Тема урока : «И.А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти»
Цель:
- Показать учащимся диалектику характера Обломова, смысл его жизни и смерти;
- Выявить связь проблематики романа с важнейшими вопросами российской действительности середины 19 века;
-Формировать активную жизненную позицию обучающихся.
Оборудование: текст романа, презентация, раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Прогнозируемые результаты: обучающиеся выполняют исследовательскую работу в группах, принимают участие в аналитической работе в группах, беседе.
Ход урока:
-
Организационный этап
-
Актуализация опорных знаний
Беседа:
-
Какую функцию в романе выполняет «Сон Обломова»?
-
Как гоголевская традиция отразилась в романе «Обломов»?
-
Сравним образ жизни в Обломовке и на Выборгской стороне в Санкт – Петербурге.
-
Каково представление о герое романа?
-
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя:
Гончаров изобразил процесс, в медленном ходе которого «никнут и увядают» лучшие задатки человека. Проблема не одного человека, но и общества, которое формирует характеры людей. «Обломовщина» не дала развиться многим добрым началам и талантам, заложенным природой в душе Обломова. Он не смог реализовать себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нём. «Наше имя – легион», - скажет Обломов. Но в то же время он разительно не похож на других. Как же случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, умный и чуткий, становится таким.
-
Работа над темой урока
Объяснение учителя
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.
Кто же такой Илья Ильич Обломов?
-
Работа по таблице ( коллективная работа, запись на доске и в тетради)
Типичный русский барин | Созерцатель и мечтатель | Пасует перед любыми жизненными проблемами |
Ничего никогда не делал сам – для этого у него есть «Захар и ещё триста Захаров» | Лежит на диване и думает о том, как чудно он всё устроит в своём поместье. | Беспомощен, апатичен и ленив. |
| Не желает соприкасаться с реальностью. | Ничто не может его изменить: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь к Ольге Ильинской, ни опасность второго удара и смерти. |
| Жизнь, что кипит вокруг, для него лишь суета, ради которой не стоит вставать с дивана | Он медленно и верно порывает со всем внешним миром |
-
Аналитическая работа в группах
Задания для групп:
1 группа «Один день из жизни Обломова»
2 группа «Сон Обломова: его место и значение в романе» ( 9 глава романа)
3 группа «Обломов и Штольц» ( происхождение, воспитание, характеристика, испытание любовью)
-
Защита проектов
-
Просмотр видеоурока «И.А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость»
-
Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
- Каковы отличительные особенности Ильи Обломова?
- Как сформировался характер героя?
- Каким эпизодом завершается «Сон Обломова»?
- Что связывает Обломова и Штольца?
- Каковы их взаимоотношения?
- Как Гончаров относится к своему герою?
Домашнее задание
Подобрать текстовый материал для характеристики образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.