СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гумманизация образования как фактор развития личностиребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного  мышления, воображения.

Просмотр содержимого документа
«Гумманизация образования как фактор развития личностиребёнка»

Гуманизация образования как фактор развития личности ребенка


Учитель начальных классов

«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Сгибнева Алёна Викторовна


Младший школьный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения. У детей появляется сознательная готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире, формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.

Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть не достойной, не счастливой» /К.Д.Ушинский/.

Формирование личности – длительный, непрерывный процесс, который требует комплексного подхода, основанного на принципах гуманизации:

  • Убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию;

  • Требование свободы и защиты достоинства личности;

  • Идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (и духовных, и материальных) должно быть конечной целью общества.

Направленность учебно-воспитательного процесса, определяет основополагающие требования к развивающему и развивающемуся школьному учреждению, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями и возможностями, а педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, и руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов. В школьных организациях весь коллектив работает в творческом поисковом режиме и гуманных отношениях партнерского сотрудничества. Уважение и доверие становится нормой жизни членов коллектива.

Для гуманизации образования как фактора развития личности, педагогу необходимо обеспечить условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дать ему возможность быть самим собой, организовать разнообразную учебно-познавательную деятельность, создать условия для сохранения здоровья.

Задачи учебно-воспитательного процесса обучающего учреждения призваны заложить фундамент развития ребенка – сформировать базовую культуру его личности, что позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Реализуя задачи по развитию личности ребенка, коллектив опирается на следующую модель воспитательного процесса:


Модель воспитательного процесса, используемая в начальном звене Белокурихинской начальной школы №1:

И зучение личности ребенка


Анализ результатов /диагностика/


Цель и задачи развития

/планы, педсоветы, семинары, КМО./

Виды деятельности:


физическое


эстетическое трудовое






нравственное экологическое

правовое



б азовые науки внешкольное учение

семья и общество


музей, туризм


Реализуя программные задачи школьников, коллектив использует основные приоритетные ориентиры развития личности ребенка:

  1. Развитие любознательности у младшего школьника как основы познавательной активности ученика; познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебно-игровой деятельности, но и обеспечивает его интерес к видам деятельности, произвольность поведения, устойчивость внимания, саморазвитие.

  2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих задач позволяет быть успешным в разных видах деятельности на основе использования различных приемов, методов и форм организации.

  3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

  4. Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешности учебно-игровой деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшими направлениями социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.


Формируя нравственную сферу личности, педагог воздействует на ее интеллектуальную сферу, эмоциональную и волевую. Постоянное общение педагога с детьми требует от него педагогического такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, настойчивость, выдержку и самообладание.

Общение с детьми педагоги строят на основе справедливой, обоснованной, последовательной требовательности. Стиль отношений во многом зависит от взаимопонимания взрослого и учащегося, готовности к активному послушанию, расположения к учителю. По отношению к одному из учащихся обращение требует большой доверительности. Важно создать у ребенка уверенность, что требования педагога всегда справедливы. Умение понять ребенка, его состояния, позволяет определить более правильно соответствующий подход к нему.

Реализуя программу по курсу человековедения, педагоги формируют у детей представления о самом себе, положительное отношение к образу своего «Я», умение пользоваться приемами самопознания, самонаблюдения, самовосприятия, учат укреплять веру в свои силы и возможности. Особое значение придают развитию таких качеств личности, которые необходимы для успешного общения и совместной жизни с другими людьми – доброта, заботливость, терпимость, отзывчивость, честность, трудолюбие. Дети учатся различать и понимать радость и грусть, мудрость и глупость, видеть прекрасное.

Входят в практику работы с детьми такие виды занятий, как «Кто я? Мир вокруг меня», «Я и моя семья», «Мой лучший друг», «Подарок заболевшему другу», «Мои желания, мечты и вкусы», «Мир узнаю по запаху», «Что и зачем мы едим?».

Все формы и методы работы направлены на всестороннее развитие личности детей младшего школьного возраста, в которых игра является ведущей деятельностью, а мониторинг и диагностика позволяют глубже изучить каждого ребенка, качество педагогического мастерства педагогов.

Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей; отношения с родителями, сверстниками, воспитывающими и другими людьми.

Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека. И почти не подвергается сомнению то, что если в этих отношениях много бессердечия, насилия, лжи, унижения, зла, потребительства, эгоизма, то все это станет принадлежностью ребенка.

Современное общество определяется именно такими отношениями. Они ведут к гибели и общества, и личности. Если человечеству не удается в ближайшее время изменить характер отношений, то в трагическом будущем человечества сомневаться не приходится.

Изменения должны идти по пути гуманизации образования, как фактора развития личности ребенка. Другого пути нет. Поэтому наш коллектив в своей работе также тщательно изучает факторы, влияющие на формирование личности ребенка.




Факторы, влияющие на формирование личности



Макрофакторы микрофакторы

/космос, планета, /семья, школа, коллектив

Мир, природа, сверстников/

Общество/

Мезофакторы

/село, город,этнос/



Коллектив


Семья труд





Общество природа



Гражданин России


Гуманизация отношений должна изменить взгляд на развитие ребенка и создание условий для его максимальной самореализации.

Основополагающим отношением к ребенку должно стать:

  1. Уважение в ребенке Человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть.

  2. Неповторимость ребенка, которая поможет ему выбрать свой жизненный путь.

  3. Развитие самооценки и самосознания, которые обеспечат ему успех в

познании, пробудят уверенность в себе и своих силах.


Реализуя личностно-ориентированный подход в процессе воспитания и развития школьников, коллектив ориентируется в первую очередь на развитие когнитивных, интеллектуальных чувств, ознакомление детей со способами познания, развитие психических и познавательных процессов, развитие умственных способностей и это обязывает педагога уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость, быть по-матерински добрым и строгим. Рядом с педагогом ребенку должно быть по-домашнему тепло и уютно. Он должен быть для детей творцом детской радости, чтобы с ним было интересно и весело, и старшим товарищем, который посоветует, одобрит, защитит. Он близкий человек, который заменит ребенку мать в ее отсутствие.

6