Тема урока: И.Бунин «Матери» , А. Плещеев «В бурю».
Предмет: «Литературное чтение»
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к духовному обновлению через любовь к матери, формирование чувства любви, сострадания, взаимопонимания, осмысления - что есть счастье, смысл жизни, жертвенная любовь, формирование умения сопереживать и любить близких, Родину.
Образовательная цель:
развивать осознанные и выразительные навыки чтения для восприятия текста через разнообразные виды чтения, умение составлять словесный портрет героев, характеризовать поступки и нравственный облик персонажей;
сформировать умение анализировать внутренний мир героев и понимать драматизм ситуации через фронтальное и самостоятельное чтение;
углубить и расширить знания о творчестве и биографии И. Бунина и А. Плещеева;
совершенствовать умения выражать методологический аспект произведений, опираясь на текст и жизненные собственные ситуации учащегося.
Задачи:
1) познакомить с биографией и творчеством И. Бунина и А. Плещеева;
2) развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения;
3) обогащать словарный запас детей;
4) способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; 5) способствовать развитию творческих способностей;
6) воспитывать уважительное отношение к маме, быть заботливыми, внимательными.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные
Учащиеся научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал и баллов);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью знаковой системы («+» и «−», «?»); фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
определять информацию на основе различных художественных объектов, а именно: литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать значение этих произведений для русской и мировой литературы;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения, объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
Ход урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
– Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
Проверка творческого и поискового домашнего задания.
- Как называются произведения, с которыми мы познакомимся?
- Как вы думаете о чем эти стихотворения?
- Давайте прочитаем и посмотрим – верны ли наши предположения.
Но прежде чем мы с вами познакомимся с каждым произведением, мы помним что писатели жили задолго до наших лет, поэтому нам необходимо проделать словарную работу. Нам помогут наши лингвисты, которым было дано заранее задание.
III. Постановка темы и целей урока.
- Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?
Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать...
Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное – МАТЬ!
Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,
Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней.
Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!
-Тема нашего урока «Иван Алексеевич Бунин «Матери» и А. Плещеев «В бурю». В конце урока каждый из вас сегодня сделает какие – то собственные эмоциональные открытия, какие - вы поделитесь в конце урока.
IV. Организация познавательной деятельности.
-Изучение нового материала.
1)Знакомство с биографией И.А. Бунина.(Электронная презентация).
- И.А.Бунин родился в 1870 году в городе Воронеже в старинной дворянской семье. На этом слайде вы видите портрет писателя и герб рода Буниных
- Вот дом, в котором родился Иван Алексеевич.
Но детство и юность его прошли в фамильном имении в Орловской губернии.
- На этом слайде вы видите родителей Ивана Алексеевича Бунина.
Отец Алексей Николаевич часто бывал в разъездах, и воспитанием детей занималась мать Людмила Александровна. Она была нежной, душевной женщиной, старалась создать в доме тёплую атмосферу. Людмила Александровна сама много читала, любила музыку, играла на фортепьяно для сына и много ему читала
- Начальное образование Бунин получил в домашних условиях, а в 1881 году поступил в гимназию в городе Ельце. Вы видите здание этой гимназии.
- Продолжить далее своё образование Иван Алексеевич не смог – не позволила бедность.
В 1886 году И.Бунин уходит из гимназии, в дальнейшем занимается самообразованием под руководством старшего брата.
- Писать стихи Бунин начал очень рано. Он часто выступал на литературных вечерах.
В 1903 году за стихотворный сборник «Листопад» удостоен Пушкинской премии.
- В 1920 году И.А. Бунин был вынужден покинуть Россию, и уехать в чужую страну. Он жил во Франции в городе Грассе под Парижем. Иван Алексеевич очень тосковал по родине, особенно по матери, которую очень любил всю свою жизнь.
- Творчество Бунина разнообразно. Он писал не только стихи, но и рассказы.
С 1927 по 1339 год Иван Алексеевич работал над одной из лучших своих книг «Жизнь Арсеньева»
- В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Эту высокую награду он получил за строгий артистический талант, с которым он создал в своих произведениях типичный русский характер.
- В 1953 году в Париже Бунина не стало.
2) Словарно-лексическая работа.
- Прежде, чем начать работу над стихотворением, поработаем с некоторыми словами.
- Кто знает, что здесь изображено?
- Это лампадка.
- Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, наполняемый елейным маслом и зажигаемый перед иконой.
- Кого вы здесь видите?
- Это ангел-хранитель, изображается крылатым юношей. Ангел-хранитель – в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям, чтобы оберегать их, т.е. – хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель.
