СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А.Бунин "Матери"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством русского писателя И.А.Буниным

Просмотр содержимого документа
«И.А.Бунин "Матери"»

Тема урока: И.Бунин  «Матери» , А. Плещеев «В бурю».

Предмет: «Литературное чтение»

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к духовному обновлению через любовь к матери, формирование чувства любви, сострадания, взаимопонимания, осмысления - что есть счастье, смысл жизни, жертвенная любовь, формирование умения сопереживать и любить близких, Родину.

Образовательная цель:

  1. развивать осознанные и выразительные навыки чтения для восприятия текста через разнообразные виды чтения, умение составлять словесный портрет героев, характеризовать поступки и нравственный облик персонажей;

  2. сформировать умение анализировать внутренний мир героев и понимать драматизм ситуации через фронтальное и самостоятельное чтение;

  3. углубить и расширить знания о творчестве и биографии И. Бунина и А. Плещеева;

  4. совершенствовать умения выражать методологический аспект произведений, опираясь на текст и жизненные собственные ситуации учащегося.

Задачи:

1) познакомить с биографией и творчеством И. Бунина и А. Плещеева;

2) развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения;

3) обогащать словарный запас детей;

4) способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; 5) способствовать развитию творческих способностей;

6) воспитывать уважительное отношение к маме, быть заботливыми, внимательными.






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные

Учащиеся научатся:

  1. понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  2. с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  3. самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  1. формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  2. читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  3. составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  4. выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  5. оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал и баллов);

  6. определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  7. фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью значков «+» и «−», «?»);

  8. анализировать причины успеха/неуспеха с помощью знаковой системы («+» и «−», «?»); фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

  9. предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  10. осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  1. определять информацию на основе различных художественных объектов, а именно: литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста;

  2. анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  3. сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  4. находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  5. самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  6. понимать значение этих произведений для русской и мировой литературы;

  7. предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  8. определять основную идею произведения, объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  9. создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

  10. соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  1. высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания;

  2. пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  3. участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  4. проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  5. отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  6. опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  7. формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  8. определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  9. определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;


Ход урока:

    1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

– Улыбнитесь  друг другу, нашим гостям, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”

    1. Проверка творческого и поискового домашнего задания.

- Как называются произведения, с которыми мы познакомимся?

- Как вы думаете о чем эти стихотворения?

 - Давайте прочитаем и посмотрим – верны ли наши предположения.

Но прежде чем мы с вами познакомимся с каждым произведением, мы помним что писатели жили задолго до наших лет, поэтому нам необходимо проделать словарную работу. Нам помогут наши лингвисты, которым было дано заранее задание.

III. Постановка темы и целей урока.

- Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?

                  Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать...

                   Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное – МАТЬ!         

                  Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,

                Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней.

Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

-Тема нашего урока «Иван Алексеевич Бунин «Матери» и А. Плещеев «В бурю». В конце урока каждый из вас сегодня сделает какие – то собственные эмоциональные открытия, какие - вы поделитесь в конце урока.

IV. Организация познавательной деятельности.

-Изучение нового материала.

1)Знакомство с биографией И.А. Бунина.(Электронная презентация).

- И.А.Бунин родился в 1870 году в городе Воронеже в старинной дворянской семье.  На этом слайде вы видите портрет писателя и герб рода Буниных

- Вот дом, в котором родился Иван Алексеевич.

Но детство и юность его прошли в фамильном  имении в Орловской губернии.

- На этом слайде вы видите родителей Ивана Алексеевича Бунина.

Отец Алексей Николаевич часто бывал в разъездах, и воспитанием детей занималась мать Людмила Александровна. Она была нежной, душевной женщиной, старалась создать в доме тёплую атмосферу. Людмила Александровна сама много читала, любила музыку, играла на фортепьяно для сына и много ему читала

- Начальное образование Бунин получил в домашних условиях, а в 1881 году поступил в гимназию в городе Ельце. Вы видите здание этой гимназии.

- Продолжить далее своё образование Иван Алексеевич не смог – не позволила бедность.

В 1886 году И.Бунин уходит из гимназии, в дальнейшем занимается самообразованием под руководством старшего брата.

- Писать стихи Бунин начал очень рано. Он часто выступал на литературных вечерах.

В 1903 году за стихотворный сборник «Листопад» удостоен Пушкинской премии.

- В 1920 году И.А. Бунин был вынужден покинуть Россию, и уехать в чужую страну. Он жил во Франции в городе Грассе под Парижем. Иван Алексеевич очень тосковал по родине, особенно по матери, которую очень любил всю свою жизнь.

- Творчество Бунина разнообразно. Он писал не только стихи, но и рассказы.

С 1927 по 1339 год Иван Алексеевич работал над одной из лучших своих книг «Жизнь Арсеньева»

- В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Эту высокую награду он получил за строгий артистический талант, с которым он создал в своих произведениях типичный русский характер.

- В 1953 году в Париже Бунина не стало.

2) Словарно-лексическая работа.

