Слепцова С.И.
Саха-корейская школа учитель физики
Гуманитаризация преподавания физики
Необходимость использования идей гуманитаризации преподавания физики в моей практике была связана с существенным изменением содержания школьного образования, появлением специализированных классов гуманитарного профиля.
Под гуманитаризацией образования я понимаю: поворот школы к проблеме развития личности учащегося; воспитание гражданских качеств; развитие мышления; приобщение к культурным ценностям. В настоящее время в педагогической литературе выделяют три основных направления гуманитаризации:
Усиление мировоззренческой и методологической ориентации курса физики;
Изучение человека как объекта и субъекта физического познания;
Осуществления связи преподавания физики с предметами эстетического цикла.
Мой опыт работы показывает, что использование только одного из направлений гуманитаризации не позволяет достичь желаемого результата - повышение мотивации к обучению за счет учета уже сложившегося интереса к предметам гуманитарного цикла: использования элементов и методов гуманитарных знаний; учета особенностей мышления и восприятия данной категории учеников; приближения к личности и потребностям ученика. Кроме того, такое однобокое освещение вопросов физики даже вредит получению целостного восприятия физики, как науки. Например, использование только третьего подхода позволяет создать положительный эмоциональный фон на уроке; доступным, красочным языком рассказать о физических явлениях и закономерностях, заинтересовать ребят; формировать образное мышление, но при дефиците времени невозможно изложение материала на достаточном уровне сложности, затруднено обобщение и систематизация материала, создание целостной, стройной теории, решение достаточного количества задач. Мы получим так называемую «физику в картинках». С другой стороны полное отвержение данного подхода делает физику слишком сухой и скучной наукой, не позволяет раскрыть творческий потенциал данной категории ребят. Мне кажется, что только разумное сочетание элементов всех трех подходов позволит реализовать полноценное всестороннее развитие личности ученика.
Расскажу о методах и приемах гуманитаризации образования, которые я использую в своей практике. Основные направления:
Гуманитаризация физики с позиции интересов учащихся позволяет подходить к отбору содержания курса физики и организации учебного процесса, учитывая личность ученика, его интересы и потребности. Исходной становится та совокупность вопросов, на которую учащиеся хотели бы получить ответ. В начале изучения темы использую прием «Сундук мудрости». После того, как ребята узнали цели и задачи темы, кратко ознакомились с предполагаемым содержанием будущего материала, объявляю конкурс на самый интересный или сложный вопрос по теме. Совместно приходим к выводу, с какими более простыми явлениями и закономерностями мы должны ознакомиться, какие ввести понятия и физические величины для того, чтобы объяснить данное явление или феномен. Как правило, сразу формируются группы желающих дополнительно поработать над данной проблемой. Например, в теме «Оптика. 8 кл» обычно вызывают интерес такие вопросы: «Миражи», «Оптические иллюзии», «Принципы сочетания цветов и мода», «Создание новых оптических приборов для использования в неординарных ситуациях, «Зрение. Профилактика болезней органов зрения. Достижения современной науки для корректировки зрения».
Применение элементов и методов гуманитарных знаний
позволяет создать комфортные условия для всестороннего гармонического развития личности в учебном процессе, развитии творческих способностей учащихся. Отметим точки соприкосновения физики, литературы, истории, МХК
1. Общий предмет исследования - проблема
взаимодействия человека и природы; различные аспекты влияния НТП на жизнь общества, включая загрязнение окружающей среды, истощение природы и энергетических ресурсов, отрицательное воздействие технических устройств.
2.Общие цели: познание истины, законов природы и общества, стремление к привнесению красоты и гармонии в окружающую действительность.
3.Общие методы познания мира: обобщение опытных фактов, сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование, выдвижение гипотез.
4. Творческая деятельность: развитие образного
мышления (образное представление и логическое описание, рождение фантазий и изобретательство, нахождение новых связей и ассоциаций), эмоции, роль эстетических критериев в научном познании. Для реализации данного компонента хорошо зарекомендовали себя: использование на уроках элементов ТРИЗ, проведение школьных конкурсов фантастических проектов в рамках недели физики, домашние задания в форме мини-сочинений «Что было бы если..(не выполнялся тот или иной закон физики, отсутствовало какое-либо природное явление, изменились бы условия проживания на Земле и т.д.), изготовление иллюстраций к теме урока.
Под гуманитарным потенциалом я понимаю не только и не столько использование отрывков литературных произведений с описанием природных явлений, живописных полотен, телевизионных программ, написание мини-сочинений и т.д., но в большей степени использование мировоззренческого, нравственного, эстетического, гражданского аспекта.
