3 | На доске вы видите вопросы: 1. Богатство: зло или благо? 2. Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот. (Л.Н. Толстой) 3. Является ли жизнь господина и подобных ему людей опасным примером для окружающих? Один из вас выберет позицию «за», другой – «против». Ваша задача – придерживаться выбранной вами позиции, размышляя на все три вопроса и доказывая свою точку зрения. В течение 10 минут подумайте, какие аргументы вы можете привести, чтобы отстоять вашу позицию. Если необходимо, сделайте записи в тетради. | |
4 | Прочитав и вдумавшись в рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», мы видим одну из многих проблем человечества, особенно актуальную и в наши дни – жажда наживы и богатства, стремление обогатиться материально, забывая о духовном развитии. Люди с такими ценностями и идеалами стремятся удовлетворить свои примитивные потребности, получить власть и деньги, что делает их людьми без смысла жизни. И.А. Бунин спрашивает нас: в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни? Человеку нужно успеть сделать многое в жизни. Писатель поднимает «вечные» вопросы в рассказе, и на них мы ищем ответы в реальной жизни. И.А. Бунин пытается открыть глаза читателю на жестокую реальность, социальное неравенство и бессмысленно прожитые жизни. То, что в начале рассказа воспринималось как критика И.А. Буниным социального устройства, цивилизации, поднимается на высоту трагического, философского обобщения. В конце рассказа неразделимо слитно звучат авторские мысли о бренности земного существования и о величии и красоте живой жизни. Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что всё накопленное Господином из Сан-Франциско не имеет никакого значение перед вечным законом, которому подчинены все без исключения. Общество, где забыты вечные ценности и где правят деньги, предупреждает И.А. Бунин, погибнет. Сотворив кумира из золотого тельца (символ наживы, власти, денег, богатства, алчности), человек наполняется иллюзией всемогущества, считает, что он – хозяин жизни и с большой суммой на счетах имеет право на все. Но власть денег призрачна, а такой путь приводит человека к гибели, которая не вызывает сожаления. Относясь ко всему надменно, Господин из Сан-Франциско чувствовал свое превосходство в этом роскошном мире. И мир воздавал ему по деньгам его. Но никогда Господин из Сан-Франциско не думал о другом мире – духовном, никогда не думал об истинных ценностях жизни. А когда умер, неожиданно, внезапно, стал для всех обузой. И отправили его в обратный путь в ящике из-под содовой, в трюме «Атлантиды», спрятав от того общества, в котором недавно он блистал. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чём-то ином, не поддающемся денежной оценке. В своем рассказе Бунин показывает нам, что социальные неравенства лишь следствие гораздо более глубоких причин. «Господин из Сан-Франциско» — произведение о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о близорукости людских претензий на господство в этом мире, о непознаваемой глубине и красоте Вселенной — той красоте, которую, как пишет Бунин в рассказе, «бессильно выразить человеческое слово». В своем дневнике И.А. Бунин написал следующее: «Плакал, пиша конец». Над чем же он плакал? Помимо слепой жажды наживы, жизни ради удовольствия, И.А. Бунина печалит судьба «мертвого» общества, его образ жизни и равнодушие к чужому горю; его черствость и бесчувственность. В этом-то и заключается проблема современного общества, как и многие годы тому назад. Рассказ продолжает традицию Л.Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть, как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в рассказе разрабатывается социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества XX века, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Какие чувства, переживания посетили вас сегодня? Что прояснилось для вас? | |