СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грушкина О. Л. Практикум 1, 10 класс. Упражнения по морфемике и словообразованию

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения по морфемике и словообразованию для слабоуспевающих учащихся

Просмотр содержимого документа
«Грушкина О. Л. Практикум 1, 10 класс. Упражнения по морфемике и словообразованию»

Работа со слабоуспевающими. 10 класс. Практикум №1/10


Тренировочные упражнения

по морфемике и словообразованию



Упражнение 1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.
Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница;
закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный;
возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение;
неприспособленность, неустроенность, несовместимость;
обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание;

 Упражнение 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.
Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник;
белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна;
честность, точность, смелость, успокоенность;
удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец.

 Упражнение 3. Образуйте новые слова только с помощью приставок.
Кипеть,  стучать,  ставка,  ход, бег, кладка,  брошенный,  мытый.

Упражнение 4Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.
След,  соль, дым, цвет, вред, говор, место, щит, спор, суд.

 Упражнение 5. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.
Например: безветренный – ветер,  закружиться – круг.

Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .

 Упражнение 6. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв.
Например : носиль ( . . . ), набор( . . . ), настрой( . . . ), поме( . . . ) Ответ: -щик

Част (. . .)               арт (. . .)           стол (. . )а                 ярк (. . . .)                   цени (. . . .)
участ (. . .)             пиан (. . .)         част (. . .)а                низ (. . . .)                   мучи (. . . .)
работ (. . .)              джаз (. . .)        стран (. . .)а             свят (. . . .)                   води (. . . .)
озор (. . .)               гитар (. . . )       круп (. . .)а               точн (. . . .)                  писа (. . . .)




Упражнение 7. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв.
Например:     (. . .) стрелка     Ответ : при - стрелка
( . . ) возка              ( . . ) жигание        (. . . ) росток            ( . . . ) лечься              ( . . . ) гул
( . . ) садка             ( . . ) живление          (. . . ) пасок             ( . . . ) дуться              ( . . . ) лет
(. . ) ездка               ( . . ) мирание          ( . . .) писчик            ( . . . ) влечься            ( . . . ) хлада
( . . ) грузка             ( . . ) тухание             (. . . ) ранок              ( . . . ) литься           ( . . . ) бег

  Упражнение 8. Придумайте новые слова по данному образцу.
Об (тёс) анный        на (пар) ник         не (вид) имый         под (леч) ить           вы (корч) евать
об (наж) ённый        на (езд) ник         не (люд) имый        под (пил) ить           вы (брак) овать
об (вин) ённый        на ( ) ник              не ( ) имый              под ( ) ить                вы ( ) овать
об ( ) анный             на ( ) ник              не ( ) имый              под ( ) ить                вы ( ) евать
об ( ) ённый             на ( ) ник              не ( ) имый              под ( ) ить                вы ( ) овать

 Упражнение 9. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.
Например:  рабочий день, рабочий на заводе.

Больной - , больной - ;  холостой - , холостой – , горбатый - , горбатый - , будущее - ,будущее - прямая - , прямая - , детская - ,   выходной - , выходной - , контрольная - , контрольная - , настоящее -, настоящее - ,   мороженое - , мороженое - , легкие - , легкие - - , новенький - , новенький - . 


Упражнение 10. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.
 Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

Упражнение 11. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.
 Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.

Упражнение 12. Запишите по 3-4 примера слов, образованных: 

а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом; 
в) приставочно-суффиксальным способом; 
г) способом сложения.

Упражнение 13. Прочитайте текст и выполните задания.


 Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)

 

Задания к упражнению13 
 1. Из выделенного предложения выпишите:
 а) слова, не имеющие окончания; 
 б) слова с нулевым окончанием; 
 в) слова с формально выраженным окончанием. 
 Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!