СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЯВЛЯЕТСЯ УРОКОМ -КОНСПЕКТОМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА И. БУНИНА

Просмотр содержимого документа
«И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине»

Тема: И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

Цели и задачи:

1.Обучающие: познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.

2.Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения. Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.

3.Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.

                                                   Ход урока.

1) Оргмомент.

2) Актуализация знаний.

Учитель зачитывает стихотворные строки Бунина, знакомые детям, показывает портрет, рассказывает кратко биографию.

  И.А.Бунин родился 22(10 по старому стилю) октября 1870 года в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. И.А.Бунин рано начал работать самостоятельно. Работал журналистом, служащим земской управы.

  Путешествия едва ли не главная жизненная страсть Бунина. Уже в 1880-1890годы он много странствовал по России, в начале 20 века объездил Европу, побывал на Ближнем Востоке, в странах Азии.  Писатель ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Утверждение в России нового политического строя заставило писателя в начале 1920 года покинуть родину. Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно осудил. С этого времени почти вся жизнь писателя связана с Францией. Почти все произведения, написанные в эмиграции, о России. Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)

  И.А.Бунин в 1933 году был награжден Нобелевской премией, в своем ответном слове он подчеркнул, что премия принадлежит не только ему, сколько всей русской литературе, России.  Умер Бунин в Париже в 1953 году.

- Как вы считаете, за какие заслуги Бунину была присуждена «Нобелевская премия».

3) История создания рассказа «Косцы».

 Рассказ «Косцы» напечатан в альманахе «Медный всадник» в Берлине. Перепечатывая, Бунин неоднократно редактировал его.      В написанных незадолго до кончины заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись о «Косцах» :      «Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так... могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес» 

4) Анализ рассказа.

Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин)                                                                                                                                                            

- Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

- Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?

- О какой теме мы с вами говорим? (тема природы). - Какой представлена природа в рассказе И. А. Бунина? Свои ответы подтверждайте текстом.

- Одним из эпиграфов к уроку являются слова И. А. Бунина: «Я пишу о красоте … все равно, в чем бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души». Как вы понимаете эти слова?

(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).

- Как автор относится к героям? - Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами, что ещё? (Они поют песню). - Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней.

- Ещё одна тема звучит в рассказе. (Тема крестьянского труда)

Словарная работа.

Бахилы - вид крестьянской обуви.

Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).

Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой.

-Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).

5) Анализ картины Г.Мясоедова «Косцы»

-Кто изображён на картине?

- Чем картина близка рассказу?

Автор заканчивает рассказ печальным воспоминанием о косцах и их песне. Та радость, которую дарила людям эта песня, свидетельствовала, что «бесконечно счастливы были мы в те дни». Бунин сожалеет о том, что сказочные дни эти — увы! — невозвратимы.

7) Итог урока.

- Что мы узнали на уроке?

-Чем вам понравился рассказ?

8) Домашнее задание.