Иван Алексеевич
Бунин
(1870 – 1953 г.г)
Рассказ «Цифры»
Поразмышляем
- От чьего имени ведется рассказ? Почему?
- Какова тема рассказа?
- Почему произошла ссора?
- Какие чувства возникли у вас после прочтения?
Композиция рассказа
2 глава «Ты в этот день проснулся с новой мечтой…»
Завязка –
1 глава «Дядечка, прости меня, я больше не буду…»
Развязка -
1 глава «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как…»
Заключение -
Почему первый глава дана первой?
Почему мы пропустили кульминацию?
Кульминация –
2 глава --«Царский день. Великий грех»
3 глава «Вот тебе и цифры…»
5 глава – «И мы сделали вид, что забыли о тебе…»
4 глава – «Но ты всё кричал…»
Как вы думаете, почему дано несколько кульминационных моментов?
Особенности композиции
Какие особенности построения рассказа
вы отметите?
- Нарушение последовательности изображения событий
- Разное количество кульминаций
- Рассказ от лица героя о чувствах и мыслях другого героя, используя местоимения « ты » ( ты подумал, ты почувствовал и т.д.)
Главные герои произведения
Дядя Женя
- Расскажите, каков характер (манера поведения) главных героев.
сдержанный, твердый
«… хотел после всех своих преступлений показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким… »
в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий;
Главные герои произведения
Дядя Женя
- Дайте характеристику речи героев .
говорит он спокойно, рассудительно, порой твердо;
говорит холодно, небрежно, раздраженно;
но возникла ситуация, когда он даже «рявкнул» на племянника;
но все больше речь к мальчику наполнена любовью и нежностью;
в зависимости от ситуации речь его то тихая, то протяжная; то он начинает кричать, вопить, то говорит шепотом; то восклицал страстно, то злобно кричал; то горячо, поспешно, то радостно.
Главные герои произведения
Дядя Женя
- Каково отношение героев к себе (в этой ситуации)?
Я очень умный дядя.
Смирился
Совершаю великий
Грех.
Главные герои произведения
- Дается ли автором портрет героев? Их внешность? Одежда?
- Почему нет описания внешности, портретов героев? Что важно показать писателю?
- Можем ли мы их себе представить, несмотря на это?
Литературоведческое понятие
Психологический портрет –
– это совокупность черт характера человека, мир его душевных переживаний, который показан с помощью жестов, мимики .
Поразмышляем
- Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях ?
- Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?
- Признал ли дядя свою неправоту?
Какие уроки
на взрослое будущее
вы извлекли,
прочитав рассказ
И.А. Бунина?
ТЕСТ
1. Часто ли вы ссоритесь с родителями ?
- 1 - нет
- 2 - бывает
- 3 - да
2 . Признаёте ли вы свои ошибки ?
- 1 – всегда
- 2 -- с трудом
- 3 – я всегда прав(а)
3. Часто ли вы проводите свободное время
с родителями ?
- 1 – часто
- 2 – иногда
- 3 – никогда
4 . Умеете вы прощать обиды?
- 1 – стараюсь прощать
- 2 – долго помню обиду
- 3 – никогда не прощаю
За каждый ответ «1» поставьте себе 1 балл. За каждый ответ «2» поставьте себе 2 балла. За каждый ответ «3» поставьте себе 3 балла. За каждый ответ «4» поставьте себе 4 балла.
- Если вы набрали от 4 до 6 баллов , то вы просто идеал: добры, внимательны, отзывчивы.
- Если вы набрали от 7 до 9 баллов , то вы достаточно доброжелательны , любите родителей.
- Если вы набрали от 10 до 12 баллов , то вам надо серьёзно задуматься над вашим отношением к родным и друзьям.
УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ!
- Взрослые должны помнить, какими они были в детстве!
- Быть внимательными по отношению к детям.
- Нельзя озлобляться!
- Взрослые всегда должны быть мудрыми.
- Нельзя обижать людей, тем более близких тебе.
Домашнее задание
- Сочинение-миниатюра (от 10 до 15 предложений):
«Что нужно сделать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?»