СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А.Бунин. "Цифры"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Анализ рассказа "Цифры" (проблема, герои, композиция и т.д.) 2) Теримины: психологический портрет. 3) "Уроки жизни для детей и взрослых" 4) Минитест по рассказу.

Просмотр содержимого документа
«И.А.Бунин. "Цифры"»

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953 г.г) Рассказ «Цифры»

Иван Алексеевич

Бунин

(1870 – 1953 г.г)

Рассказ «Цифры»

Поразмышляем От чьего имени ведется рассказ? Почему? Какова тема рассказа? Почему произошла ссора? Какие чувства возникли у вас после прочтения?

Поразмышляем

  • От чьего имени ведется рассказ? Почему?
  • Какова тема рассказа?
  • Почему произошла ссора?
  • Какие чувства возникли у вас после прочтения?
Композиция рассказа 2 глава «Ты в этот день проснулся с новой мечтой…» Завязка – 1 глава «Дядечка, прости меня, я больше не буду…» Развязка - 1 глава «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как…» Заключение - Почему первый глава дана первой? Почему мы пропустили кульминацию?

Композиция рассказа

2 глава «Ты в этот день проснулся с новой мечтой…»

Завязка –

1 глава «Дядечка, прости меня, я больше не буду…»

Развязка -

1 глава «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как…»

Заключение -

Почему первый глава дана первой?

Почему мы пропустили кульминацию?

Кульминация –  2 глава --«Царский день. Великий грех»  3 глава «Вот тебе и цифры…»  5 глава – «И мы сделали вид, что забыли о тебе…» 4 глава – «Но ты всё кричал…» Как вы думаете, почему дано несколько кульминационных моментов?

Кульминация –

2 глава --«Царский день. Великий грех»

3 глава «Вот тебе и цифры…»

5 глава – «И мы сделали вид, что забыли о тебе…»

4 глава – «Но ты всё кричал…»

Как вы думаете, почему дано несколько кульминационных моментов?

Особенности композиции Какие особенности построения рассказа  вы отметите? Нарушение последовательности изображения событий Разное количество кульминаций Рассказ от лица героя о чувствах и мыслях другого героя, используя местоимения « ты » ( ты подумал, ты почувствовал и т.д.)

Особенности композиции

Какие особенности построения рассказа

вы отметите?

  • Нарушение последовательности изображения событий
  • Разное количество кульминаций
  • Рассказ от лица героя о чувствах и мыслях другого героя, используя местоимения « ты » ( ты подумал, ты почувствовал и т.д.)
Главные герои произведения Дядя  Женя Расскажите, каков характер (манера поведения) главных героев. сдержанный, твердый «… хотел после всех своих преступлений показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким… » в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий;

Главные герои произведения

Дядя Женя

  • Расскажите, каков характер (манера поведения) главных героев.

сдержанный, твердый

«… хотел после всех своих преступлений показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким… »

в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий;

Главные герои произведения Дядя  Женя Дайте характеристику речи героев . говорит он спокойно, рассудительно, порой твердо; говорит холодно, небрежно, раздраженно; но возникла ситуация, когда он даже «рявкнул» на племянника; но все больше речь к мальчику наполнена любовью и нежностью; в зависимости от ситуации речь его то тихая, то протяжная; то он начинает кричать, вопить, то говорит шепотом; то восклицал страстно, то злобно кричал; то горячо, поспешно, то радостно.

Главные герои произведения

Дядя Женя

  • Дайте характеристику речи героев .

говорит он спокойно, рассудительно, порой твердо;

говорит холодно, небрежно, раздраженно;

но возникла ситуация, когда он даже «рявкнул» на племянника;

но все больше речь к мальчику наполнена любовью и нежностью;

в зависимости от ситуации речь его то тихая, то протяжная; то он начинает кричать, вопить, то говорит шепотом; то восклицал страстно, то злобно кричал; то горячо, поспешно, то радостно.

Главные герои произведения Дядя  Женя Каково отношение героев к себе (в этой ситуации)? Я очень умный дядя. Смирился Совершаю великий Грех.

Главные герои произведения

Дядя Женя

  • Каково отношение героев к себе (в этой ситуации)?

Я очень умный дядя.

Смирился

Совершаю великий

Грех.

Главные герои произведения Дается ли автором портрет героев? Их внешность? Одежда? Почему нет описания внешности, портретов героев? Что важно показать писателю? Можем ли мы их себе представить, несмотря на это?

Главные герои произведения

  • Дается ли автором портрет героев? Их внешность? Одежда?
  • Почему нет описания внешности, портретов героев? Что важно показать писателю?
  • Можем ли мы их себе представить, несмотря на это?
Литературоведческое понятие Психологический портрет – – это совокупность черт характера человека, мир его душевных переживаний, который показан с помощью жестов, мимики .

Литературоведческое понятие

Психологический портрет –

– это совокупность черт характера человека, мир его душевных переживаний, который показан с помощью жестов, мимики .

Поразмышляем Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях ? Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? Признал ли дядя свою неправоту?

Поразмышляем

  • Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях ?
  • Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?
  • Признал ли дядя свою неправоту?
Какие уроки на взрослое будущее вы извлекли, прочитав рассказ И.А. Бунина?

Какие уроки

на взрослое будущее

вы извлекли,

прочитав рассказ

И.А. Бунина?

ТЕСТ 1. Часто ли вы ссоритесь с родителями ? 1 - нет 2 - бывает 3 - да

ТЕСТ

1. Часто ли вы ссоритесь с родителями ?

  • 1 - нет
  • 2 - бывает
  • 3 - да
2 . Признаёте ли вы свои ошибки ? 1 – всегда 2 -- с трудом 3 – я всегда прав(а)

2 . Признаёте ли вы свои ошибки ?

  • 1 – всегда
  • 2 -- с трудом
  • 3 – я всегда прав(а)
3. Часто ли вы проводите свободное время  с родителями ? 1 – часто 2 – иногда 3 – никогда

3. Часто ли вы проводите свободное время

с родителями ?

  • 1 – часто
  • 2 – иногда
  • 3 – никогда
4 . Умеете вы прощать обиды? 1 – стараюсь прощать 2 – долго помню обиду 3 – никогда не прощаю

4 . Умеете вы прощать обиды?

  • 1 – стараюсь прощать
  • 2 – долго помню обиду
  • 3 – никогда не прощаю
За каждый ответ «1» поставьте себе 1 балл.  За каждый ответ «2» поставьте себе 2 балла.  За каждый ответ «3» поставьте себе 3 балла.  За каждый ответ «4» поставьте себе 4 балла. Если вы набрали от 4 до 6 баллов , то вы просто идеал: добры, внимательны, отзывчивы. Если вы набрали от 7 до 9 баллов , то вы достаточно доброжелательны , любите родителей. Если вы набрали от 10 до 12 баллов , то вам надо серьёзно задуматься над вашим отношением к родным и друзьям.

За каждый ответ «1» поставьте себе 1 балл. За каждый ответ «2» поставьте себе 2 балла. За каждый ответ «3» поставьте себе 3 балла. За каждый ответ «4» поставьте себе 4 балла.

  • Если вы набрали от 4 до 6 баллов , то вы просто идеал: добры, внимательны, отзывчивы.
  • Если вы набрали от 7 до 9 баллов , то вы достаточно доброжелательны , любите родителей.
  • Если вы набрали от 10 до 12 баллов , то вам надо серьёзно задуматься над вашим отношением к родным и друзьям.
УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ! Взрослые должны помнить, какими они были в детстве! Быть внимательными по отношению к детям. Нельзя озлобляться! Взрослые всегда должны быть мудрыми. Нельзя обижать людей, тем более близких тебе.

УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ!

  • Взрослые должны помнить, какими они были в детстве!
  • Быть внимательными по отношению к детям.
  • Нельзя озлобляться!
  • Взрослые всегда должны быть мудрыми.
  • Нельзя обижать людей, тем более близких тебе.
Домашнее  задание  Сочинение-миниатюра (от 10 до 15 предложений): «Что нужно сделать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?»

Домашнее задание

  • Сочинение-миниатюра (от 10 до 15 предложений):

«Что нужно сделать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?»