СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГВЭ-9
2024
Русский язык
https://fipi.ru/gve/gve-9
СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационных материалов для проведения в 2024 году государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего образования (письменная форма) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для ЗПР
Утверждено 17.11.23.
ГВЭ 9 класс 2024 г https://doc.fipi.ru/gve/gve-9/2024/spec_ru_pism_gve-9_2024.pdf
Изменения в экзаменационных материалах 2024 года по сравнению с 2023 годом
Лица с ЗПР выполняют вариант 400 (или 500) - по выбору
ВАРИАНТ 400
ВАЖНО!
Сжатое изложение по прослушанному и прочитанному тексту в 400-х вариантах.
Образец - вариант 400
До ранней весны 1925 года я никогда не встречался с Сергеем Александровичем Есениным, не видал даже его портретов. Почему-то представлялся он мне рослым, широкоплечим, широконосым. И знал о нём, о его личности очень немного, почти не имел общих знакомых. Но стихи его любил давно. Сразу полюбил, как только прочитал в каком-то журнале. И потом, во время моих гастролей по Европе и Америке, всегда возил с собой сборник его стихов. Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой горсточку русской земли.
«Приведём к вам сегодня Есенина», – объявили мне как-то знакомые. Часам к двенадцати ночи я после спектакля прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под руки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и ещё несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу с тобой целоваться. Что же ты всё время лезешь целоваться», – говорил Есенин и широко улыбался. Сразу запомнилась мне эта его по-детски лукавая улыбка.
Меня поразила его молодость. Когда он молча и застенчиво подал мне руку, он показался мне почти мальчиком, юношей лет двадцати. Когда он заговорил, сразу показался старше. Пытливое, вдумчивое, честное выражение появилось на его лице.
Задания 1
Задание 2
ВАЖНО!
ВАРИАНТ 500
Образец- вариант 500
Задание. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания .
Приятно встречать старых друзей в лесу. Но эти встречи к сож..лению случайны и мимолётны. Увид..шь (на)миг зверя или птицу, и вот уже нет их. И только редко если повезёт встреча..шь ты их (в)новь. Однажды я познакомился с дятлом. Шёл по тихой тропинк.. и (в)друг услыш..л стук. На засохш..й вершине сидел дятел и разбивал шишку. Пр..крываясь толстой соседней сосной я подкрался и, осторожно высунувшись, сфотографировал его. Дятел деловито стучал. Иногда он переворач..вал шишку отдыхал или переб..рал пёрышки на спине. На затылке у него было красное пятнышко. (С)(тех)пор прошло пять лет. И каждую осень я пр..ходил по тихой тропинк.. к сухой сосне и встречал на ней знакомого дятла. На сосне у него настоящая кузница и он разбивает на ней шишки.
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в пятибалльную отметку
НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ГРАМОТНОСТИ
(не учитываются при проверке):
• написание необщеупотребительных собственных имён (Сванте Аррениус, Шлезвиг Гольштейн) ;
• употребление прописной буквы в составных собственных именах (площадь Никитские ворота, страна восходящего солнца, дон Педро, Дон Кихот, Международный астрономический союз, Великая Отечественная война), в собственных именах, использованных в переносном значении (обломовы); необоснованное написание имён прилагательных на -ский с прописной буквы (шекспировские трагедии);
• буквы э/е в иноязычных словах (рэкет, пленэр, Мариетта; риелтор, Бэла, Белла, Мери, Сэлинджер);
• написание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов (завещанный, обещанный, казнённый, рождённый, крещёный человек, крещённый вчера человек),
• написание сложных существительных без соединительной гласной, образованных с помощью заимствованных элементов (ноу-хау, рокмузыка, мини-маркет, супермаркет, ультразвук);
• написание сложных имён прилагательных, которое противоречит школьному правилу (глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный); написание сложных имён прилагательных и причастий, которое зависит от контекста (сильнодействующее средство – сильно действующее на меня средство);
• пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или конце обособленного оборота (Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему вяз.);
• отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествуют отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п. (Было светло, почти как днём.);
• пропуск или добавление одного из сочетающихся в конце предложения знаков препинания (за исключением кавычек) или нарушение их последовательности в конце предложения (А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть всё прекрасно…») 5;
2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных словарями и справочниками:
• написание -н- и -нн- в кратких формах отглагольных прилагательных и соотносимых с ними кратких причастий (Её действия оправданны. – Её действия оправданы.);
• написание не (в некоторых случаях возможно двоякое толкование высказывания и, как следствие, двоякое написание, ср.: Эта задача нетрудная. – Эта задача не трудная.);
• вариативные написания: бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано;
• ошибки в переносе слов;
• употребление тире между подлежащим и сказуемым – сравнительным оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и т.п., ср.: Пруд как блестящая сталь. – Пруд – как блестящая сталь.;
• употребление тире в неполном предложении, ср.: А в доме стук, ходьба. – А в доме – стук, ходьба.;
• обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным, ср.: Продавец в чистом белом халате обслуживал клиента. – Продавец, в чистом белом халате, обслуживал клиента.;
• обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме блюд и соусников на столе стояло множество горшочков. – Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков.;
• пунктуационное оформление сложноподчинённого предложения с придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось. – Что Вася говорил про эту встречу – совершенно забылось.;
• передача авторской пунктуации;
3) графические ошибки:
• пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится);
• перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
• замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);
• добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях... (следует: даже);
• к графическим средствам помимо букв относятся различные приёмы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчёркивания и шрифтовые выделения;
4) написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например: бог / Бог в «Вии» / в «Вие» водноспортивный / водно-спортивный вторая мировая война / Вторая мировая война деланный / деланый (в знач. неестественный, ненатуральный: делан(н)ая улыбка) естественно-научный / естественнонаучный заполдень / за полдень заполночь / за полночь
5) варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений:
• разграничение фразеологизмов, которые не требуют знаков препинания, и свободных сочетаний слов, которые необходимо обособлять или внутри которых необходимы знаки, ср.: Труслив как заяц. – ТрУсит(,) как заяц.; Делай что хочешь. – Делай, что хочешь.;
• трудные случаи разграничения некоторых вводных слов и конструкций и омонимичных им невводных, например: на первый взгляд, правда, главным образом, прежде всего, в первую очередь, между тем, соответственно, действительно;
• различение омонимичных частиц и междометий, ср.: О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? – О, дорогой мой, как это прекрасно!;
• разграничение сравнительных оборотов, которые можно заменить творительным сравнения, и тех, которые такой замене не поддаются, ср.: Но в это время, как гром, тарарахнул выстрел. – В гневе он как гром загремел.;
• примеры предложений, которые допускают двоякое объяснение их синтаксической структуры, ср.: Во всём – и в природе, и среди полей –чувствовалось что-то незаконченное, недовершённое. – Во всём: и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершённое; Самые скороспелые грибы, например: берёзовики и сыроежки – достигают полного развития в три дня. – Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня; Я не понимаю, какая муха тебя укусила. – Я не понимаю: какая муха тебя укусила?;
Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство
– здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использованы не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма;
– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги.;
В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю. – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова.
По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Источник информации
Русский язык 5 класс ФГОС
Русский язык 6 класс ФГОС
Русский язык. Сложные вопросы. Теория и...
Русский язык 7 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку...
Культура речи: от ударения до стилистики
Электронная тетрадь по русскому языку...
Правила русского языка. Орфография и...
© 2023, Селиверстова Виктория Викторовна 31122 878
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей