СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Бунин "У птицы есть гнездо". Анализ стихотворения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант анализа стихотворения И.А. Бунина "У птицы есть гнездо".

Просмотр содержимого документа
«И.А. Бунин "У птицы есть гнездо". Анализ стихотворения.»

И.А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»

И.А. Бунин

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора . Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, С казать прости родному дому ! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой !

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора .

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

С казать прости родному дому !

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой !

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора . Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора , у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора .

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора , у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу  молодому , Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце , горестно и громко , Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому ,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце , горестно и громко ,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора , Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу , крестясь, в чужой , наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора ,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу , крестясь, в чужой , наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора . Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского  двора , Сказать прости родному  дому ! У зверя есть нора , у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой , наёмный  дом С своей уж ветхою котомкой! Дом = гнездо, нора?..

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора .

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора ,

Сказать прости родному дому !

У зверя есть нора , у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой , наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Дом = гнездо, нора?..

У стихотворения нет названия . ( Минус – приём ) Тема : одиночество, бесприютность, тоска по прошлому, родному, взросление, становление человека. Размер : _/_/_/ _/_/_/ ( 6-тистопный ямб ) Вид рифмы : АВАВ - перекрёстная

У стихотворения нет названия .

( Минус – приём )

Тема : одиночество, бесприютность, тоска по прошлому, родному, взросление, становление человека.

Размер : _/_/_/ _/_/_/ ( 6-тистопный ямб )

Вид рифмы : АВАВ - перекрёстная

Композиция : две строфы по 4 стиха. Каждый стих начинается с буквы, соответствующей ему в другой строфе. У птицы есть гнездо, у зверя есть нора . Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, С казать прости родному дому ! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой !           Этот художественный приём называется  АНАФОРА, ЕДИНОНАЧАТИЕ .

Композиция : две строфы по 4 стиха. Каждый стих начинается с буквы, соответствующей ему в другой строфе.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора .

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

С казать прости родному дому !

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой !

Этот художественный приём называется АНАФОРА, ЕДИНОНАЧАТИЕ .

Синтаксис : в каждой строфе по 2 предложения. 1-е пов., не ! . 2-е пов., ! У птицы есть гнездо, у зверя есть нора . Как горько было сердце молодому, Когда я уходил с отцовского двора, С казать прости родному дому ! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой !

Синтаксис : в каждой строфе по 2 предложения.

1-е пов., не ! . 2-е пов., !

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора .

Как горько было сердце молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

С казать прости родному дому !

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой !

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора . Как горько было сердце молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора , у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой! Простые предложения, составляющие первый стих каждой строфы повторяют друг друга . Средство художественной изобразительности – повтор . Служит для усиления восприятия, придаёт напевность, цикличность . Выполняет функцию рефрена  в данном тексте. Связывает две части. Но простые предложения в первом и втором стихах меняются местами. Средство художественной выразительности – инверсия ( перестановка ). С одной стороны, читатель слышит нечто уже знакомое, с другой, эта перестановка словно переносит из прошлого в настоящее, из времени молодости к сегодняшнему дню, к зрелости.

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора .

Как горько было сердце молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора , у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Простые предложения, составляющие первый стих каждой строфы повторяют друг друга .

Средство художественной изобразительностиповтор . Служит для усиления восприятия, придаёт напевность, цикличность . Выполняет функцию рефрена в данном тексте. Связывает две части.

Но простые предложения в первом и втором стихах меняются местами.

Средство художественной выразительности – инверсия ( перестановка ).

С одной стороны, читатель слышит нечто уже знакомое, с другой, эта перестановка словно переносит из прошлого в настоящее, из времени молодости к сегодняшнему дню, к зрелости.

Художественный мир произведения

Художественный мир

произведения

Художественное пространство : своё – чужое отцовский дом – чужой, наёмный дом дом - странствие замкнутое – открытое В стихотворении возникает образ дороги – символ жизненного пути и духовных исканий в литературе. Направление в пространстве:  верх – гнездо и низ – нора.

Художественное пространство :

своё – чужое

отцовский дом – чужой, наёмный дом

дом - странствие

замкнутое – открытое

В стихотворении возникает образ дороги – символ жизненного пути и духовных исканий в литературе.

Направление в пространстве:

верхгнездо и низ – нора.

