СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Бунин. Жизнь и творчество

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.А. Бунин. Жизнь и творчество»

Иван Алексеевич Бунин  1870-1953

Иван Алексеевич Бунин 1870-1953

Ива́н Алексе́евич Бу́нин родился 10 октября 1870 г. в Воронеже. И.А.Бунин был старинного дворянского рода.

Ива́н Алексе́евич

Бу́нин

родился 10 октября 1870 г.

в Воронеже. И.А.Бунин был старинного дворянского рода.

Родители писателя   Алексей Николаевич Бунин, в молодости был офицером, участвовал в обороне Севастопол, Людмила Александровна Бунина

Родители писателя

Алексей Николаевич Бунин,

в молодости был офицером,

участвовал в обороне Севастопол,

Людмила Александровна

Бунина

До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой. Много занимается самообразованием. Юлий и Иван Бунины

До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой. Много занимается самообразованием.

Юлий и Иван Бунины

Творчество В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати. В 1889 году переезжает в Орёл и идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник». В рассказах и повестях показал оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915), резкое неприятие Октябрьской революции и власти большевиков в дневниковой книге «Окаянные дни».

Творчество

В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати.

В 1889 году переезжает в Орёл и идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник».

В рассказах и повестях показал

оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915), резкое неприятие Октябрьской революции и власти большевиков в дневниковой книге «Окаянные дни».

Эмиграция   В феврале 1920 при подходе большевиков эмигрирует во Францию.  В течение этих лет ведёт дневник «Окаянные дни», поразивший современников точностью языка и страстной ненавистью к большевикам. Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья. В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», «Жизнь Арсеньева» и цикл рассказов «Тёмные аллеи».  Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. По словам К. Г. Паустовского, «Жизнь Арсеньева» — это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы».

Эмиграция

В феврале 1920 при подходе большевиков эмигрирует во Францию.

В течение этих лет ведёт дневник «Окаянные дни», поразивший современников точностью языка и страстной ненавистью к большевикам.

Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья.

В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», «Жизнь Арсеньева» и цикл рассказов «Тёмные аллеи».

Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом.

По словам К. Г. Паустовского,

«Жизнь Арсеньева» — это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы».

Нобелевская премия Роман «Жизнь Арсеньева» получил в 1933 Нобелевскую премию «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер»

Нобелевская премия

Роман «Жизнь Арсеньева» получил в 1933 Нобелевскую премию

«за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер»

Тема любви в творчестве  Бунина Ключевая тема творчества – любовь. Любовь в его рассказах откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти.  Любовь и существование без любви – два абсолютно противоположные состояния, а жизнь без любви теряет всякий смысл. Каким бы ни был лик любви в рассказе И. А. Бунина, его герои обречены на одиночество, ведь любовь - это прежде всего страсть, а страсть не может длиться долго. Нередко тема любви переплетается с темами ревности, измены, предательства, смерти.

Тема любви в творчестве Бунина

Ключевая тема творчества – любовь.

Любовь в его рассказах откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти.

Любовь и существование без любви – два абсолютно противоположные состояния, а жизнь без любви теряет всякий смысл.

Каким бы ни был лик любви в рассказе И. А. Бунина, его герои обречены на одиночество, ведь любовь - это прежде всего страсть, а страсть не может длиться долго.

Нередко тема любви переплетается с темами ревности, измены, предательства, смерти.

Рассказ «Кавказ»  (13 ноября 1937)

Рассказ «Кавказ» (13 ноября 1937)

Герои Сколько героев в рассказе «Кавказ»? Перед нами классический любовный треугольник: он, она и третий лишний. От чьего лица ведётся повествование?

Герои

  • Сколько героев в рассказе «Кавказ»?
  • Перед нами классический любовный треугольник: он, она и третий лишний.
  • От чьего лица ведётся повествование?
Интонация произведения какова? Какова её роль?

Интонация произведения

какова?

Какова её роль?

В Москве Она Он воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно , затворником - от свидания до свидания с нею. входила поспешно ; была бледна  голос у нее срывался бросала куда попало зонтик, спешила поднять вуальку и обнять меня…

В Москве

Она

Он

воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно , затворником - от свидания до свидания с нею.

входила поспешно ;

была бледна

голос у нее срывался бросала куда попало зонтик,

спешила поднять вуальку и обнять меня…

Дерзкий план Он Она даже не поцеловала жалостно улыбнулась совсем не могла обедать не выдержу эту страшную роль до конца смотрел все напряженнее … похолодел от страха отшатнулся от окна упал в угол дивана звонок оглушил меня, тронувшийся поезд поверг в оцепенение ... ледяной рукой сунул десятирублевую бумажку...  

Дерзкий план

Он

Она

  • даже не поцеловала
  • жалостно улыбнулась
  • совсем не могла обедать
  • не выдержу эту страшную роль до конца
  • смотрел все напряженнее …
  • похолодел от страха
  • отшатнулся от окна
  • упал в угол дивана
  • звонок оглушил меня, тронувшийся поезд поверг в оцепенение ...
  • ледяной рукой сунул десятирублевую бумажку...  
Третий лишний он на все способен при его жестоком, самолюбивом характере. «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Теперь он почему-то следит буквально за каждым моим шагом Каким представлен муж героини?

Третий лишний

  • он на все способен при его жестоком, самолюбивом характере.
  • «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»
  • Теперь он почему-то следит буквально за каждым моим шагом
  • Каким представлен муж героини?
Третий лишний Я был поражен его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, которой он, широко шагая, держал ее под руку. я мысленно видел, как он хозяйственно вошел в него вместе с нею, оглянулся, - хорошо ли устроил ее носильщик, - и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя ее...

Третий лишний

  • Я был поражен его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, которой он, широко шагая, держал ее под руку.
  • я мысленно видел, как он хозяйственно вошел в него вместе с нею, оглянулся, - хорошо ли устроил ее носильщик, - и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя ее...

Москва Кавказ  Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился , расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор... В Москве шли холодные дожди , похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно , сумрачно , улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер , когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода. Какую роль играют картины природы?

Москва

Кавказ

  • Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился , расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор...
  • В Москве шли холодные дожди , похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно , сумрачно , улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер , когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода.

Какую роль играют картины природы?

Описание сумрачной московской осени контрастирует с изображением яркой, экзотической южной природы. Южный пейзаж соответствует настроению героев, в то же время покой и красота – недостижимый для героев идеал!

Описание сумрачной московской осени контрастирует с изображением яркой, экзотической южной природы.

Южный пейзаж соответствует настроению героев, в то же время покой и красота – недостижимый для героев идеал!

Как описаны последние действия мужа героини? Почему муж героини поступает именно так?

Как описаны последние действия мужа героини?

Почему муж героини поступает именно так?

Позиция автора Что же хотел сказать И. А. Бунин своим рассказом? Хотел предупредить о том, что любовь-страсть всегда сопряжена с потерями, нравственными и физическими, именно этим она и запоминается, как яркая вспышка, короткая зарница счастья, такого прекрасного и такого быстротечного. Нужно ценить каждое мгновенье любви, именно к этому призывает Бунин.

Позиция автора

  • Что же хотел сказать И. А. Бунин своим рассказом?

Хотел предупредить о том, что любовь-страсть всегда сопряжена с потерями, нравственными и физическими, именно этим она и запоминается, как яркая вспышка, короткая зарница счастья, такого прекрасного и такого

быстротечного.

Нужно ценить каждое мгновенье любви, именно к этому призывает Бунин.

Домашнее задание:

Домашнее задание: