СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гуси-лебеди Открытый урок

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гуси-лебеди Открытый урок»

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Урок-игра по теме

«Состав чисел в пределах первого десятка»

Цель

Повторить изученные приемы сложения и вычитания, состав чисел в пределах первого десятка.

Задачи

  • повторить названия, последовательность и состав чисел от 0 до 10;

  • продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза;

  • продолжить воспитание культуры речи и сотрудничества.

Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает:

  • знание/понимание обучающимися названий, последовательности и состава чисел от 0 до 10; значения терминов «однозначное число», «двузначное число», «предыдущее число», «следующее число»; понятия «равенство», «неравенство»; знаки: «» (больше), «

  • умение считать предметы в пределах 10; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10; воспроизводить последовательность первых десяти чисел в прямом и обратном порядке; ориентироваться во времени: сначала, потом, до, после, раньше, позже; сравнивать числа и записывать равенства и неравенства.


Планируемые результаты

Личностные

  1. проявление творческого отношения к процессу обучения;

  2. заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Метапредметные

  • Познавательные

Умение:

  1. устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать, устанавливать соответствия между графическими и математическими моделями объектов;

  2. использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов;

  3. давать оценку действиям, оценивать результат;

  4. находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Регулятивные

Умение:

  1. принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  2. формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

  • Коммуникативные

Умение:

  1. использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения учебно-познавательных и практических задач, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать результаты измерения величин и анализировать изображения;

  2. оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

  3. сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат, выслушивать мнения других.

  • Предметные

  1. усвоение названий, последовательности и состава чисел от 0 до10; значения терминов ≪однозначное число≫, ≪двузначное число≫, ≪предыдущее число≫, ≪следующее число≫; понятия ≪равенство≫, ≪неравенство≫; знаки: ≪ ≫ (больше), ≪ ≫ (меньше), ≪=≫ (равно);

  2. умение считать предметы в пределах 10; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10; воспроизводить последовательность первых десяти чисел в прямом и обратном порядке;

  3. умение ориентироваться во времени: сначала, потом, до, после, раньше, позже;

  4. умение сравнивать числа и записывать равенства и неравенства.


Организация образовательного пространства

Оборудование

персональный компьютер педагога, подключенный к проектору; интерактивная доска; карточки с цифрами; карточки-светофоры; рисунок с изображением избушки на курьих ножках и заданиями на обороте, рисунок к

задаче.

Межпредметные связи

Литературное чтение. Русская народная сказка ≪Гуси-лебеди≫.

88

Формы работы

  • фронтальная форма

  • индивидуальная форма

  • работа в паре


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I. Орг. момент


II. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, мы с вами изучили числа от 1 до 10. Давайте проверим, как хорошо вы усвоили их. Чтобы проверить это, выполните задание.

89

Задание 1. Найди числа от 1 до 10. Игра.

Задача этой игры - найти числа от 1 до 10, спрятанные на картинке.


Учитель. Сегодня на уроке мы с вами вспомним состав чисел, приёмы сложения и вычитания и, конечно же, будем решать задачи. А поможет нам в этом русская народная сказка «Гуси-лебеди», которая пришла сегодня к нам в гости на урок. Наверное, вам читали её родители или вы видели мультфильм. А теперь вы сможете стать ее героями. Давайте вместе вспомним содержание сказки.

Задание 2. Вспомнить и изложить последовательно краткое содержание сказки


Учитель. Итак, ребята, вы вспомнили сказку. Давайте посмотрим её начало.

Демонстрация начала мультфильма Гуси-лебеди. (Временной промежуток: 2:00 — 3:53)

Итак, гуси-лебеди унесли Иванушку. Ребята, давайте поможем Машеньке освободить братца, для этого нам придется хорошо думать, считать, правильно выполнять все задания.

