СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гуров А.В.Индивидуальное и дифференцированное обучение школьников-создание ситуации успеха для каждого обучающегося

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: помочь учителю преодолеть  основные трудности практической реализации индивидуального (педагогическое  понятие) и дифференцированного подхода  в обучении (психологическое направление) и связать это с нерешенным вопросом "На  какой основе осуществлять индивидуальное и дифференцированное обучение в массовой школе?"

Просмотр содержимого документа
«Гуров А.В.Индивидуальное и дифференцированное обучение школьников-создание ситуации успеха для каждого обучающегося»








Авторы: Гуров В.А., к.б.н., доцент, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Красноярск


Многочисленные публикации последних лет указывают на снижение качества образования, рост школьных форм патологии и т.п. Наиболее эффективный способ преодоления указанных проблем – использование личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.

В современной школе предпринимаются попытки дифференцировать образовательный процесс. Однако анализ традиционного и дифференцированного обучения (наиболее распространены разноуровневая и профильная дифференциация) показал, что строятся они на одном и том же принципе: добиться обученности школьников в соответствии с заданными требованиями. При традиционном обучении создаются условия, одинаковые для всех учеников. И каждый школьник в этих условиях должен достигнуть планируемых результатов, приближаясь по мере взросления к соответствующей типовой модели, быть её носителем. Профильная дифференциация связана с различиями в содержании каждого предмета в зависимости от целей его преподавания, а уровневая - с глубиной освоения. В обоих случаях средством индивидуализации обучения служат сами знания, а не их конкретный носитель - ученик. Уровневая и профильная дифференциация обучения позволяет в рамках единого образовательного стандарта использовать варианты программ, отличающиеся разной сложностью содержания («разноуровневые»), объёмом (программы для лицейских классов, гимназических и классов с углублённым изучением отдельных учебных предметов) и профильной направленностью (естественно-научная, гуманитарная и т.д.). Такие подходы к обучению строятся на знаниевой основе и кардинально не отличаются друг от друга.

В связи с выше изложенным, по нашему мнению, основная трудность практической реализации дифференцированного подхода к обучению связана с нерешенным вопросом: «На какой основе и каким образом может осуществляться индивидуализация обучения в массовой школе?». Ответ на этот вопрос может быть дан двумя взаимосвязанными путями. В первом случае субъектом, осуществляющим индивидуализацию образования, становится образовательное учреждение (например, введение дифференцированных или профильных групп, индивидуальных учебных планов и программ и т.д.). В этом случае можно утверждать, что задействован организационный уровень индивидуального подхода. Вторая ситуация – когда субъектом индивидуализации процесса обучения выступает непосредственно учитель (например, разноуровневые задания на уроке или учёт ведущего когнитивного стиля учащихся в обучении). В данном случае оказывается задействованным дидактический уровень индивидуального подхода.

Современная российская образовательная практика ориентирована преимущественно на индивидуализацию обучения организационными средствами.

Анализ работы базовых школ лаборатории Школьного здоровья КК ИПКиППРО показал, что существует объективная потребность в разработке технологии дифференцированного обучения на основе природосообразного подхода. Этот подход предполагает включение педагогом в работу с детьми системы специальных способов и приёмов, соответствующих закономерностям развития детей, их личностным и индивидуальным психофизиологическим особенностям.

Дифференцированный подход к обучению предполагает создание системы психолого-педагогических условий, позволяющей учителю в классном коллективе работать с типологической группой учащихся, объединенных общими учебно-важными индивидуальными особенностями. Для этого необходима не изолированная, а единая для всех, но дифференцированная в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся образовательная среда. Дифференциация предполагает обязательное соответствие средств и методов преподавания психофизиологическим особенностям учащихся. Для организации индивидуально-дифференцированного обучения необходима совместная деятельность школьных специалистов (педагогов и психологов), а также повышение уровня их профессиональной компетентности в области педагогической психофизиологии.

Цель дифференцированного обучения школьников – создание ситуации успеха для каждого обучающегося. Обеспечение индивидуальной траектории развития познавательных способностей учащихся, повышение качества обучения (при сохранении психического и соматического здоровья). Создание оптимальных условий для сохранения и развития индивидуальности учащихся в противовес усреднению и нивелированию личности, свойственным традиционному обучению.

При организации дифференцированного обучения необходимо создание типологических групп, учитывающих такие индивидуальные учебно-важные характеристики школьников, как функциональная асимметрия полушарий головного мозга, доминирующие репрезентативные системы, специфически динамические свойства нервной системы.

