий иммунитет. Вместе с тем они очень заразны.

Значительную опасность для окружающих представляют бацилло- и вирусоносители. Ими становятся люди, перенесшие инфекционные заболевания, но не освободившиеся полностью от болезнетворных микроорганизмов. Силы иммунитета этих людей достаточны, чтобы защитить себя от возобновления заболевания, но они не могут уничтожить их до конца. Такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих. Поэтому не следует уклоняться от анализа на бациллоносительство, если его предлагает врач.

3. Закрепление.

1. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (иммунитет)

2. Препарат из мертвых или ослабленных возбудителей болезней. (Вакцина).

3. Если человек заразился инфекционным заболеванием? (Вводятся лечебные сыворотки).

4. Чем сыворотка отличается от вакцины? (Сыворотка содержит готовые антитела против конкретных инфекционных болезней, например, против тифа, дифтерии, столбняка).

 

4.Д/З

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Иммунная система. Инфекционные и паразитарные болезни. Возбудители и переносчики болезни. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор.»

Конспект урока: Иммунная систе­ма. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоци­тоз. Инфекционные и паразитарные болезни. Возбудители и перенос­чики болезни. Естественный и искусствен­ный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор.

Цель урока :1. Знать переливание крови.

2. Раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета.

3. Ввести сведения об органах иммунной системы.

4.Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные заболевания.

1. Организационный момент.

II. Новый материал Переливание крови

Схема переливания групп крови:

Донор – человек, отдающий кровь.

Реципиент – человек, получающий кровь.

Агглютинация – явление склеивания эритроцитов.

II

I IV Группа крови

Антигены (агглютиногены) в Er

Антитела (агглютинины) в плазме и сыворотке

III 0(I)

A(II)

B(III)

AB(IV)

A

B

AB

и 

Универсальный донор 0(I)

Универсальный реципиент AB(IV)


В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза.


Резус-фактор(Rh)

Обнаружен в эритроцитах 85% людей, у 15% его нет. На резус-фактор в плазме нет готовых антител, они образуются при переливании крови.


Сообщение учащегося «Резус-фактор».

Инфекционные болезни. Среди заболеваний, поражающих весь организм, особую группу составляют инфекционные болезни. Их вызывают живые возбудители: вирусы, микробы, грибки. Паразитические болезни вызывают простейшие, черви-паразиты, паразитические насекомые, клещи и другие организмы.

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что они заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета.

Цикл инфекционных заболеваний:

  1. Скрытый период – размножение возбудителя, нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител.

  2. Острый период – интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител.

  3. Стадия выздоровления – антитела сдерживают размножение возбудителя и нейтрализуют его яды.

Инфекционные болезни – заразные, поэтому важно знать, в какое время и как передается инфекция. Путь, через который возбудитель болезни может попасть в организм, называют воротами инфекции.

Наиболее частыми инфекционными поражениями являются острые респираторные заболевания, в том числе и грипп. Они вызываются различными микроорганизмами и вирусами. Иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим. Грипп передается воздушно-капельным путем. Зная это, надо тщательно следить за чистотой воздуха. Удалять пыль, изолировать больного.

Многие микробы не выдерживают кипячения, их можно уничтожить хлорамином и другими дезинфицирующими средствами.

Ряд инфекционных болезней поражает преимущественно детей. Это корь, ветрянка, коклюш, ветряная оспа, свинка. Эти заболевания оставляют обычно стойкий иммунитет. Вместе с тем они очень заразны.

Значительную опасность для окружающих представляют бацилло- и вирусоносители. Ими становятся люди, перенесшие инфекционные заболевания, но не освободившиеся полностью от болезнетворных микроорганизмов. Силы иммунитета этих людей достаточны, чтобы защитить себя от возобновления заболевания, но они не могут уничтожить их до конца. Такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих. Поэтому не следует уклоняться от анализа на бациллоносительство, если его предлагает врач.

3. Закрепление.

1. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (иммунитет)

2. Препарат из мертвых или ослабленных возбудителей болезней. (Вакцина).

3. Если человек заразился инфекционным заболеванием? (Вводятся лечебные сыворотки).

4. Чем сыворотка отличается от вакцины? (Сыворотка содержит готовые антитела против конкретных инфекционных болезней, например, против тифа, дифтерии, столбняка).

4.Д/З




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!