Русский язык ГВЭ-9 2025
Сборник заданий ФИПИ
ЭкзаменRight
СПЕЦИФИКАЦИЯ
экзаменационных материалов для проведения в 2025 году государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего образования (письменная форма) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Виды экзаменационной работы ГВЭ-9 (выписка из документа)
ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких формах в целях учёта возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ.
100-е номера вариантов предназначены для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, экстернов с нарушениями ОПОРНО_ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (далее – НОДА), осваивающих вариант 6.1 ФАОП ООО1, а также для иных категорий участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (с диабетом, онкологическими заболеваниями, астмой, пороком сердца и др.), – сжатое изложение по прослушанному тексту с творческим заданием.
Условия проведения работы
Сжатое изложение по прослушанному тексту в 100-х и 200-х вариантах. Текст для изложения читается организатором в аудитории дважды с интервалом между прочтениями текста 10 минут. В это время участники экзамена могут работать с листами бумаги для черновиков, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (записывать под диктовку текст изложения в листы бумаги для черновиков не разрешается). ТЕКСТ НЕ ВЫДАЕТСЯ ВЫПУСКНИКУ!!!!
Образец сжатого изложения с творческим заданием
100-е номера вариантов
Случалось ли вам на художественной выставке, куда пришло множество посетителей, вглядываться в их лица? «Смотрящих» от
«видящих» отличить легко: «смотрящих» узнаёшь сразу по самодовольному безразличию. Вместе со всеми они терпеливо выстояли на улице длинную очередь, чтобы попасть на выставку, о которой столько говорят. Вместе со всеми разделись в гардеробе, получили номерок, вошли в зал, где выставлены картины великих мастеров. Но, как говорится, с чем пришли, с тем и ушли. Они ничего не увидели, они только смотрели. Душа их оказалась слепа.
Однажды в подмосковном совхозе я увидела женщину, выходящую из продуктового магазина. Она несла хозяйственные сумки, а впереди шли двое её малышей, которых она только что забрала из детского сада. Лицо женщины было озабоченным, поклажа оттягивала руки, она стала удобней перекладывать сумки и вдруг остановилась, подняв вверх лицо.
Я тоже посмотрела вверх. Край неба пылал, охваченный закатом, и над лесом висело большое круглое облако, наполненное светом. Вокруг него, как ягнята, толпились маленькие пушистые облака, а большое облако висело неподвижно, словно громадный светящийся зонт, и лишь по слепящим лучам можно было ощутить, с какой силой клокотал за ним жар заката.
Тут я увидела, что женщина показывает облака своим детям. Она повернула их обоих лицом к закату и, наклонившись, что-то им объясняла. Они вначале вертелись и не слушали, но потом притихли и тоже стали смотреть на облака. А закат угасал, становясь всё нежней и мягче, скользящий свет ложился румянцем на детские лица, и мне казалось, что нет зрелища прекрасней, чем эта уставшая после работы женщина, которая учит своих детей видеть красоту мира.
(По Т. Тэсс)
249 слов
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 17 © 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 18
Русский язык. 9 класс ГВЭ (письменная форма) Русский язык. 9 класс ГВЭ (письменная форма)
Задания
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Т. Тэсс.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Почему «смотреть» и «видеть» не одно и то же?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Критерии оценивания сжатого
ИК1
Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изло- жения, верно отразив все микротемы 2
Экзаменуемый передал основное содержание текста для изложения,
но
упустил или добавил одну микротему 1
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения 0
Сжатие исходного текста
ИК2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста 1
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста 0
ИК3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения*
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– допущено не более одной логической ошибки;
– в работе имеется не более одного нарушения абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется более одного случая нарушения абзацного членения текста 0
Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1–ИК3 - 4
Критерии оценивания творческого задания Соответствие сочинения формулировке задания
СК1
Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос 1
Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос.