Организация дифференцированного обучения предполагает внутреннюю форму дифференциации школьников в рамках класса. Однако реализация, например возрастной или половой дифференциации, возможна также и в рамках школы (например, создание классов для девочек и мальчиков - внешняя дифференциация), при сочетании с дифференциацией по психофизиологическим характеристикам внутри классов (внутренняя дифференциация).

Таким образом, индивидуально-дифференцированное обучение предполагает создание комплекса психолого-педагогических условий обучения для школьников различных типологических групп внутри класса. Средства и методы обучения должны отбираться в соответствии с индивидуальными особенностями участников образовательного процесса.

Методика организации индивидуально-дифференцированного обучения предполагает на первом этапе определение индивидуального психофизиологического портрета каждого школьника – оценку степени выраженности соответствующих систем репрезентации, индивидуальный функциональный латеральный профиль (моторная, сенсорная и психическая асимметрии), специфически динамические свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность), а также ведущие когнитивные, или познавательные, стили (полезависимость-поленезависимость, импульсивность-рефлексивность).

Второй этап – мотивационно-организационный. Его цель – формирование установки на предполагаемую учебную деятельность. На этом этапе составляются примерные схемы рассаживания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и типа учебной работы; сценарии организации деятельности внутри групп учащихся, средства и способы представления учебного материала.

Третий этап – оценочный. Выделение третьего этапа связано с его особой ролью в мотивации к учебе, коррекции деятельности, как учащихся, так и педагогов. При оценке полученных учебных результатов важно участие детей.

Известно, что одной из составляющих психического развития учащихся является контролирующая и оценочная деятельность ученика. Взаимодействие учащихся в парах (группах) необходимо для получения опыта контрольно-оценочных действий в условиях равноправного общения.

Наиболее целесообразной, с нашей точки зрения, является работа в гомогенных и гетерогенных парах (группах) сменного состава. В основе работы малых групп лежит учебное сотрудничество, которое является антиподом традиционного обучения, способствующего разъединению учащихся. Общеизвестно, что в сотрудничестве ученик может сделать больше, чем самостоятельно.

Работая в гетерогенных парах (группах), учащиеся с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Имея набор стратегий обучения, ассоциированных с каждым учебным стилем, школьники, выполняя смешанные задания, могут увеличить количество своих учебных стратегий. Например, ученик правополушарного типа, работая в паре с левополушарным, над заданием, связанным с оценкой значимости раздела текста, может показать такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

Полезно, например, объединять визуально одаренных учащихся с аудиалами. Визуально одаренный ученик, используя зрительное представление информации, научит схематизировать, организовывать учебный материал без потери целостности. Аудиально ориентированный ученик расскажет, логически обоснует учебный материал.

Методика индивидуально-дифференцированного обучения предполагает построение учебного процесса не только с учетом имеющихся дефицитов (с целью компенсации), но и для развития учебных навыков (и соответствующих систем), которые обеспечивают успешность учебной деятельности школьника.

Для создания ситуации успеха для каждого школьника необходимо подавать учебную информацию в ведущий канал восприятия информации и обеспечить условия для становления навыка быстрой трансляции внешней информацию в доминирующую репрезентативную, а также стимулировать развитие стратегий деятельности свойственных контралатеральному полушарию.

На основе выше сформулированных основных положений концепции разработана программа курсов повышения квалификации «Индивидуально-дифференцированный способ обучения с учетом психофизиологических особенностей школьников». Работа на курсах повышения квалификации позволяет педагогам включиться в самоизменения-саморазвитие и запустить процесс преодоления кризиса профессиональной некомпетентности, особенно актуальный для молодых педагогов, повысить эффективность профессиональной учебной и воспитательной деятельности. А разработка на основе знаний об индивидуальных психофизиологических особенностях участников образовательного процесса проекта личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к обучению (с учетом индивидуальных особенностей учителей) позволит существенно повысить эффективность образовательной и воспитательной деятельности в целом, а также сохранит здоровье участников образовательного процесса.

Самое читаемое


"Внедрение ФГОС в ДОУ"

"Готовность педагогического коллектива к работе с детьми, имеющими ОВЗ, как ключевая компетенция в условиях современного образования"

"Влияние педагогического общения на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Преемственность начального и основного уровней образования в условиях внедрения ФГОС второго поколения"

"Инновационные технологии обучения плаванию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях образовательного комплекса"

© Преемственность в образовании, preemstvennost.ru, 2011 г.