СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика»

Подготовила: Родина А. А.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Тема урока: И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика

Тип урока: урок-объяснение нового материала

Место урока в системе уроков литературы в конкретном классе: второй урок

Цели и задачи:

1. Обучающая: проверить знание содержания рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», познакомить учащихся с историей создания рассказа, раскрыть смысл названия рассказа, обозначить символику рассказа;

2. Развивающая: развивать умения и навыки краткого пересказа, развивать умения и навыки устной и письменной речи, развивать умения и навыки текстуального анализа художественного текста;

3. Воспитательная: обсудить проблему нравственных ценностей, воспитывать в учащихся гуманизм, воспитывать чувство эстетического восприятия окружающего мира;

4. УУД: развивать ассоциативное мышление, развивать воображение, активизировать творческую деятельность.


Хронометраж урока:

1. Оргмомент – 1 мин.

2. Проверка домашнего задания (индивидуальная беседа) – краткий пересказ содержания рассказа – 3 мин.

3. Объяснение нового материала – доклад ученика об истории создания рассказа; рассказ учителя о символике рассказа и смысле названия; заполнение ментальной карты вместе с учащимися – 30 мин.

4. Закрепление изученного – ответ на поставленный вопрос в конце урока, проверка ментальных карт – 3 мин.

5. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания, выставление оценок за урок – 3 мин.


Наглядность. Необходимые ТСО: мультимедийный проектор, экран, текст рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», лист формата А4, раздаточный материал (план выполнения синквейна).


Ход урока:

Содержание этапа

Что должно остаться в тетради ученика

1

Оргмомент

Мы начинаем изучение прозаических произведений И.А. Бунина и темой нашего разговора станет рассказ «Господин из Сан-Франциско»: мы поговорим об истории создания рассказа, раскроем смысл названия и обозначим символику произведения. Запишите сегодняшнее число, тему урока.

Эпиграф:

«Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле.»

И.А. Бунин «Сны Чанга»

Число, тема урока, эпиграф

2

Проверка домашнего задания

Господин из Сан-Франциско отправляется с женой и дочерью в Старый Свет на 2 года, чтобы развлекаться и путешествовать. Семья господина плывет на пароходе «Атлантида», где жизнь идет размеренно. Они прибывают в Неаполь, останавливаются в дорогом отеле, где их жизнь тоже течёт по заведённому порядку. Однако погода в Неаполе выдалась ненастной, и семья господина решает отправиться на остров Капри. Они прибывают на Капри и также останавливаются в отеле. Господин из Сан-Франциско идет в читальню отеля, раскрывает газету, начинает читать и вдруг умирает. Его переносят в маленький и плохой номер. Жена господина из Сан-Франциско просит хозяина разрешить перенести тело в их апартаменты, но хозяин отказывает. Гроба здесь тоже нельзя достать – хозяин предлагает длинный ящик из-под бутылок с содовой водой. Утром извозчик везёт тело господина на пристань, пароход перевозит его через Неаполитанский залив, и та же «Атлантида» теперь везёт его мёртвого. На палубах продолжается та же жизнь, что и прежде.


3

Объяснение нового материала

Составление ментальной карты на листе А4

В центре листа напишите: «Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»». Вопрос классу: Какое первое впечатление у вас вызвал этот рассказ? Поставьте стрелочку от названия рассказа и напишите несколько слов о прочитанном. (Выслушать несколько ответов)

В начале 1910-х годов И.А. Бунин много путешествовал по Франции, совершил морской круиз, побывал в Египте и на Цейлоне, провел несколько зимних сезонов Италии и на Капри. Начало первой мировой войны застало его в плавании по Волге. Эти события стали на некоторое время главной темой не только для журналистов, но и для многих писателей, но внешне не коснулись бунинского творчества. Судьба личности, судьба России и – шире – судьба мировых цивилизаций становятся ведущими темами его творчества (поставьте стрелочку от названия рассказа и внесите в ментальную карту).