- Прежде, чем начать работу над стихотворением, поработаем с некоторыми словами.

- Кто знает, что здесь изображено?

- Это лампадка.

 - Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, наполняемый елейным маслом и зажигаемый перед иконой.

- Кого вы здесь видите?

- Это ангел-хранитель, изображается крылатым юношей. Ангел-хранитель – в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям, чтобы оберегать их, т.е. – хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель.

- Как понимаете слово «очаровать»? Что это значит? (выслушиваются ответы детей)

- Очаровать – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо.

- Что в вашем понятии означает слово «сумрак»? (выслушиваются ответы детей)

- Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы.

- А что значит «кроткий» голос? (ответы детей)

- Кроткий голос – незлобный, покорный, смирный.

Орфоэпическое и орфографическое чтение многосложных слов

3) Первичное восприятие стихотворения «Матери».

- А сейчас давайте послушаем стихотворение. Чтение учителем и хорошо читающими детьми.

- Понравилось вам это стихотворение? Чем?

- От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)

- Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к своей матери)

- Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.

- Смогла ли Аня и Дарья своим чтением передать нам чувства автора?

- Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? (Спокойно, тихо, таинственно)           

4) Самостоятельное чтение. Эмоциональная оценка прочитанного.

 - Какие чувства, ощущения вызвало это стихотворение в вас?

 - Как вы думаете, такая ситуация только у автора может быть, докажи свое предположение.

  - Иногда мы обижаемся или нам становится больно от сказанного другими людьми, но мы не понимаем, что возможно мама на самом деле не хочет нас обидеть, просто мы смотрим на вещи с разных позиций.

- Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас  с ним происходит?

- Найдите и подчеркните слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

- Какие картины вы себе представляли при чтении?

- Настоящие мастера для создания точного изображения художественного образа используют различные средства. Сегодня я хочу с вами еще раз повторить эпитеты. Эпитет – это образное определение, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Эпитетами чаще всего бывают прилагательные. Например, в сказках используют такие эпитеты: добрый молодец, красна девица.    

-Давайте вмести найдём эпитеты в первом четверостишие.

- Найдите эпитеты во втором четверостишие. 

5) Микроитог урока.

- Что мы с вами сейчас учились делать? (Составлять характеристику героя, анализируя его настроение)

- Ребята, характеризуя настроение, внутренний мир, нравственную наполняемость что мы можем сказать?

- А почему у мальчика было такое внутреннее состояние?

- Ребята, одной из цели нашего урока было учиться составлять характеристику главных героев и мы с вами начали это делать.

- У нас получилось это или нет? И что нам помогло? (Учебник, наши знания, умение читать и понимать смысл прочитанного)

 - Проследив на последующих уроках, как изменяются отношения главных героев, вы сможете дополнить ту таблицу, которую начали сегодня и составить полную характеристику главных героев.

V. Физкультминутка.

Дружно помогаем маме

Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)

Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)

Потянулись,

Остановились.

Хорошо мы потрудились!  (погладили себя по голове)

VI. Продолжение работы по теме урока.

1)Работа над содержанием. Вторичное восприятие текста.

Беседа по содержанию.

- Чей же образ находится в центре внимания автора? (Образ матери)     

- Что автору особенно запомнилось у мамы? (Её голос) – докажите словами из текста

- А какой у неё голос? Найдите в тексте.

- Какой вопрос возник у автора? Найдите в тексте.

- Как вы думаете, почему он называет маму ангелом? Вспомните значение этого слова.

- Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда - и в горе, и в радости.

2) Работа над пословицами.

- На доске вы видите пословицы о матери. Какая на ваш взгляд пословица соответствует стихотворению И. Бунина?

Нет друга нежнее матери.

При солнце тепло, при матери добро.

Птица рада весне, а дитя матери.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

VII.Прослушивание аудиозаписи «Баллада о матери».

IX. Проверка первичного восприятия.

1) Эмоциональная оценка прочитанного.

- Ребята, поднимите руки, кто подумал, вспомнил о своей маме, работая сейчас на уроке?

- Что вы вспомнили о своих мамах?

- Да, ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают вам во всём, переживают за вас.

2) Метапредметная связь с уроком музыки и закрепление эмоционального восприятия содержания урока.

Дети исполняют песню «Милая мама моя».

X. Чтение учителем и детьми стихотворения «В бурю» А. Плещева

(с одновременным прослушиванием аудиозаписи звуков бури.)

XI. Работа над содержанием стихотворения.

XII. Словарная и литературоведческая работа.

XIII. Рефлексия.

- Встаньте и покажите свою шкалу успеха.

Покажите насколько сегодня вы:

- были успешны на уроке и чувствовали себе комфортно

- разобрались с темой урока

- умеете применять свои знания.

XIV. Итог урока.

-- Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама и начало жизни.

- Ребята, понравился ли вам наш урок? Что вам понравилось?

- Что нового узнали сегодня?

- В конце урока я хочу вам пожелать:

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Домашнее задание:

Выучить стихотворение «Матери» И. Бунина наизусть.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!