- Как понимаете слово «очаровать»? Что это значит? (выслушиваются ответы детей)
- Очаровать – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо.
- Что в вашем понятии означает слово «сумрак»? (выслушиваются ответы детей)
- Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы.
- А что значит «кроткий» голос? (ответы детей)
- Кроткий голос – незлобный, покорный, смирный.
Орфоэпическое и орфографическое чтение многосложных слов
3) Первичное восприятие стихотворения «Матери».
- А сейчас давайте послушаем стихотворение. Чтение учителем и хорошо читающими детьми.
- Понравилось вам это стихотворение? Чем?
- От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)
- Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к своей матери)
- Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.
- Смогла ли Аня и Дарья своим чтением передать нам чувства автора?
- Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? (Спокойно, тихо, таинственно)
4) Самостоятельное чтение. Эмоциональная оценка прочитанного.
- Какие чувства, ощущения вызвало это стихотворение в вас?
- Как вы думаете, такая ситуация только у автора может быть, докажи свое предположение.
- Иногда мы обижаемся или нам становится больно от сказанного другими людьми, но мы не понимаем, что возможно мама на самом деле не хочет нас обидеть, просто мы смотрим на вещи с разных позиций.
- Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?
- Найдите и подчеркните слова, которые вызывают воспоминание о детстве.
- Какие картины вы себе представляли при чтении?
- Настоящие мастера для создания точного изображения художественного образа используют различные средства. Сегодня я хочу с вами еще раз повторить эпитеты. Эпитет – это образное определение, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Эпитетами чаще всего бывают прилагательные. Например, в сказках используют такие эпитеты: добрый молодец, красна девица.
-Давайте вмести найдём эпитеты в первом четверостишие.
- Найдите эпитеты во втором четверостишие.
5) Микроитог урока.
- Что мы с вами сейчас учились делать? (Составлять характеристику героя, анализируя его настроение)
- Ребята, характеризуя настроение, внутренний мир, нравственную наполняемость что мы можем сказать?
- А почему у мальчика было такое внутреннее состояние?
- Ребята, одной из цели нашего урока было учиться составлять характеристику главных героев и мы с вами начали это делать.
- У нас получилось это или нет? И что нам помогло? (Учебник, наши знания, умение читать и понимать смысл прочитанного)
- Проследив на последующих уроках, как изменяются отношения главных героев, вы сможете дополнить ту таблицу, которую начали сегодня и составить полную характеристику главных героев.
V. Физкультминутка.
Дружно помогаем маме
Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)
Потянулись,
Остановились.
Хорошо мы потрудились! (погладили себя по голове)
VI. Продолжение работы по теме урока.
1)Работа над содержанием. Вторичное восприятие текста.
Беседа по содержанию.
- Чей же образ находится в центре внимания автора? (Образ матери)
- Что автору особенно запомнилось у мамы? (Её голос) – докажите словами из текста
- А какой у неё голос? Найдите в тексте.
- Какой вопрос возник у автора? Найдите в тексте.
- Как вы думаете, почему он называет маму ангелом? Вспомните значение этого слова.
- Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда - и в горе, и в радости.
2) Работа над пословицами.
- На доске вы видите пословицы о матери. Какая на ваш взгляд пословица соответствует стихотворению И. Бунина?
Нет друга нежнее матери.
При солнце тепло, при матери добро.
Птица рада весне, а дитя матери.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
VII.Прослушивание аудиозаписи «Баллада о матери».
IX. Проверка первичного восприятия.
1) Эмоциональная оценка прочитанного.
- Ребята, поднимите руки, кто подумал, вспомнил о своей маме, работая сейчас на уроке?
- Что вы вспомнили о своих мамах?
- Да, ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают вам во всём, переживают за вас.
2) Метапредметная связь с уроком музыки и закрепление эмоционального восприятия содержания урока.
Дети исполняют песню «Милая мама моя».
X. Чтение учителем и детьми стихотворения «В бурю» А. Плещева
(с одновременным прослушиванием аудиозаписи звуков бури.)
XI. Работа над содержанием стихотворения.
XII. Словарная и литературоведческая работа.
XIII. Рефлексия.
- Встаньте и покажите свою шкалу успеха.
Покажите насколько сегодня вы:
- были успешны на уроке и чувствовали себе комфортно
- разобрались с темой урока
- умеете применять свои знания.
XIV. Итог урока.
-- Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.
Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама и начало жизни.
- Ребята, понравился ли вам наш урок? Что вам понравилось?
- Что нового узнали сегодня?
- В конце урока я хочу вам пожелать:
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтоб от раскаянья не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.
Домашнее задание:
Выучить стихотворение «Матери» И. Бунина наизусть.