История создания

Прослушивание доклада ученика.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был впервые опубликован в сборнике «Слово» в 1915 году (внесите в ментальную карту). Рассказу был предпослан эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Вот ближайший контекст этих слов в заключительной книге Нового Завета: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой» (Откровение св. Иоанна Богослова, гл.18, стих 10). В позднейших переизданиях эпиграф будет снят; уже в процессе работы над рассказом писатель отказался от придуманного первоначального названия «Смерть на Капри» (внесите в ментальную карту). Однако ощущение катастрофизма, навеваемое первым вариантом заголовка и эпиграфом, пронизывает рассказ еще до прочтения.

Сам И.А. Бунин описал историю создания «Господина из Сан-Франциско» в одном из очерков: «Летом пятнадцатого года, проходя однажды по Кузнецкому мосту в Москве, я увидал в витрине книжного магазина Готье на русском языке издание повести Томаса Манна «Смерть в Венеции» (внесите в ментальную карту), но не зашел в магазин, не купил ее, а в начале сентября 1915 года, живя в имении моей двоюродной сестры, в селе Васильевском, Елецкого уезда, Орловской губернии, почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостинице «Квисисана», где мы жили в тот год, и тотчас решил написать «Смерть на Капри», что и сделал в четыре дня, не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней в тишине в усадьбе и в доме: попишу немного, оденусь, возьму заряженную двустволку, пройду по саду на гумно, куда всегда слеталось множество голубей, возвращусь с пятью, шестью штуками, убитыми дуплетом, и опять сяду писать; взволновался я и писал даже сквозь восторженные слезы только то место, где идут и славословят мадонну запоньяры. Обычно я пишу быстро и спокойно, вполне владея своими мыслями и чувствами, но на этот раз писал, повторяю, не спеша и порою весьма волнуясь. Заглавие «Смерть ка Капри» я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: «Господин из Сан-Франциско»… И Сан-Франциско, и все прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в «Квисисане») я выдумал. 14–19 августа писал рассказ «Господин из Сан-Франциско». Плакал, пиша конец».

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» очень высоко оценил Максим Горький. «Знали бы вы, с каким трепетом читал я «Человека из Сан-Франциско», — писал он И.А. Бунину. Один из крупнейших немецких писателей XX в. Томас Манн тоже был восхищен рассказом и писал, что он «по своей нравственной мощи и строгой пластичности может быть поставлен рядом с некоторыми из наиболее значительных произведений Толстого».

Жанррассказ (внесите в ментальную карту), представляющий собой содержательную притчу.

Направлениереализм (внесите в ментальную карту). В истории И.А. Бунина рассказ приобретает глубокий философский смысл.


Символика произведения

Работа с текстом.

Как вы объясните начало рассказа: «Господин из Сан-Франциско - имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил – ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения…»? (Главный герой, а имени нет, т.е. он безличен. Имя никто не запомнил).
Почему вся жизнь героя умещается в один абзац? (Ограниченность его – «ради развлечения»; ущербность его жизни – «он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее»).

Каким рисует И.А. Бунин портрет своего героя? Какое чувство возникает у читателя и почему? («Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый… Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой словно костью – крепкая лысая голова…». Это портретное описание безжизненно; оно вызывает чувство отвращения, т.к.перед нами физиологическое описание. Трагедия еще не наступила, но она уже ощущается в этих строках).


Заполнение метальной карты. Поставьте стрелочку от названия рассказа, нарисуйте человека (олицетворение главного героя) и подпишите:

1. Господин из Сан-Франциско – отсутствует имя, символ бездуховности.


Как называется корабль, на котором путешествует господин? (Атлантида)

Атлантида – по преданию (сохранившемуся у Платона) громадный остров в Атлантическом океане, некогда существовавший и населённый атлантами, могучим и культурным народом. Атлантида исчезла вследствие потопа. От Платона исходит фантастическое повествование об этом острове, где все было «прекрасно, удивительно и в неисчерпаемом изобилии». Народ наслаждался «избытком неправедного богатства». В конце концов, страна «деградировала» и в одночасье сгинула в океане.

