СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И. А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти»

Тема урока : «И.А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти»

Цель:

- Показать учащимся диалектику характера Обломова, смысл его жизни и смерти;

- Выявить связь проблематики романа с важнейшими вопросами российской действительности середины 19 века;

-Формировать активную жизненную позицию обучающихся.

Оборудование: текст романа, презентация, раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Прогнозируемые результаты: обучающиеся выполняют исследовательскую работу в группах, принимают участие в аналитической работе в группах, беседе.

Ход урока:

  1. Организационный этап

  2. Актуализация опорных знаний

Беседа:



  1. Какую функцию в романе выполняет «Сон Обломова»?

  2. Как гоголевская традиция отразилась в романе «Обломов»?

  3. Сравним образ жизни в Обломовке и на Выборгской стороне в Санкт – Петербурге.

  4. Каково представление о герое романа?



  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя:

Гончаров изобразил процесс, в медленном ходе которого «никнут и увядают» лучшие задатки человека. Проблема не одного человека, но и общества, которое формирует характеры людей. «Обломовщина» не дала развиться многим добрым началам и талантам, заложенным природой в душе Обломова. Он не смог реализовать себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нём. «Наше имя – легион», - скажет Обломов. Но в то же время он разительно не похож на других. Как же случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, умный и чуткий, становится таким.

  1. Работа над темой урока

Объяснение учителя

Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Кто же такой Илья Ильич Обломов?

  1. Работа по таблице ( коллективная работа, запись на доске и в тетради)



Типичный русский барин

Созерцатель и мечтатель

Пасует перед любыми жизненными проблемами

Ничего никогда не делал сам – для этого у него есть «Захар и ещё триста Захаров»

Лежит на диване и думает о том, как чудно он всё устроит в своём поместье.


Беспомощен, апатичен и ленив.



Не желает соприкасаться с реальностью.


Ничто не может его изменить: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь к Ольге Ильинской, ни опасность второго удара и смерти.



Жизнь, что кипит вокруг, для него лишь суета, ради которой не стоит вставать с дивана

Он медленно и верно порывает со всем внешним миром



  1. Аналитическая работа в группах

Задания для групп:



1 группа «Один день из жизни Обломова»



2 группа «Сон Обломова: его место и значение в романе» ( 9 глава романа)



3 группа «Обломов и Штольц» ( происхождение, воспитание, характеристика, испытание любовью)



  1. Защита проектов



  1. Просмотр видеоурока «И.А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость»





  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа



- Каковы отличительные особенности Ильи Обломова?

- Как сформировался характер героя?

- Каким эпизодом завершается «Сон Обломова»?

- Что связывает Обломова и Штольца?

- Каковы их взаимоотношения?

- Как Гончаров относится к своему герою?



Домашнее задание

Подобрать текстовый материал для характеристики образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!