СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность как необходимое условие формирования читательской грамотности»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант анализа стихотворения И.А. Бунина "У птицы есть гнездо".

Просмотр содержимого документа
««Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность как необходимое условие формирования читательской грамотности»»

И.А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»

И.А. Бунин

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора . Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, С казать прости родному дому ! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой !

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора .

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

С казать прости родному дому !

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой !

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора . Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора , у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора .

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора , у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу  молодому , Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце , горестно и громко , Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому ,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце , горестно и громко ,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора , Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу , крестясь, в чужой , наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора ,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу , крестясь, в чужой , наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора . Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского  двора , Сказать прости родному  дому ! У зверя есть нора , у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой , наёмный  дом С своей уж ветхою котомкой! Дом = гнездо, нора?..

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора .

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора ,

Сказать прости родному дому !

У зверя есть нора , у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой , наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Дом = гнездо, нора?..

У стихотворения нет названия . ( Минус – приём ) Тема : одиночество, бесприютность, тоска по прошлому, родному, взросление, становление человека. Размер : _/_/_/ _/_/_/ ( 6-тистопный ямб ) Вид рифмы : АВАВ - перекрёстная

У стихотворения нет названия .

( Минус – приём )

Тема : одиночество, бесприютность, тоска по прошлому, родному, взросление, становление человека.

Размер : _/_/_/ _/_/_/ ( 6-тистопный ямб )

Вид рифмы : АВАВ - перекрёстная

Композиция : две строфы по 4 стиха. Каждый стих начинается с буквы, соответствующей ему в другой строфе. У птицы есть гнездо, у зверя есть нора . Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, С казать прости родному дому ! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой !           Этот художественный приём называется  АНАФОРА, ЕДИНОНАЧАТИЕ .

Композиция : две строфы по 4 стиха. Каждый стих начинается с буквы, соответствующей ему в другой строфе.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора .

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

С казать прости родному дому !

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой !

Этот художественный приём называется АНАФОРА, ЕДИНОНАЧАТИЕ .

Синтаксис : в каждой строфе по 2 предложения. 1-е пов., не ! . 2-е пов., ! У птицы есть гнездо, у зверя есть нора . Как горько было сердце молодому, Когда я уходил с отцовского двора, С казать прости родному дому ! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой !

Синтаксис : в каждой строфе по 2 предложения.

1-е пов., не ! . 2-е пов., !

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора .

Как горько было сердце молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

С казать прости родному дому !

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой !

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора . Как горько было сердце молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора , у птицы есть гнездо . Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой! Простые предложения, составляющие первый стих каждой строфы повторяют друг друга . Средство художественной изобразительности – повтор . Служит для усиления восприятия, придаёт напевность, цикличность . Выполняет функцию рефрена  в данном тексте. Связывает две части. Но простые предложения в первом и втором стихах меняются местами. Средство художественной выразительности – инверсия ( перестановка ). С одной стороны, читатель слышит нечто уже знакомое, с другой, эта перестановка словно переносит из прошлого в настоящее, из времени молодости к сегодняшнему дню, к зрелости.

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора .

Как горько было сердце молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора , у птицы есть гнездо .

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Простые предложения, составляющие первый стих каждой строфы повторяют друг друга .

Средство художественной изобразительностиповтор . Служит для усиления восприятия, придаёт напевность, цикличность . Выполняет функцию рефрена в данном тексте. Связывает две части.

Но простые предложения в первом и втором стихах меняются местами.

Средство художественной выразительности – инверсия ( перестановка ).

С одной стороны, читатель слышит нечто уже знакомое, с другой, эта перестановка словно переносит из прошлого в настоящее, из времени молодости к сегодняшнему дню, к зрелости.

Художественный мир произведения

Художественный мир

произведения

Художественное пространство : своё – чужое отцовский дом – чужой, наёмный дом дом - странствие замкнутое – открытое В стихотворении возникает образ дороги – символ жизненного пути и духовных исканий в литературе. Направление в пространстве:  верх – гнездо и низ – нора.

Художественное пространство :

своё – чужое

отцовский дом – чужой, наёмный дом

дом - странствие

замкнутое – открытое

В стихотворении возникает образ дороги – символ жизненного пути и духовных исканий в литературе.

Направление в пространстве:

верхгнездо и низ – нора.