На каких «трех китах» держится корабль «Атлантида»? (Деньги, слава, знатность рода – на этом основан данный мир).

Заполнение метальной карты. Поставьте стрелочку от названия рассказа, нарисуйте корабль рядом с господином из Сан-Франциско (олицетворение «Атлантиды») и подпишите:

2. Корабль «Атлантида» – глобальный образ современной цивилизации, образ греха.


Что вы можете сказать о других пассажирах «Атлантиды»? Кого они напоминают? (Люди на «Атлантиде» - это маски: никакого внутреннего движения, чувств, души. Все в них фальшиво, лицемерно, лживо: «Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, бритый, длинный, в старомодном фраке, был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара… Эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле»).


Заполнение метальной карты. Где вы разместите влюбленную пару? (Рядом с кораблем и господином). Поставьте стрелочку от названия рассказа рядом с кораблем, нарисуйте двух влюбленных и подпишите:

3. Влюбленная пара – символ продажности и фальши.


Как вы можете охарактеризовать план и маршрут путешествия «Господина из Сан-Франциско? (План и маршрут обдуманы обстоятельно, с деловой четкостью; все учтено и продумано так, что не оставлено решительно никакого места для случайностей: Южная Италия, Ницца, Флоренция, Рим, Венеция, Париж, Афины, Константинополь, Палестина, Египет, Япония.)
Почему же замечательно продуманный и насыщенный план начинает рушиться, едва начав осуществляться? (Нарушение ожиданий миллионера и его растущее недовольство связано с тем, что тот забыл, что не все может быть подвластно ему. Главный «виновник» раздражения богатого туриста – неподвластная ему и потому кажущаяся непредсказуемо капризной природа – не выполняет обещания туристических проспектов («утреннее солнце каждый день обманывало»); приходится корректировать первоначальный замысел и в поисках обещанного солнца отправиться из Неаполя на Капри.)
Почему одним из образов, символизирующих жизненную стихию, у И.А. Бунина является океан? Какой показана жизнь океана? («Океан с гулом ходил за стеной черными горами…», «… и то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады…», «… океан, ходивший за стенами, был страшен…» и т.д. Океан многокрасочен – это сама жизнь. Бушующая стихия – это движение жизни).
Почему Океан был страшен для пассажиров «Атлантиды»? (Океан непредсказуем. Он может быть спокойным и бушующим. Его нельзя вогнать в какие-либо рамки. А то, что непредсказуемо и необъяснимо, очень страшно для этого мира).


Заполнение метальной карты. Где вы разместите образ океана? (Рядом с кораблем). Поставьте стрелочку от названия рассказа рядом с кораблем, нарисуйте волны и подпишите:

4. Океан – символ загадочности и бесконечности жизни и одновременно – знак стихии.


Какой изображена Италия? Найдите описание в тексте. («…даже с утра не было солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко серел над свинцовой зыбью моря…», «… поднялось и раскинулось над островом Капри голубое утреннее небо, озолотилась против солнца, восходящего за далекими синими горами Италии, чистая и четкая вершина Монте-Соляро…» и т.д.)

Какой была Италия, когда был жив Господин из Сан-Франциско и когда он умер? (Италия сумрачная – господин жив; праздничная – после его смерти. Италия – символ жизни).
Почему господину не удалось увидеть солнечную Италию? (Италия (как и океан) – символ жизни. Природа восстает против жизни господина с «заведенным» механическим порядком. Она не хочет подчиняться его планам).


Заполнение метальной карты. Поставьте стрелочку от названия рассказа, нарисуйте флаг Италии или напишите название страны.

5. Природа Италии – образ разностороннего, разнообразного и великолепного мира, символ жизни.