* Такая работа по критериям СК1–СК3 оценивается 0 баллов 0
СК2
Отражение собственного мнения экзаменуемого
Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме 1
Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано,
или
экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей задан- ному вопросу 0
СК3
Аргументация экзаменуемым собственного мнения
Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее од- ного аргумента) 1
Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение 0
Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям СК1–СК3 - 3
Критерии оценивания грамотности
и фактической точности письменной речи для экзаменуемых, выполняющих задания из 100-х, 200-х или 300-х вариантов Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет,
или
допущено не более одной ошибки 2
Допущено две-четыре ошибки 1
Допущено пять ошибок или более * 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет,
или
допущено не более двух ошибок 2
Допущено три-пять ошибок 1
Допущено шесть ошибок или более 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет,
или
допущена одна ошибка 2
Допущено две-четыре ошибки 1
Допущено пять ошибок или более 0
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
или
допущено не более двух ошибок 2
Допущено три-четыре ошибки 1
Допущено пять ошибок или более 0
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала нет 2
Допущена одна ошибка в изложении материала 1
Допущено две ошибки в изложении материала или более 0
Максимальное количество баллов по критериям ГК1–ГК4, ФК1 10
При оценке сжатого изложения следует учитывать его объём. Экзаменуемым рекомендован объём от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При оценивании следует учитывать объём написанного сочинения.
Экзаменуемым рекомендован объём от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Шкала оценивания "2"- 0-4балла, "3"—5-10 баллов, "4"-11-14 баллов, "5"- 15-17 баллов
Таким образом, изложение читает организатор два раза, выпускнику текст не дают в руки, он только одновременно с чтением записи делает. ИЗЛОЖЕНИЕ - 70 слов, но меньше 50 слов- 0 баллоа. Сочинение на тему нужно из 200 слов, но менее 100 слов - 0 баллов
Русский язык ГВЭ-9 2025 Сборник заданий ФИПИ (100-е номера вариантов)
Вариант #1 Сжатое изложение с творческим заданием
Т. Тэсс.
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Почему «смотреть» и «видеть» не одно и то же?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #1
Случалось ли вам на художественной выставке, куда пришло множество посетителей, вглядываться в их лица? «Смотрящих» от «видящих» отличить легко: «смотрящих» узнаёшь сразу по самодовольному безразличию. Вместе со всеми они терпеливо выстояли на улице длинную очередь, чтобы попасть на выставку, о которой столько говорят. Вместе со всеми разделись в гардеробе, получили номерок, вошли в зал, где выставлены картины великих мастеров. Но, как говорится, с чем пришли, с тем и ушли. Они ничего не увидели, они только смотрели. Душа их оказалась слепа.
Однажды в подмосковном совхозе я увидела женщину, выходящую из продуктового магазина. Она несла хозяйственные сумки, а впереди шли двое её малышей, которых она только что забрала из детского сада. Лицо женщины было озабоченным, поклажа оттягивала руки, она стала удобней перекладывать сумки и вдруг остановилась, подняв вверх лицо.
Я тоже посмотрела вверх. Край неба пылал, охваченный закатом, и над лесом висело большое круглое облако, наполненное светом. Вокруг него, как ягнята, толпились маленькие пушистые облака, а большое облако висело неподвижно, словно громадный светящийся зонт, и лишь по слепящим лучам можно было ощутить, с какой силой клокотал за ним жар заката.
Тут я увидела, что женщина показывает облака своим детям. Она повернула их обоих лицом к закату и, наклонившись, что-то им объясняла. Они вначале вертелись и не слушали, но потом притихли и тоже стали смотреть на облака. А закат угасал, становясь всё нежней и мягче, скользящий свет ложился румянцем на детские лица, и мне казалось, что нет зрелища прекрасней, чем эта уставшая после работы женщина, которая учит своих детей видеть красоту мира.
(По Т. Тэсс)
(249 слов)
Вариант #2 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из статьи журнала
«Наука и жизнь».
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Почему люди должны учиться жить «в ладу с природой»?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #2
Изучение растений и животных в природе – это занятие не из лёгких. И если учесть, как сложна даже самая простая среда, то неудивительно, почему экология развивается так постепенно, шаг за шагом проникая в тайны природы, хранимые ею веками, тысячелетиями. Важно заметить, что это область научных исследований, в которой наблюдение наряду с экспериментом всё ещё занимает важное место. Вот почему внимательному и пытливому натуралисту, чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением. И ещё нужны специальные знания.
Любое существо тысячами невидимых нитей связано с живой и неживой природой. Добывая пищу, отыскивая укрытия от врага и непогоды, заботясь о сохранении потомства, животные выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. И разглядывая, например, крота, мы сразу можем понять, что это подземный житель. А наблюдение за жизнью форели говорит нам о ней как о прирождённой жительнице рек с бурным, стремительным течением. Саксаул и кактус типично пустынные растения. У представителей мира природы, которыми мы интересуемся, свой образ жизни, свои особенности, привычки.