Посмотрим еще несколько фрагментов из мультфильма. Вы должны смотреть очень внимательно, потому что потом мы сыграем в игру, в которой будут вопросы по содержанию фрагментов.

Демонстрация фрагментов: «Встреча с печкой» (4:40), «Встреча с яблоней» (6:00), «Встреча с речкой» (7:18), «Встреча с ёжиком» (9:18). Каждый фрагмент демонстрируется до окончания эпизода.


III. Учебно-познавательная деятельность

Учитель. Сначала мы должны помочь Машеньке добраться до домика Бабы-Яги. Для этого надо дружно справиться со следующим заданием.

Задание 1. Игра «Живые цифры»

Форма работы

Правила игры. Учитель вызывает к доске учеников, выдает им карточки с числами от 1 до 10. Задаёт вопросы. Учащиеся, чьи карточки совпадают с правильными ответами делают шаг вперёд. Учащиеся, оставшиеся за партами, сигнализируют карточками светофорами правильность ответа.

Вопросы

1. Сколько гусей-лебедей служило Бабе-Яге? (5)

2. Сколько сказочных персонажей встретила Машенька по дороге к избушке Бабы-Яги? (4)

3. Вспомните, киким по счёту был ёжик. Пусть выйдут «соседи» этого числа. (Ёжик встретился Маше четвёртым — для ответа выходят дети с карточками чисел 3 и 5.)

4. Сколько камней пришлось отодвинуть Машеньке, чтобы помочь речке? (3)

5. Вспомните, сколько яблок висело на ветвях яблони, когда она наклонилась, чтобы объяснить Машеньке дорогу, и вычтите из этого числа 2. (На ветках висело 8 яблок, для ответа выходит «номер» 6)

6. Если сложить вместе Машиных друзей и Машиных недругов, то какое число получится? (4 + 6 = 10)

Учитель. Молодцы! Помогли Машеньке добраться до домика Бабы-Яги.

На доску помещается рисунок с изображением избушки на курьих ножках

Давайте вместе скажем волшебные слова, чтобы избушка повернулась: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом».

Учитель переворачивает рисунок. На обратной стороне записаны примеры в три столбика.

Чтобы помочь Машеньке вытащить братца из избушки, надо правильно решить примеры

Задание 2. Игра «Кто быстрее».

Правила игры. Класс делится на три команды — по рядам. По сигналу учителя учащиеся по очереди подбегают к доске и записывают ответ. Выигрывает та команда, которая первая правильно решит все примеры.

8 + 2 =

6 + 2 =

4 + 2=

9 – 3 =

9 – 5 =

9 – 4 =

4 + 3 =

3 + 6 =

5 + 3 =

8 – 4 =

7 – 4 =

5 – 4 =

2 + 2 =

4 + 4 =

5 + 5 =

5 – 0 =

2 – 0 =

8 + 0 =

1 + 7 =

1 + 5 =

1 + 8 =

5 – 2 =

7 – 2 =

2 – 2 =


Учитель. Выполнили задание — вытащили Ванечку. Побежали, а то Баба-Яга нас догонит, а гуси-лебеди уже догоняют. Добежала Машенька до речки.

Демонстрация фрагмента: Вторая встреча с речкой (13:58)

Итак, речка спрятала детей. Давайте и мы поможем Машеньке и Ванечке. Для этого нужно решить задачу:

Задание 3. Решение задачи.

Форма работы

Задача. В небе было 5 гусей-лебедей. К ним подлетело еще трое гусей-лебедей. Сколько стало гусей-лебедей в небе?

Вопросы

1. О ком говорится в задаче?

2. Что нам известно в задаче?

3. Что необходимо узнать?

4. Гусей-лебедей стало больше или меньше?

5. Если гусей-лебедей стало больше, то каким действием мы это найдем?

6. Как решить нашу задачу?

7. Как мы ответим на вопрос задачи?

Решение задачи и ответ записываются в рабочую тетрадь с комментированием.


Физкультминутка

93

Учитель. Молодцы! Помогли Машеньке и Ванечке спрятаться у речки, но дети устали. Устали и мы с вами. Давайте отдохнем!

Белые лебеди,

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели, полетели.

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.


Задание 4. Составить задачу по рисунку и заданному действию.

Учитель. Бежит Машенька дальше с братцем, а гуси-лебеди вот-вот выхватят его. Прибежала девочка к яблоньке, просит спрятать ее. Демонстрация фрагмента: «Вторая встреча с яблоней» (15:13)

И мы с вами поможем Машеньке. Для этого нам надо составить задачу по рисунку и заданному действию.


Задание 5. Арифметический диктант

Учитель. Улетели гуси-лебеди, а девочка с братцем дальше побежала, видит — стоит печка. А тут гуси-лебеди опять вернулись, хотят отнять братца.

Демонстрация фрагмента: «Вторая встреча с печкой» (16:16)

И мы с вами поможем Машеньке. Для этого нам надо написать арифметический диктант:

6 да 1

10 без 2

7 плюс 2

1 класс

6 минус 1

к 8 прибавить 2

от 5 отнять 3

сумма чисел 5 да 5

из 8 вычесть 4

первое слагаемое 3, второе — 7, чему равно значение суммы?

Я вижу, вы устали. Тогда пора отдохнуть.


Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика


Упражнение 1

Вот идет по полю гусь.

Он не страшный, ты не трусь.

Он тебя совсем не тронет,

Только клюв к земле наклонит.

Дети сгибают руку, локоть опускают вниз, кисть смотрит вверх. Затем сгибают руку в запястье, стараясь ладонью коснуться запястья, а левой рукой чуть-чуть надавливают на тыльную сторону ладони.

Упражнение 2

Что у нас случилось тут?

Гуси по полю идут.

Остановятся и вот

Нагибаются вперед.

Упражнение выполняют стоя. Дети кладут ладони на стол пальцами вперед и переносят вес тела как можно дальше вперед, оставляя руки прямыми. При этом напрягаются запястья. Повторяют упражнение несколько раз.

Упражнение 3

Этот гусь к себе домой

Почему-то шел спиной.

Вот он пятится по парте —

У него такой характер.

Упражнение выполняют стоя. Дети кладут ладони на стол тыльной стороной вниз, пальцами к себе и слегка облокачиваются на них. Повторяют упражнение несколько раз.

Учитель. Вот и дом совсем близко. Надо Машеньке помочь скорее добежать. Для этого вы можете выбрать любое задание, которое вам больше нравится.

Задание 1. Реши логические задачи

1. Едет всадник на коне. Сколько ног у них вместе?

2. Масса половинки гуся 2 кг. Какова масса всего гуся?

3. Гусь живет 3 года. Сколько лет живет полгуся?

4. На столе стояло 5 стаканов малины. Вова съел один стакан малины. Сколько стаканов осталось на столе?

Задание 2. Вставьте пропущенные слова «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже» в следующие предложения.

1. ... родители уехали из дому, а …. гуси-лебеди унесли Иванушку.

2. Машенька встретилась с печкой …. яблоньки.

3. Машенька встретилась с речкой … яблоньки.

4. …. Машенька выкрала Иванушку у Бабы Яги, а … гуси-лебеди кинулись за ней в погоню.

5. Машенька вернулась домой с братцем … возвращения родителей.


IV. Рефлексия

Учитель. Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу с помощью светофора.

Закончите фразы.

На уроке я узнал…………………………………………………………

Я смог самостоятельно…………………………………………………

Я пока затрудняюсь…………………………………………………….

Я понял, мне необходимо проработать …….………………………..

А вот и мама с папой Машеньки и Ванечки приехали, привезли детям подарки. Вас тоже ждут подарки.

Литература и сайты

1. Гуси-лебеди. Мультфильм

http://www.ivi.ru/video/view/?id=34588