СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы с вами уже не раз встречались с творчеством И.А.Бунина, который в 1933 году стал лауреатом Нобелевской премии «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Просмотр содержимого документа
«И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»»

Конспект урока литературы

в 11 классе

Тема: И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».


Цели урока:

  1. Познавательные:

  • познакомить учащихся с рассказом «Господин из Сан-Франциско»;

  • помочь осмыслить авторскую идею кризиса цивилизации;

  • раскрыть смысл символических образов рассказа.

  1. Развивающие:

  • развивать интерес к классической литературе;

  • развивать интерес к творчеству И.А.Бунина;

  • развивать творческое воображение;

  • развивать умения выделять основные средства создания художественного образа; выделять основные средства создания образа;

  • развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса к родной литературе;

  • воспитание эстетического восприятия окружающего мира, нравственных ценностей.

Тип урока: урок анализа рассказа-новеллы.

Оборудование: цифровые образовательные ресурсы, портрет И.А.Бунина, Т.Манна, репродукции картин И.Айвазовского «Буря», К.Брюллова «Последний день Помпеи», учебник, сборники рассказов И.А.Бунина.

Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско».

План

Ход урока

I. Актуализация читательского опыта. Беседа.

Слово учителя, беседа («Сегодня нас ожидает новая встреча с творчеством И.А.Бунина...

УС какими произведениями этого авторы вы уже знакомы?(«Цифры», «Лапти», «Кавказ», «Жизнь Арсеньева», «Антоновские яблоки»)

На этом уроке мы остановимся на одном из самых знаковых произведений автора – рассказе 1915 года «Господин из Сан-Франциско».

II. Слово о И.А.Бунине (в предыдущие годы обучения биография и творческий путь автора был изучен, вступительная статья по И.А.Бунину была задана для чтения домой).

Мы с вами уже не раз встречались с творчеством И.А.Бунина, который в 1933 году стал лауреатом Нобелевской премии «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Бунин чрезвычайно сложен и противоречив как человек и как художник. Он не похож ни на одного из выдающихся русских писателей, снискавших себе известность в период между революциями 1905 и 1917 годов, на который падает расцвет и его творчества. Путешествия играли огромную роль в жизни Бунина. Весной 1910 года писатель и поэт Иван Алексеевич посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910- весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и других городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из Сан-Франциско”(1916 г.). Бунин обладал изумительной силой изобразительности, он считал, что литература должна действовать на эмоции непосредственно, силой художественных образов. Иван Алексеевич Бунин – певец жизни, ее светлых и трагических сторон, ее вечных переливов, пытливого познания всех ее таин. Этим он действительно, в конце концов по-своему, «приобщен» ко всем передовым философским и гуманистическим идеалам русской литературы.

Т.: На этом уроке по произведению И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы с вами, ребята, постараемся дать характеристику эпохи, описанной в рассказе, ответить на главные вопросы:

  • В чем смысл жизни по мысли Бунина? И что же такое истинное «наслаждение жизнью»?

  • В чём автор видит обреченность на катастрофу, неизбежную гибель этого мира? 

  • Так ли пессимистичен рассказ Бунина? Существует ли путь к спасению?

(запись на доске темы урока, эпиграфа («Горе тебе, Вавилон, город крепкий») и проблемных вопросов)

Ц.: Сегодня мы поговорим о рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско», узнаем об истории создания произведения и о замысле писателя.

III. Введение темы урока

В 1915 году Бунин написал рассказ «Господин из Сан-Франциско» - одно из своих сильнейших произведений обличительного характера, которое получило тут же всемирный отклик. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации; тема, которая так волновала писателя. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (на доске). Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливает грозное предсказание (на доске репродукция К.Брюллова «Последний день Помпеи»). Буржуазная цивилизация явно зашла в тупик, она антинародна, она - рассадник аморализма и человекоубийства. Она стала бездушным механизмом уничтожения людей в колониях, метрополиях, на войне. Она и изнутри опустошила самих властелей мира, героев наживы и эксплуатации (например, «Братья»). Бунин отвергал этот уклад жизни не как старовер, а как писатель-гуманист. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченной на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