Но экология – понятие более широкое. Это наука-перекрёсток, где хватает работы биологу и искусному врачу, космонавту и математику, философу и беспристрастному социологу, химику и инженеру. Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. Ведь любой зверь и какое-нибудь растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира. Их жизнь определена сотнями, тысячами причин, в том числе и деятельностью человека.
(По материалам журнала «Наука и жизнь»)
(218 слов)
Вариант #3 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Д.А. Гранина.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Нужно ли отстаивать свои идеи?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #3
Два крайних, противостоящих друг другу типа учёных, издавна привлекали внимание писателей. Это Джордано Бруно и Галилео Галилей*. Первый – как выражение непримиримости, нравственной стойкости, героизма. Второй – как учёный, который ради возможности продолжать дело, ради своей науки готов пойти на любые компромиссы. В какой-то мере эти определения отражают два типа преданности науке.
Восемь лет тюрьмы, угроз, уговоров, пыток не смогли склонить Джордано Бруно к отказу от своих идей. Непреклонно отстаивал он мысли о бесконечности Вселенной, он не поступился ничем. Верность истине была ему дороже жизни. Отречься значило для Бруно предать науку. Взойдя на костёр, он защищал свободу мысли, он не мог поступить иначе. Он не мог сказать, что Земля – центр Вселенной, если это было не так. Личная мораль была неотделима для него от научных убеждений.
Через 33 года после гибели Бруно, честно исчерпав все способы открытой и тайной борьбы, Галилей перед лицом инквизиции торжественно отрекается от учения Коперника, объявляет движение Земли «ненавистным заблуждением и ересью». Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честностью, своим именем. Он согласен претерпеть позор, потому что ему важнее возможность продолжать свой труд. Он отрекается на словах, но никогда на деле. И Галилей доказывает это своей жизнью. Оставшиеся ему до смерти семь лет он продолжает добивать аристотелевскую физику. Невозможно требовать от Галилея больше, чем он сделал. Но он не мог одолеть Бруно. Правда «сожжённого» включала в себя нечто большее, чем только правду науки.
* Сообщить о написании имён собственных.
(По Д.А. Гранину)
(229 слов)
Вариант #4 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В.А. Кутырёва.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
В чём вред и польза телевидения?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #4
Почему люди всё время недовольны телевидением – этим величайшим даром цивилизации? Потому, что в нас бунтует не находящая реализации часть нашего живого существа. Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам. Сами не поём, не пляшем, не шутим и не разыгрываем друг друга, даже не общаемся. Только смотрим, смотрим, смотрим…
Телевидение – символ всей современной аудиовизуальной культуры. Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира. Она уносит человека туда, где он существует только как фантом. Уже есть телевидеоманы, «электронные почтальоны», которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. А сегодня уже говорят и о компьютерной зависимости, которую называют пока
«пребыванием в виртуальной реальности».
Но в творческую лабораторию человека попадает только то, что прошло через чувства. Только через чувства проходит прежде всего живое, непосредственное воздействие человека, природы, мира. Информационное воздействие затрагивает только наше мышление. От хоккея по телевизору остаётся только поверхностный след, который быстро рассеивается с новыми впечатлениями, смешивается с ними. А хоккей на стадионе, даже наблюдение, а тем более собственную игру, помнит всё тело, весь человек. И так любые события. Некоторые уже и не нуждаются в переживании и, скорее, похожи не на человека, а на роботообразное существо. По телевидению – мы простые наблюдатели. В реальной жизни – мы участники этой жизни и её непосредственные строители.
(По В.А. Кутырёву)
(218 слов)
Вариант #5 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту статьи из словаря юного литературоведа.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Какие нравственные уроки могут дать читателю произведения детективной литературы?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #5
О детективе много спорят. Ещё больше его читают. Одна из тем спора – стоит ли его читать вообще? Если считают, что не стоит, тогда утверждают: «Детектив – это не литература». Что же такое детектив?