Ассоциативные связи : Верх : небо, солнце, звёзды, облака, крылья, рай, Бог…  Низ: земное притяжение, невозможность оторваться от телесного, бытового существования, черви, эльфы, черти, ад, дьявол…

Ассоциативные связи :

Верх : небо, солнце, звёзды, облака, крылья, рай, Бог…

Низ: земное притяжение, невозможность оторваться от телесного, бытового существования, черви, эльфы, черти, ад, дьявол…

Художественное время : прошлое - настоящее … … горько было сердцу молодому …  … уходил …  Способ выражения: глаголы прошедшего времени ; Эпитет молодому даёт понять, что молодость осталась в прошлом . … бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу … Глаголы настоящего времени, НО! Имеют значение регулярно повторяющегося действия.

Художественное время :

прошлое - настоящее

… горько было сердцу молодому

уходил

Способ выражения: глаголы прошедшего времени ;

Эпитет молодому даёт понять, что молодость осталась в прошлом .

бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу …

Глаголы настоящего времени, НО! Имеют значение регулярно повторяющегося действия.

Система персонажей: Лирический герой – лирическое Я  – сердце Зверь – живое существо, земное, хищное… Птица  – небесное существо, свободное… Зверь и птица противопоставлены друг другу, а в м е с т е  составляют единый ряд всего живого в мире, противопоставленный человеку . У них дом есть, у ЛГ его нет. Конфликт  героя и внешнего мира- сюжетная организация текста.

Система персонажей:

Лирический герой – лирическое Я – сердце

Зверь живое существо, земное, хищное…

Птица – небесное существо, свободное…

Зверь и птица противопоставлены друг другу, а в м е с т е составляют единый ряд всего живого в мире, противопоставленный человеку .

У них дом есть, у ЛГ его нет.

Конфликт героя и внешнего мира- сюжетная организация текста.

Лексика:  Кото́мка  — дорожный заплечный мешок на лямках из грубой холщовой ткани, сукна, кожи или замши . Вместе с посохом котомка является известным атрибутом странников , бродяг, нищих, богомольцев и других представителей «бродячей Руси». Как и торба, являлся символом бедности и нищенства. Когда вхожу, крестясь , в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою  котомкой!  Ходит с нею уже давно , долго… Не просто нищета и бесприютность, но духовный поиск и рост.

Лексика:

Кото́мка  — дорожный заплечный мешок на лямках из грубой холщовой ткани, сукна, кожи или замши . Вместе с посохом котомка является известным атрибутом странников , бродяг, нищих, богомольцев и других представителей «бродячей Руси». Как и торба, являлся символом бедности и нищенства.

Когда вхожу, крестясь , в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Ходит с нею уже давно , долго… Не просто нищета и бесприютность, но духовный поиск и рост.

Лексика:  Сказать прости родному дому - проститься .   Ощущение вины.

Лексика:

Сказать прости родному дому -

проститься .

Ощущение вины.

 Звукопись:  Как бьётся сердце, г о р ест н о и г р о м ко…

Звукопись:

Как бьётся сердце,

г о р ест н о и г р о м ко…

Основная мысль : …

Основная мысль :

Биографический контекст: Иван Алексеевич Бунин 1870 – 1953 Вынужден был эмигрировать после прихода к власти большевиков, умер на чужбине, в Париже, вдали от родины…  Один из шести русских писателей, лауреатов Нобелевской премии в области литературы…  Бунин – последний русский классик…

Биографический контекст:

Иван Алексеевич Бунин

1870 – 1953

  • Вынужден был эмигрировать после прихода к власти большевиков, умер на чужбине, в Париже, вдали от родины…

  • Один из шести русских писателей, лауреатов Нобелевской премии в области литературы…

  • Бунин – последний русский классик…

Возможные варианты прочтения: Тоска по родине в изгнании, в эмиграции; Для того чтобы личность сформировалась, необходимо оторваться от дома и пойти своей дорогой; Бунин – писатель новой парадигмы, человек модерна. Чтобы сказать новое слово в культуре, нужно порвать с традицией. Это разрыв болезнен, трагичен, но необходим.

Возможные варианты прочтения:

  • Тоска по родине в изгнании, в эмиграции;
  • Для того чтобы личность сформировалась, необходимо оторваться от дома и пойти своей дорогой;
  • Бунин – писатель новой парадигмы, человек модерна. Чтобы сказать новое слово в культуре, нужно порвать с традицией. Это разрыв болезнен, трагичен, но необходим.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!