Ассоциативные связи : Верх : небо, солнце, звёзды, облака, крылья, рай, Бог…  Низ: земное притяжение, невозможность оторваться от телесного, бытового существования, черви, эльфы, черти, ад, дьявол…

Ассоциативные связи :

Верх : небо, солнце, звёзды, облака, крылья, рай, Бог…

Низ: земное притяжение, невозможность оторваться от телесного, бытового существования, черви, эльфы, черти, ад, дьявол…

Художественное время : прошлое - настоящее … … горько было сердцу молодому …  … уходил …  Способ выражения: глаголы прошедшего времени ; Эпитет молодому даёт понять, что молодость осталась в прошлом . … бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу … Глаголы настоящего времени, НО! Имеют значение регулярно повторяющегося действия.

Художественное время :

прошлое - настоящее

… горько было сердцу молодому

уходил

Способ выражения: глаголы прошедшего времени ;

Эпитет молодому даёт понять, что молодость осталась в прошлом .

бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу …

Глаголы настоящего времени, НО! Имеют значение регулярно повторяющегося действия.

Система персонажей: Лирический герой – лирическое Я  – сердце Зверь – живое существо, земное, хищное… Птица  – небесное существо, свободное… Зверь и птица противопоставлены друг другу, а в м е с т е  составляют единый ряд всего живого в мире, противопоставленный человеку . У них дом есть, у ЛГ его нет. Конфликт  героя и внешнего мира- сюжетная организация текста.

Система персонажей:

Лирический герой – лирическое Я – сердце

Зверь живое существо, земное, хищное…

Птица – небесное существо, свободное…

Зверь и птица противопоставлены друг другу, а в м е с т е составляют единый ряд всего живого в мире, противопоставленный человеку .

У них дом есть, у ЛГ его нет.

Конфликт героя и внешнего мира- сюжетная организация текста.

Лексика:  Кото́мка  — дорожный заплечный мешок на лямках из грубой холщовой ткани, сукна, кожи или замши . Вместе с посохом котомка является известным атрибутом странников , бродяг, нищих, богомольцев и других представителей «бродячей Руси». Как и торба, являлся символом бедности и нищенства. Когда вхожу, крестясь , в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою  котомкой!  Ходит с нею уже давно , долго… Не просто нищета и бесприютность, но духовный поиск и рост.

Лексика:

Кото́мка  — дорожный заплечный мешок на лямках из грубой холщовой ткани, сукна, кожи или замши . Вместе с посохом котомка является известным атрибутом странников , бродяг, нищих, богомольцев и других представителей «бродячей Руси». Как и торба, являлся символом бедности и нищенства.

Когда вхожу, крестясь , в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Ходит с нею уже давно , долго… Не просто нищета и бесприютность, но духовный поиск и рост.

Лексика:  Сказать прости родному дому - проститься .   Ощущение вины.

Лексика:

Сказать прости родному дому -

проститься .

Ощущение вины.

 Звукопись:  Как бьётся сердце, г о р ест н о и г р о м ко…

Звукопись:

Как бьётся сердце,

г о р ест н о и г р о м ко…

Основная мысль : …

Основная мысль :

Биографический контекст: Иван Алексеевич Бунин 1870 – 1953 Вынужден был эмигрировать после прихода к власти большевиков, умер на чужбине, в Париже, вдали от родины…  Один из шести русских писателей, лауреатов Нобелевской премии в области литературы…  Бунин – последний русский классик…

Биографический контекст:

Иван Алексеевич Бунин

1870 – 1953

  • Вынужден был эмигрировать после прихода к власти большевиков, умер на чужбине, в Париже, вдали от родины…

  • Один из шести русских писателей, лауреатов Нобелевской премии в области литературы…

  • Бунин – последний русский классик…

Возможные варианты прочтения: Тоска по родине в изгнании, в эмиграции; Для того чтобы личность сформировалась, необходимо оторваться от дома и пойти своей дорогой; Бунин – писатель новой парадигмы, человек модерна. Чтобы сказать новое слово в культуре, нужно порвать с традицией. Это разрыв болезнен, трагичен, но необходим.

Возможные варианты прочтения:

  • Тоска по родине в изгнании, в эмиграции;
  • Для того чтобы личность сформировалась, необходимо оторваться от дома и пойти своей дорогой;
  • Бунин – писатель новой парадигмы, человек модерна. Чтобы сказать новое слово в культуре, нужно порвать с традицией. Это разрыв болезнен, трагичен, но необходим.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!