2.Актуализация знаний. Обращение к эпиграфу урока. | Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока. -Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. Иногда рассказ представляет собой обычную бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова - это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя обыватели в зависимости от обстоятельств. Определяется тема и цели урока вместе с учениками. | Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока. | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение. Познавательные УУД:умение находить ответ на вопрос. |
4. Проверка домашнего задания. Выполнение задания на знание литературоведческих терминов «Терминологическое лото» | Учитель предлагает тесты на знание текста рассказа, прочитанного дома. Затем «собирают» терминологическое лото» со словами: сатира, юмор, деталь, подтекст, гипербола, композиция | Самостоятельно решают тест, проверяют себя по ключам. Самоооценка. | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Познавательные УУД:умение находить ответ на вопрос. Самооценка. |
5.Решение учебной задачи. Работа в группах. | Работа над анализом рассказа Чехова «Хамелеон». Составление опорной таблицы Смешное (приемы создания комического) | Грустное (подтекст) | | | - Кто является героями нашего произведения? Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим? Следовательно, Чехов использует приём говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев. Карточка№1 Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием? Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано? Карточка№2 Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием? Карточка № 3. Проследите за тем, как ведет себя толпа. Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»? Что ими движет? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? Какими словами Чехов называет собравшихся людей? | Отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом. Выразительно читают. Анализируют художественное произведение. Подбирают цитаты из текста. По ходу рассуждения заполняют таблицу. - Хрюкин – свинья, хам, невежа. - - Очумелов – чумной, одуревший. - Жигалов – «поджигает других», язвительный, зачинщик спора. - Елдырин - лодырь Работа в группах. Класс делится на 3 группы, каждая группа получает карточку и проводит свое небольшое исследование. На эту работу отводится 5 минут урока, после чего обсуждается работа каждой группы
| Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности. Познавательные УУД:представлять информацию в виде текста. Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. |
6. Анализ рассказа. Коллективная работа. | - Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»? - Что ими движет? (Любопытство) - Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом — “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? - Какими словами Чехов называет собравшихся людей? ( «толпа», «сборище» ) - Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием? Найдите говорящие детали в рассказе. Какую роль они выполняют?( При обсуждении работы этой группы обращается внимание на такие детали, как новая шинель Очумелова, узелок в его руках, решето с конфискованным крыжовником в руках городничего.) - Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на несовместимость слов разных стилей. - В рассказе не встречается слово «хамелеон». Так почему же рассказ назван «Хамелеон»? Несет ли в себе название рассказа идейный смысл? Кого мы можем назвать хамелеоном? Только ли Очумелова, который меняет своё мнение? Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства? Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего. Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. - Какое настроение от этого у вас? (От этого становится грустно.) - Рассказ смешон, но за этим просматривается невеселый порядок вещей. - Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он - А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах? -Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова. Вывод: Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века. -Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П. Чехов его снял. Почему? (Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!) - А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову? |
Вывод: Мы видим перед содой случайно собравшихся людей, которые скуки ради вышли поглазеть на происшествие. Они не пытаются разобраться в происходящем, не имеют собственного мнения и согласны с любым решением сильных мира сего. Это усиливает создавшуюся в рассказе атмосферу рабской покорности, угодничества и самоуправства. Работают с текстом рассказа, зачитывают эпизоды. Варианты ответов: Хамелеон- Очумелов. Хамелеоны- Очумелов и Хрюкин. ( То он требует равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.) Хамелеоны- Очумелов, Хрюкин итолпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце- смеётся и злорадствует.) Хамелеонство означает угодничество, приспособленчество, чинопочитание. Это моментальное изменение своих взглядов на прямо противоположные в угоду обстоятельств. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом — повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя. Вывод: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показан при этом мастерство большого художника. | Коммуникативные УУД:аргументация своего мнения с учетом разных мнений. Познавательные УУД:умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению. |
7.Обобщение и систематизация знаний. Закрепление изученного. | Смешное (приемы создания комического) | Грустное (подтекст) | Говорящие фамилии | Помогают сразу увидеть никчемную сущность персонажей | Внешность героев | Раскрывает привычный обывательский образ жизни, содержащий больше претензий, чем сути. | Детали в рассказе (решето и узелок, шинель, палец) | Подчеркивается несоответствие должности и личных интересов | Речь героев | Показывает ограниченность, глупость, излишние амбиции | Композиция (прием повтора) | Помогает увидеть угодничество, чинопочитание. Подчеркивает отсутствие человеческого достоинства у главных героев | | Ученики зачитывают материалы таблицы, которую заполнили в ходе урока. | Регулятивные УУД:сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач. Личностные УУД:формирование интереса к чтению произведений Чехова. |
9. Подведение итога урока. Прием «Решето» | - Искоренять черты хамелеона в себе должен каждый в отдельности, постоянно работая над собой. А это порой бывает очень непросто, но, поверьте, очень важно! Хамелеонство – это лицемерие, угодничество, чинопочитание, приспособленчество. (Учитель предлагает из решета, в котором лежат карточки с названиями качеств человека, выбрать те, на которых указаны отрицательные качества): - Вместо крыжовника мы с вами конфискуем в решето те пороки, которые есть у героев рассказа «Хамелеон» и не должно быть у нас с вами! Выберите карточки и положите в решето… Объясните свой выбор. (музыкальное сопровождение)
(в решете остались карточки со словами «добро», «милосердие», «честность» и т.д.) Обращение к эпиграфу урока и к словам А.П.Чехова: « В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» | Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям. Угодничество - излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе. Чинопочитание - почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина. Приспособленчество – умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды. Хамелеонство — не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших», на «толстых» и «тонких». | |