Уже название жанра говорит о многом. Во-первых, название жанра совпадает с названием профессии его главного героя – детектива, то есть сыщика, того, кто ведёт расследование. Во-вторых, эта профессия напоминает о том, что детективный жанр – один из вариантов широко распространённой литературы о преступлении. В-третьих, подразумевается и способ сюжетного построения, при котором тайна преступления так до конца произведения и остаётся неразгаданной, держит читателя в напряжении.
Таинственное всегда возбуждало человеческий интерес. Но профессиональное расследование преступления не могло стать сюжетом в литературе раньше, чем оно возникло как явление социальной действительности. Одна из первых сыскных контор была создана при участии великого британского романиста Филдинга*, а спустя почти столетие Диккенс заинтересованно смотрел за первыми шагами ставшего впоследствии широко известным Скотланд-Ярда.
Для писателя преступление – знак общественного неблагополучия, а процесс его раскрытия позволяет приподнять завесу тайны над самим механизмом социальных связей.
Родоначальником детективного жанра считается Эдгар Алан По, перенесший основной упор с личности преступника на личность того, кто преступление расследует. Свой классический облик детектив как жанр принял в рассказах и повестях Артура Конан Дойла.
В чём секрет популярности детектива? Ответы дают разные. Почти всегда говорят о психологической разрядке и об интеллектуальном отдыхе, который предоставляет такого рода чтение современному человеку. Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.
(По энциклопедическому словарю юного литературоведа)
(246 слов)
* Сообщить о написании имён собственных.
Вариант #6 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения М.Г. Жуковой.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении
менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Какие качества отличают настоящего полководца?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #6
Штурм Измаила* был поистине торжеством русского военного искусства. Крепость считалась неприступной. Участники штурма, глядя при дневном свете, куда им приходилось ночью взбираться, сами себе не верили. Турки, никак не ожидавшие взятия Измаила, впали в неописуемый ужас. И такой победе мы во многом обязаны полководцу Александру Васильевичу Суворову.
Свидетели той эпохи отмечают, что войско не только любило, но почти боготворило своего великого полководца.
Но не только на поле сражения приобрёл он высшую степень любви. Старики солдаты любили его, рассказывали о прежних его подвигах молодым, вспоминали о нём забавные случаи. Они почитали его каким-то существом высшего рода. Офицеры видели в нём отца, любящего награждать каждый шаг усердия. Генералы его любили, но и боялись.
Знал Суворов, что солдат не любит в начальнике своём пышность, и потому жил просто: обедал по-солдатски рано, хлебал солдатские щи и кашицу. Единообразие жизни с жизнью солдат сближало его с их сердцами, и они видели в нём героя, начальника, отца и первого своего брата-солдата. Кроме торжественных праздничных дней, когда Суворов украшал себя знаками отличия, был он всегда одет в простую солдатскую куртку и тогда не требовал никаких почестей.
Величайшее искусство его было в разговоре со своими чудо-богатырями. Тут был он неподражаем. В их вкусе, на их слоге, на их языке беседовал он с ними.
На всё войско смотрел Суворов строго, беспристрастно. Все перед ним равны. Не хотел он знать никаких связей. Только истинное достоинство обращало на себя всё его внимание и покровительство, а потому никто не опасался, что другой заслонит ему дорогу к счастью.
* Сообщить о написании имён собственных.
(По М.Г. Жуковой)
(245 слов)
Вариант #7 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Д.А. Гранина.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Какого человека можно назвать «человеком чести»?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #7
Многие считают, что понятие чести устарело, оно сегодня заменено более высоким понятием – принципиальность. Вместо человека чести – человек принципов... Но может ли устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
Мне вспоминается случай, связанный с именем Антона Павловича Чехова*. В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. В знак протеста Короленко и Чехов тоже отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог», – писал он в Академию наук. После этого Чехов мог прийти только к одному решению – о сложении звания почётного академика. А ведь он мог бы найти для себя оправдание…
Убеждения, конечно, вещь необходимая. Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. Оно не подтверждено никаким документом. Просто слово. Возьмём, к примеру, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Ну, подумаешь, не принял, не сделал, не привёз. Сделает потом. Кажется, что и в самом деле нет ничего страшного, если исключить одно обстоятельство – было дано слово.
* Сообщить о написании имён собственных.
(По Д.А. Гранину)
(237 слов)
Вариант #8 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В.М. Пескова.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Почему человеку, семье, народу важно знать своё прошлое?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #8
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и самолёт в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. Родина – это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.