IV. Замысел рассказа

Опубликованный в 1915 году рассказ «Господин из Сан-Франциско» создавался в годы первой мировой войны, в это время налицо проявился кризис цивилизации, когда война велась не ради развития, а ради наживы, ярко прослеживалось падение духовности буржуазного общества. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью, что отличает этот рассказ. В это же время в творчестве Бунина заметно усилились мотивы катастрофичности бытия, противоестественности и обреченности технической цивилизации: Бунин переходит на новый этап творчества, который характеризуется глубокими философскими размышлениями, глобальными идейными обобщениями, религиозным самоанализом. Как уже было сказано, Иван Бунин в 1910-1913 годах совершил несколько путешествий, впечатления о них, конечно же, проявились в его творчестве. Также одним из поводов к написанию рассказа послужило прочтение Буниным новеллы «Смерть в Венеции» немецкого писателя Томаса Манна (портрет). Обратите внимание, что первоначальное название рассказала Бунина было «Смерть на Капри». Несмотря на отдаленную схожесть сюжета, рассказ Бунина не является ни переводом, ни реминисценцией (вы уже знакомы с этим понятием), так как Иван Алексеевич отразил в произведении совершенно самостоятельную точку зрения на вопросы вечного и тленного, жизни и смерти, справедливости и несправедливости.

Учитель: Как вы думаете, почему Иван Алексеевич отказался от первоначального названия рассказа? (Писатель хотел изобразить обобщенный образ «господина», образ буржуа, обличив весь уклад и строй жизни людей высшего общества, обитающих на палубе. Хотел показать, насколько низок уровень нравственности и духовности у людей этого круга. И т.д.).

V. Работа с текстом, анализ.

В произведениях И.А. Бунина всё имеет глубинный смысл, нет ничего случайного или лишнего.

Учитель: В чём особенность названий произведений писателя? («Первая любовь», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь», «Тёмные аллеи»).

У: В названиях ощущается  особый лиризм, затаённая печаль, тоска по ушедшему.

Учитель: Но этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско». Почему?

Учитель: Кто является главный героем рассказа?

У.: Господин из Сан-Франциско.

Учитель: “Господин из Сан-Франциско” — так представлен он и в заглавии, так будут называть и воспринимать его окружающие, под этим знаком он запечатлится и в памяти читателя. А почему? Почему вместо имени — опосредованное определение? 

Учитель: Таким образом, господин из Сан-Франциско — это уже характеристика, как характеристикой является тот многозначительный факт, что “имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил”. Тут же возникают вопросы: почему никто не запомнил имени?


VII. Беседа по изученному произведению.

1. С каким произведением мы познакомились? Что узнали?

2. Какие впечатления произвело произведение Бунина на вас?

3. Чем необычен рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

4. Почему у «господина» нет имени?

5. Каким вы представляете себе главного героя и его окружение?

6. Какие чувства вызывает у вас герой рассказа? Менялись ли они в процессе чтения?

7. Почему Бунин изменил название рассказа?

8. Какие образы в рассказе наиболее запомнились, впечатлили вас?

9. Какие художественные детали явно показывают мертвенность мира Господина из Сан-Франциско?

10. Какова роль пейзажа в рассказе?

11. Каким вы назовете главное настроение рассказа?

12. Какие вопросы возникли при чтении произведения Бунина?


Учитель: о чём же рассказ Бунина, какие темы поднимает в нём автор?

У: В рассказе мир фальши, человеческий эгоизм и близорукость. Здесь отражена мораль богатых путешественников, суть их «цивилизации». Вплоть до образа подавленной природы.

Осуществляется сквозная символизация мотивов и деталей: корабль назван «Атлантидой» - сразу появляется предвестник гибели. Разные «слои» плывущих: блестящие салоны, обслуга. Кочегары «адской топки» - модель неправого, разобщённого мира. Жалкой щепкой выглядит корабль над могучими. Грозными глубинами океана. А движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мёртвого Господина – символ бессмысленного перемещения в пространстве.

Бунин спрашивает нас о том, в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни. Это вечные вопросы, и на них мы всегда ищем и будем искать ответы.


VIII. Итог урока.

Бунинский рассказ долгое время воспринимался и современниками, и последующими поколениями преимущественно в перспективе социального критицизма. В поле зрения читателей попадали прежде всего зафиксированные писателем контрасты богатства и бедности, а главной авторской целью при этом объявлялось сатирическое разоблачение буржуазного миропорядка. Рассказ Бунина действительно дает материал для таких умозаключений. Однако только ли социальное неблагополучие в поле зрения писателя и оно ли является, с его точки зрения, главной причиной общего катастрофизма жизни? Мышление писателя значительно шире: социальные диспропорции – следствие гораздо более глубоких и гораздо менее прозрачных причин. Рассказ Бунина  - о сложном и драматическом взаимодействии  социального и природно-космического в человеческой жизни, о претензии на господство в этой жизни, о непознаваемости Вселенной, той красоте, которую, как пишет Бунин, «бессильно выразить человеческое слово». Перечитывая  рассказ, читатель имеет возможность открывать новые  стороны бунинского шедевра.


IX. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему: Как рассказ Бунина перекликается с нашими днями?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!