Почему смерть господина из Сан-Франциско так отталкивающе изображена? Найдите описание в тексте. («… шея его напружинилась, глаза выпучились…», «он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико закричал; нижняя челюсть его отпала…», «он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный…» и т.д. Сцена описания смерти героя натуралистична. Автор показывает смерть тела, а не души.)
Кто же перед нами теперь – человек или господин? (Перед нами сейчас человек с живыми чувствами, и перед смертью он ведет себя как человек, а не «заведенный механизм». Он очень долго умирает, так как всеми силами цепляется за жизнь. Ведь сейчас он понимает, что откладывать «наслаждение жизнью» нельзя, нужно ценить жизнь сегодня, сейчас, такой, какая она есть.)

Как отнеслись отдыхающие к смерти господина из Сан-Франциско? (Были обижены, что их отдых испортила такая «неприятность».)

Куда дели тело покойного? (Положили в длинный ящик из-под содовой воды.)


Заполнение метальной карты. Где вы разместите гроб из ящика? (Рядом с господином). Поставьте стрелочку от названия рассказа рядом с господином, нарисуйте ящик и подпишите:

6. Гроб из ящика – символ равенства всех перед смертью.


Почему за «Атлантидой» следят глаза дьявола, за Италией – Божьи глаза? (Два материка изображает И.А. Бунин своем рассказе: Атлантиду и Жизнь. Финальная зарисовка парохода «Атлантида» приобретает символическое звучание. Этот мир подвергся искушению дьявола, и он в его власти, поэтому гибель его неизбежна. Италия же – это сама жизнь, полноценная, настоящая жизнь, поэтому ее и охраняет «от непогод Матерь Божия, кроткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу…»).


Заполнение метальной карты. Где вы разместите фигуру Дьявола? (Рядом с кораблем). Поставьте стрелочку от названия рассказа рядом с кораблем, нарисуйте фигуру Дьявола и подпишите:

7. Фигура Дьявола – символ злых сил.


Что И.А. Бунин противопоставляет миру «Атлантиды»? (Выразительным контрастом этому миру становится в рассказе стихия живой жизни. Это неведомая господину из Сан-Франциско действительность подчинена совсем другой временной и пространственной шкале. В ней нет места графикам и маршрутам, числовой последовательности и рациональным мотивировкам, а потому нет предсказуемости и «понятности». Океан, Италия, старик-лодочник Лоренцо, абруццкие горцы. Это новый материк. Это жизнь.)

В каких фрагментах текста действие развивается стремительно, а в каких сюжетное время будто останавливается? (Счет времени идет не на часы и дни, а на тысячелетия, на исторические эпохи, когда автор повествует о настоящей, полноценной жизни (панорама Неаполитанского залива, зарисовка уличного рынка, колоритные образы лодочника Лоренцо, абруццких горцев и – самое важное – обобщающая лирическая характеристика «радостной, прекрасной, солнечной» страны). И время будто останавливается, когда начинается рассказ о размеренной, регламентированной жизни господина из Сан-Франциско).

Заполнение метальной карты. Где вы разместите жителей Италии (Лоренцо, горцев)? (Рядом с Италией). Поставьте стрелочку от названия рассказа рядом с Италией, нарисуйте жителей Италии (Лоренцо, абруццких горцев) и подпишите:

8. Жизнь абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы.

Ментальная карта

4

Закрепление изученного

Итак, какие ассоциации у вас вызывает господин из Сан-Франциско, его образ жизни? Запишите свои ассоциации в ментальную карту рядом с фигурой господина. (Выслушать несколько ответов.)


5

Подведение итогов

Смысл названия

Господин из Сан-Франциско был представителем фальшивого, скучного и однообразного так называемого высшего общества. Автор презирал подобных людей, круг общения, к которому они себя относили, за бездушие и веру во вседозволенность за счет денег, ненастоящие отношения, любовь по расчету. Из-за всего этого И.А. Бунин даже не стал давать имя своему герою, подчеркнув это в заглавии.