В годы войны мы призвали на помощь себе наше прошлое. Прошлое стало оружием. Силу его никто не измерил. Но можно сказать, что была она не слабее знаменитых
«катюш».
Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Человеку, семье, народу важно знать свои корни, чтобы легче было почувствовать назначение и смысл жизни. Человек должен вырастать сыном своей страны. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество.
(По В.М. Пескову)
(248 слов)
Вариант #9 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения С.С. Гейченко.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Что может рассказать дом о своих хозяевах?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #9
Пушкин долго привыкал к Михайловскому* дому. Беседовал сам с собой: а зачем ему все эти хоромы?.. Ещё в лицее он понял великое таинство уединения, «жития в пещере». В одной комнате он чувствовал себя как-то собранней, крепче. В ней всё под руками, всё только нужное.
Прежде чем окончательно устроить свой кабинет, он долго присматривался к дедовским хоромам. В старых комнатах было много вещей, любезных сердцу его деда и отца с матерью. Вот огромный комод, вот кресла и стулья, бильярд с щербатыми костяными шарами. В углу спальни – книжный шкаф. В нём землемерные планы, бумаги по хозяйству, календари, несколько французских романов. А это – старенький альбом. На первой странице нарисован венок из незабудок и якорь – символ надежды. Под ним старательно выведенная рукой отца надпись: «Ангелу души моей несравненной Наденьке от верного и нелицемерного супруга». Дальше шли стихи.
Он сделал окончательный выбор. Остановился на большой светлой комнате, выходящей окнами на юг. Здесь всегда было весело, солнечно. Вся усадьба видна как на ладони. Началось переселение вещей, изгнание иных из дому. Вещи упирались, как зажившиеся родственники. Не лезли в двери. Всё мало-мальски стоящее было свалено в родительской спальне, остальное отправлено в сарай. Ещё приказал поставить два книжных шкафа, канапé, туалетный столик, четыре кресла. Кровать велел поставить в углу, завесив её по́логом. Оставшись один, раскрыл портфель, шкатулку, вынул памятную мелочь. Стали на свои места портреты Жуковского, Байрона, «столбик с куклою чугунной», подсвечник, чернильница… Пододвинув к окну кресло, забрался на него с ногами и уставился во двор: «Господи, а здесь всё же ничего!»
(По С.С. Гейченко)
(244 слова)
* Сообщить о написании имён собственных.
Вариант #10 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения М.А. Кронгауза.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Должен ли меняться язык?
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #10
Мир вокруг нас меняется. Меняется и язык, который существует в этом мире. Иначе мы не сможем говорить на нём, потому что у нас просто не хватит слов. И не так уж важно, идёт ли речь о новых технологиях или домашних питомцах. Всё правильно: язык должен меняться. Но запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, а очень быстрые изменения могут мешать и раздражать. Что же конкретно может мешать и раздражать?
Раздражает, когда не понимаешь отдельных слов в тексте или в чьей-то речи. Даже если понимаешь, что это слово из английского языка, и можешь вспомнить, что оно там значит, всё равно раздражает. К заимствованиям ведь быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова
«пиар». Но я, например, никак не могу разобраться во всех этих «сейлз-менеджерах»,
«аккаунт-менеджерах» и им подобных. А совсем недавно, взяв спортивную газету, я вдруг обнаружил, что некоторые слова понимаю только потому, что знаю английский язык.
Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию. Я, в принципе, не против сленга, но я хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. Я не против заимствований, но я хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать. Я хочу знать, где в этих словах ставить ударение и как их правильно писать. Я не против языковой свободы: она способствует творчеству и делает речь более выразительной. Но мне не нравится языковой хаос, когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость.
(По М.А. Кронгаузу)
(244 слова)
Вариант #11 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из материалов периодической печати.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Почему необходимо изучать историю и культуру своей страны?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #11
Первая новгородская берестяная грамота была найдена в 1951 году археологической экспедицией, которую возглавлял доктор исторических наук Артемий Арциховский*. Раскопки велись к северу от новгородского кремля. Обнаружила грамоту местная жительница Нина Акулова, которая подрабатывала на раскопках. Она заметила на извлечённой из земли полоске берёсты нацарапанные символы.
Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве. Грамота содержит 13 строк. Из расшифровки было понятно, что в ней записаны доходы, полученные с нескольких сёл. Текст на грамоте сохранился, так как был нацарапан специальным инструментом –
«писалом», который представлял собой заострённый металлический стержень.
В основном берёста использовалась для частной переписки и черновиков, в то время как для официальных документов и книг использовался более долговечный материал – пергамент. Потом берёсту уже начала заменять бумага, чьё производство стало дешевле. Обнаружение берестяных грамот имело огромное значение как для изучения истории,
так и для русского языкознания. Оно показало широкое распространение грамотности среди населения. Значительную долю грамот составляют письма о торговых операциях, требованиях выплаты долга, челобитные и т.д. Кроме того, среди них встречаются любовные послания, бытовые наказы. Особую известность получила находка 1956 года. Это 12 берестяных грамот, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. Они содержат учебные записи и рисунки.
Грамоты являются одним из важнейших источников для изучения повседневной жизни Древней Руси, развития торговли, политической и общественной жизни городов.
(По материалам периодической печати)
(221 слово)
* Сообщить о написании имён собственных, датах и иных числовых данных.
Вариант #12 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения К.А. Журенкова.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Согласны ли Вы с мнением, что «компьютер вот-вот расправится с книгой»?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #12
Компьютеры и Интернет вытесняют книги. С этой безрадостной картиной многие успели смириться. Кажется, что компьютер вот-вот расправится с книгой. Но есть несколько причин, почему этого никогда не случится.
Некоторые виды книг, конечно, отомрут. К примеру, справочная литература. Ею удобнее пользоваться в электронном виде. Иное дело – литература художественная, которая требует вдумчивого чтения. Как фотография не убила живопись, так и книга продолжит существовать. Первое преимущество книги – это возможность неспешного размышления над текстом. Второе преимущество – бумага долговечнее. Третье – она не требует источника питания.
Интернет можно использовать, чтобы обучать импровизации, сочинительству, но к будущему литературы он не имеет никакого отношения. Возможно, всё сведётся к тому, о чём говорил известный писатель в своём эссе «Как написать роман».
«Я бы просканировал около сотни романов и столько же научных трудов, два-три телефонных справочника. Затем я запустил бы простенький генератор случайных чисел, чтобы смешать всё это, и внёс небольшую правку... В конце концов у меня получился бы роман. Его стоило бы распечатать, перечитать раза два и подчеркнуть важные места. Следующий шаг – погрузить в трейлер и отвезти на... мусоросжигательный завод. И, глядя, как всё это горит, сидеть под деревом, пока в голову не придёт пара строк типа: ”Луна плывёт высоко в небесах – лес таинственно темнеет”».
Так что обычные наши книги не умрут: их не съедят вирусы и не сотрёт невнимательный пользователь, они не требуют программ для прочтения. Поэтому главный аргумент в пользу книги – её вещественность, стабильность. Книга не забросает вас электронной почтой и не зависнет на самом интересном месте. Книга не бежит впереди нас, она идёт с нами в ногу.
(По К.А. Журенкову)
(250 слов)
Вариант #13 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Б.М. Бим-Бада.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Что означает слово «знание»?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #13
Высшее, чего может достичь человек, – это мудрость. Это больше, чем знания. Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. Мудрый человек никогда не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность. Безусловно, мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии и даже не интересоваться ими. В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
Знание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. Оно нуждается в информации, но не сводится к ней – оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации. Но знание не сводится к мнению. Мнение – это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание – это понимание закономерности. Важно не столько отстаивать своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. Недостаточно мыслить самостоятельно – надо ещё мыслить правильно.
У меня есть знакомый директор школы, который с гордостью рассказал мне, что у него в школе дети без всякой подготовки пишут сочинения на самые сложные темы. И привёл примеры действительно очень сложных философских тем, требующих глубокого изучения, погружения в массу авторитетных источников, чтобы на их фоне иметь право сказать что-то своё. Вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых незрелых мыслей о глубинных, вечных вопросах бытия. Я пытался возразить: а как же интеллектуальная честность? Сомнение? Как может быть мнение без сомнения, ведь человек становится самоуверенным и самонадеянным! Где страх перед ошибкой? Но я обнаружил, что директору мои опасения непонятны...