1. Нравственный аспект. Естественные науки имеют дело с неприходящими ценностями, не зависящими от моды, традиций, конъюнктуры. Использование материала из истории развития науки позволяет формировать возвышенные духовные запросы; качества, характеризующие эмоционально- волевую сферу личности (настойчивость, волю, смелость, самообладание); этические нормы поведения, глубокие личные убеждения, способы их отстаивания; учу не верить на слово и там, где это возможно проверить опытом, обязательно сравнить свои результаты с результатами одноклассников. Для себя я выработала следующие критерии отбора исторического материала:
А) Исторический материал должен быть органически связан с изучаемым на уроке физическим материалом.
Б) Объем исторических сведений должен быть минимальным и не отвлекать от основного содержания урока.
В) Сообщаемые факты должны быть яркими, впечатляющими, вызывать эмоциональное переживание: одобрение, осуждение,
восхищение, радость, гнев.
Г) Материал необходимо подать таким образом, чтобы ученик был вынужден поставить себя на место ученого в момент принятия им важного решения.
Д) Полезны обращения к высказываниям и воспоминаниям ученых или их учеников.
2. Гражданский аспект. Воспитание чувства сопричастности и ответственности за все происходящее в этом мире. Понимание законов природы должно побуждать желание считаться с этими законами, применять их в практической деятельности, незнание же приводит к невозможности предвидения последствий своей деятельности (в частности антропогенной нагрузке на природу, экологические бедствия и катастрофы). Для реализации этого принципа использую прием «Ведомость ценностей». Например, при изучении тем «Тепловые двигатели», «Источники энергии» предлагаю дома заполнить таблиц, содержащую две колонки - «плюсы» и «минусы» данного явления. Использование данного приема позволяет ребятам осознать, что в реальной жизни нет идеальных решений, как правило приходится выбирать «из двух зол меньшее», наиболее оптимальное для данной ситуации решение. Хорошо зарекомендовал себя прием «Выбор», одна из разновидностей которого состоит в следующем: при возникновении на уроке проблемной ситуации, когда нет однозначного выхода, каждый из предложенных вариантов имеет как свои плюсы, так и минусы. Предлагаю ребятам проголосовать с помощью рычажных весов и монеток. При таком подходе ни один ребенок не может «тихо отсидеться», каждый вынужден поставить себя на место ученого и принять какое-то конкретное решение, нести за него ответственность. Вместе с тем мы видим и так называемое «общественное мнение», часто результаты голосования порождают дальнейшую дискуссию, желание отстаивать свое мнение.
Воздействие физических полей земли, Солнца, околоземного пространства на формирование и развитие человека. Природа формирует все живое по своим законам. Живые организмы развивают в себе те свойства и функции, которые в наибольшей степени способствуют оптимальной приспособляемости организмов к условиям окружающей среды. Всегда живой интерес на уроке вызывает использование вставок «Физика и здоровье человека», «Техническое и бытовое окружение человека».
Б) Рассматриваю факты, иллюстрирующие действия законов физики в мире человека. Как их действия сказываются на нашем повседневном поведении (выбор одежды, плавание, ходьба, и т.д.). В 7-8 классе ведем тетрадь, где ребята измеряют и записывают физические величины, касающиеся непосредственно их (моя масса, плотность, мощность, скорость и т.д.)
Создание технических устройств по образу и подобию человеческих органов или приспособлений животных (фотоаппарат, обтекаемая форма судов, ласты).
Г) Связь человека, как физического объекта с мировоззренческими идеями (попытки создания наук, объясняющих функционирование человеческого организма как механической системы, термодинамической, электродинамической системы).
Д) Человек Науки (ученый как состояние души); становление творческой личности в детстве и юности; роль гуманитарного образования; общее и различия в действиях теоретика и экспериментатора.
Е) Личность ученого и художника (различие в восприятии, специфика методов постижения научной и художественной правды; рациональное и иррациональное мышление; интуиция в науке).
На мой взгляд, использование данного подхода достаточно эффективно. Ученики гуманитарного класса успешно справляются с требованиями программного материала. Но самое ценное для меня, что в последнее время мне не приходится убеждать ребят в необходимости изучения физики. Вместе с тем необходимо отметить, что данный подход не является окончательно разработанным. Необходима разработка дидактического материала (задачника), учитывающего специфику восприятия данной группы учащихся.