СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с судьбой писателя; дать общее представление о его романах, в которых писатель исследует один и тот же конфликт – конфликт между старой и новой Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни.

Просмотр содержимого документа
«И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика»

Тема. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика

Цели урока: познакомить учащихся с судьбой писателя; дать общее представление о его романах, в которых писатель исследует один и тот же конфликт – конфликт между старой и новой Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни.

Ход урока

     I. Формирование творческого метода Гончарова

      1. Вступление писателя в литературу в эпоху «прозаического» века.
      2. Знакомство с идейно-эстетическими позициями писателей «натуральной школы».
      3. Критическое отношение к «герою времени», переродившемуся из живой индивидуальности в безликий «социальный тип».
      4. Противопоставление практицизму, чину и должности «героя времени» вечных потребностей человеческой натуры: красоты, любви, творческих порывов.
      5. Изображение России в эпоху перехода от патриархально-крепостнических к пореформенно-буржуазным отношениям.
      6. Конфликт прекраснодушных мечтаний героев прошлого и «деловых людей» нового времени.
      В контексте идейно-эстетических взглядов писателя на уроке уместно обсуждение проблемного вопроса — что такое художественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства?
      В центре первого урока — очерк жизни и творчества Гончарова, определение места романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв», которое позволит сделать вывод о правомерности авторского объединения этих трех самостоятельных произведений в своеобразное единство.
     II. Тематика индивидуальных сообщений учащихся
      1. Замысел романной трилогии Гончарова и его воплощение в романе «Обыкновенная история».
      2. Трехгодичное кругосветное путешествие Гончарова и его отражение в путевых записках «Фрегат „Паллада“».
      3. Художественная концепция, система персонажей, жизненные коллизии романа «Обрыв».
      В лекцию учителя может быть включена информация о творческой истории романа «Обломов». Для выяснения смысла композиции романа можно составить опорную схему:

      Первая и четвертая части романа — его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.
      Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
      Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.
      История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
      Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Оригинальная и многозначная композиция книги — это одно из доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.
      III. Итог урока

Внешне размеренная жизнь и неторопливое творчество Гончарова были наполнены и неожиданными поворотами, и взвешенными и глубоко продуманными оценками. На общественные события эпохи 1840-х гг. Гончаров откликнулся своеобразно. В романах трилогии его «герои времени» делятся на мечтателей, философски мудро осмысливающих жизнь с позиций патриархальности, но сохранения вечных ценностей, и «деловых людей» нового века, превращающихся из романтиков в реалистов. Композиция романа «Обломов» показывает высокое мастерство писателя в создании многослойного подтекста романа. Социальная и нравственная проблематика романа задает читателю вечные вопросы, волнующие человечество: возможна ли диалектика временного и вечного, конкретно-исторического и общечеловеческого, сатирического и лирического.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!