(По Б.М. Бим-Баду)
(245 слов)
Вариант #14 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения М.В. Исаковского.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
В чём проявляется любовь человека к родному языку?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #14
Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать эти слова и так же правильно составлять из них предложения. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. В каждом случае он должен решать это сам и только сам.
Поэтому основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, разнообразней, чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при определённых обстоятельствах.
И день за днём, год за годом я стремился и стремлюсь к намеченной цели. Если я читал какую-либо книгу, то меня интересовало не только её содержание, но и то, как пишутся отдельные слова, в какой связи они находятся с другими словами. Я любил также заучивать наизусть и переписывать стихи. Писать что-либо и переписывать из книг было моей настоящей страстью. Процесс писания мне нравился и сам по себе, и, кроме того, я совершенствовал свои знания в русском языке. Однажды мы с товарищем решили вдвоём переписать попавшую нам в руки книгу Тургенева «Записки охотника»*. Переписать всю книгу мы, однако, не успели, но добрую половину всё же переписали.
И ещё одно. Будучи школьником, я уже не безразлично слушал разговоры своих односельчан, а как бы анализировал их речь. Старался подмечать, какое слово употреблено правильно, какое – неправильно. Этим я будто контролировал свои и чужие знания по родному языку.
* Сообщить о написании имён собственных.
(По М.В. Исаковскому)
(243 слова)
Вариант #15 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В.Н. Захарова.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Согласны ли Вы с мнением, что наш мир согревается добром и любовью?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #15
Трогательная история о самоотверженной девочке, которая отправилась в царство Снежной Королевы* и вызволила из ледяного холода похищенного друга, всегда оставляла в моей душе беспокойный вопрос! Почему будто бы хаотично летающие по свету шальные осколки попали именно в Кая и не задели Герду, хотя и она находилась в
«зоне поражения»? Это случайность? Почему бы выдумщику Андерсену не придумать иной, более героический вариант: девочку, отравленную коварным уколом колдовства, похитили тёмные силы, а её друг, рыцарь без страха и упрёка, отправился на её поиски?.. Может, Андерсену хотелось сказать о том, что в нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых.
Путешествие Герды – это путешествие в пространствах души, где среди непроглядной тьмы грудой камней лежат замороженные чувства. Мальчика оживила живая вода искренней и глубокой любви. Помните момент, когда Герда узнаёт, что принцесса нашла себе жениха и этот жених как будто бы её Кай? Что почувствовала бы обычная девушка? Из тёмных щелей бесшумной гадюкой выползла бы ревность: как же так, я его любила, я всем ради него пожертвовала, а он… Но Герда только обрадовалась: значит, он жив, он счастлив, она его скоро увидит! Только такие, согретые любовью, слёзы способны растопить лёд, сковавший сердце.
Вот скажите, что здесь фантастического? Что придуманного, нереального в этой сказке? Разве не добром согревается наш мир? Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца? И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слёзы самоотверженной любви?!
* Сообщить о написании имён собственных.
(По В.Н. Захарову)
(248 слов)
Вариант #16 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Д.С. Лихачёва.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Почему прошлое важно для человека?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #16
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре. Это и называется патриотизм. И я представляю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живём, бесконечно дорога нам. Но она такая одинокая среди многочисленных галактик, отдалённых друг от друга миллионами световых лет!
Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение этой среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству… Человечество тратит миллионы и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться и не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая даёт людям возможность физического, эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы давно известна, и беречь её – главная задача человека. Но для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни…
Любя свой дом, село или город, человек учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени. Важно любить старые улицы, старые дома, не быть равнодушным к памятникам своей истории, ценить память поколений. Без прошлого у человека нет будущего!
(По Д.С. Лихачёву)
(244 слова)
Вариант #17 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения К.Г. Паустовского.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
В чём проявлялись героизм и мужество защитников Родины в годы Великой Отечественной войны?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #17
Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова* не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осаждённом острове в Балтийском море.
Война застала здесь нескольких актёров – мужчин и женщин. Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты в лесу.
Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то голос неуверенно произнёс:
– А Паганини играл и на одной струне…
Паганини! Разве Егоров мог равняться с великим музыкантом!
Всё же он медленно поднял скрипку к плечу и заиграл. В коротком антракте войны звенела и росла мелодия Чайковского, и от её напева, казалось, разорвётся сердце.