Вывод (записать в тетрадь): И.А. Бунин убеждает читателя в том, что человек, который ведет бездуховное существование, обречен на гибель; потому обречена и вся цивилизация.


Проверка ментальных карт


Объяснение домашнего задания. Выполните синквейн по одному из образов рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

План:

1. Имя существительное (выберите образ: Господин из Сан-Франциско или корабль «Атлантида»);

2. Два имени прилагательных (характеризуют выбранный вами образ);

3. Три глагола (характеризуют жизнь, деятельность и т.п. данного образа);

4. Предложение (авторское отношение к образу + подтвердите цитатой из текста);

5. Слово-резюме или словосочетание (ваше отношение к данному образу; слово или словосочетание должно быть исчерпывающим и содержать в себе какую-то мысль).


Выставление оценок за урок

И.А. Бунин убеждает читателя в том, что человек, который ведет бездуховное существование, обречен на гибель; потому обречена и вся цивилизация.




Самоанализ урока литературы по теме:

«И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика»


На уроке успели сделать всё, что планировала в конспекте: и проверить домашнее задание, и выполнить ментальную карту, и поработать с текстом, и сделать вывод в конце урока. Немного не хватило времени на объяснение домашнего задания, поэтому задержала класс на перемене буквально на 1-1,5 минуты.

Что касается проверки домашнего задания, спросила сначала одну ученицу. Она начала пересказывать, но потом сказала, что не дочитала рассказ, поэтому оценку я не поставила. Спросила другого человека, который начал пересказывать сюжет, но в некоторых моментах переходил на подробный пересказ, приходилось несколько раз говорить, какие моменты опускать в пересказе. В итоге, за пересказ поставила оценку «4».

Доклад ученика об истории создания рассказа был подготовлен хорошо, была вся необходимая информация, рассказ не был затянутым, но ученик читал, а не рассказывал, поэтому поставила оценку «4».

Когда анализировали рассказ, отвечали, в основном, одни и те же. Обращалась к другим ученикам, кто еще не отвечал, но с ними было тяжелее работать, потому что они долго думали или молчали. Поэтому работала с конкретными учениками, чтобы можно было поставить оценки за урок и успеть всё разобрать. На поставленные вопросы отвечали быстро, если в каких моментах затруднялись ответить, задавала им наводящие вопросы. Данный вид работы (составление ментальной карты) был новым в этом классе. В конце урока я проверила ментальные карты, получилось хорошо, была видна творческая работа. Думаю, что такой вид работы понравился ученикам, т.к. можно было рисовать, пользоваться цветными ручками, карандашами и т.д. За работу на уроке поставила двум ученицам оценку «5», т.к. было видно, что они читали текст и правильно отвечали на поставленные вопросы.

В качестве домашнего задания также дала классу новый вид работы с инструктажем – выполнение синквейна по одному из образов в рассказе. На следующем уроке проверила, что у них получилось. В целом, получилось неплохо, но были затруднения в пункте «авторская позиция». Некоторые ученики считали, что автор даже положительно относится к главному герою, объясняя это тем, что он всю жизнь много работал, поэтому заслужил отдых. Но в самом тексте есть указание на то, как «работал» главный герой: «Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть.» То есть в тексте прямо говорится о том, что господин из Сан-Франциско и не работал вовсе, а лишь нанимал людей, которые будут выполнять работу за него. Как оказалось, были большие трудности в выполнении последнего пункта синквейна, где нужно было одним словом или словосочетанием охарактеризовать образ главного героя или корабля. Ученики не смогли подобрать краткую, лаконичную фразу или словосочетание, они формулировали свое отношение к образу с помощью развернутых предложений, поэтому я привела им пример, что можно было написать в последнем пункте (например, оксюморон «живой труп», характеризуя господина из Сан-Франциско). В основном, за домашнюю работу была выставлена оценка «4».

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!