И последняя струна не выдержала силы звуков и порвалась. Егорову не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину.
Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.
В Ленинграде лётчик отнёс скрипку к известному дирижёру.
– Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, – сказал лётчику дирижёр.
Где теперь эта скрипка, я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами. Она играет мелодии, заставляя сердца слушателей дрожать от гордости.
* Сообщить о написании имён собственных.
(По К.Г. Паустовскому)
(242 слова)
Вариант #18 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Ю.Г. Круглова.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Какова роль народных обрядов и традиций в жизни людей?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #18
Праздник Ивана Купалы*, или Иванов день, отмечается в дни летнего солнцестояния.
В этот день совершалось много обрядов, характерных для дохристианского времени.
Прежде всего в ночи зажигали костры. Считалось, что их очищающая сила – сила солнца, огня – велика. Огонь должен быть весёлым, ярким, а потому подбрасывали в него ветки посуше. Вокруг костра плясали, перепрыгивали через огонь. Думали, что предстоящий год будет удачным, если прыгнуть выше.
Много совершалось на Купалу обрядовых действий, связанных с водой. Вода, как и солнечный огонь, обладает магической очистительной силой в этот день. Купались на заре, после плясок и игр около костров.
На Ивана Купалу утром собирали росу, она считалась особенно целебной. Затем умывались этой росой, чтобы быть здоровыми целый год.
Иванов день приходился на время созревания трав, во многих местностях в это время начинался сенокос. Недаром говорили: «Иван Купала – хорошие травы», «Иванов день пришёл – траву собирать пошёл».
Собранные травы и цветы клали под купальскую росу или окропляли ею. Верили, что от этого целебная сила трав намного усиливалась.
Знаковой травой Ивана Купалы является папоротник. Известно, что папоротник не цветёт, но считали, что на Ивана Купалу ровно в полночь он всё-таки зацветает, только далеко не каждому суждено это увидеть. По поверьям, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь всё выше и выше, то заколышется, то остановится, то перевернётся и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском и появляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть. Тот, кто его имеет, становится счастливым человеком.
(По Ю.Г. Круглову)
(240 слов)
* Сообщить о написании имён собственных.
Вариант #19 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения М.Л. Гаспарова.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Может ли классическая литература объединить разные поколения?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #19
Для старшего поколения искусство было первейшей ценностью. Нужно ли искусство сегодня, в прагматическом обществе? Сможет ли оно объединить разные поколения?
Аристотель*, кажется, считал, что низшее искусство служит развлечению, среднее – очищению чувств, а высшее – развитию ума, и всё это одинаково важно. Я думаю, что тех, кто ищет первого, второго и третьего, и сейчас столько же, как и пятьдесят лет назад. Только тогда было меньше развлекающего искусства, и те, кто сейчас читает триллеры и дамские романы, тогда вообще ничего не читали. Здесь возникает вопрос: нужно ли в наше время читать классику? Классику не как совокупность текстов, которые можно только повторить, а как язык, на котором можно сказать своё собственное и нужное и добиться взаимопонимания. Не разговорник с готовыми фразами, а учебник языка.
Своим детям я говорю: «Сейчас твой круг общения – дворовые ребята, здесь для взаимопонимания хватает слов из модного жаргона и образов из последнего кино. Но будешь взрослеть – круг этот будет расширяться, и взаимопонимание станет труднее. Тебе нужно будет написать письмо о том, что ты прав, а другой виноват, – на дворовом языке ты это убедительно не сделаешь. А если ты присмотришься, как писал Пушкин, то сможешь. Есть один человеческий тип, знакомый в жизни каждому; ты будешь его описывать и только запутаешься, а кто читал Гончарова, скажет: Обломов – и всем читавшим станет ясно». Может быть, это и ответ на вопрос: способно ли искусство преодолевать различия поколений?
* Сообщить о написании имён собственных.
(По М.Л. Гаспарову)
(223 слова)
Вариант #20 Сжатое изложение с творческим заданием
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Д.С. Лихачёва.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Какую дружбу называют настоящей?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Изложение к варианту #20
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет проходить в какой-то совершенно иной обстановке и меня будут окружать совсем другие люди. А на самом деле оказалось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости.
Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только её подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить его и поделиться им. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий. Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.
А ещё есть замечательная русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!
(По Д.С. Лихачёву)
(247 слов)
7