СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Крылов. Басня «Демьянова уха»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литературы в 6 классе по теме И.А.Крылов "Демьянова уха"

Просмотр содержимого документа
«И.А. Крылов. Басня «Демьянова уха»»

И.А. Крылов. Басня «Демьянова уха»

6 класс

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявить мораль басни И.А.Крылова Демьянова уха»;

  • формировать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся, воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.


Эпиграф.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

П.А.Вяземский


Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей'! Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова

М. Исаковский.



ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб читателями стать.


  • Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.

  • Запишите сегодняшнее число.


II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач, работа с эпиграфом урока.

Эпиграф.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

П.А.Вяземский

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей! Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова

М. Исаковский.


- Скажите, о каком великом писателе пойдет речь на нашем уроке?

- Согласны ли вы со словами русского советского поэта?

- Почему крыловские слова названы «крылатыми»?


IIІ. Проверка домашнего задания.

  1. Выразительное чтение басни.

2. Обращение к выставке книг И.А.Крылова.

3. Вступительное слово учителя.

Что такое басня?

В баснях И.А.Крылова широко используется приём аллегории (вывешивается на доске).

Что обозначает термин «аллегория»?

И самое главное, в баснях есть мораль. Объясните это понятие.


Аллегория пришла в литературу из притчи, сказки, особенно из сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, - такие, как Лиса, Медведь, Заяц, Волк. Каждый из них был наделён определённой чертой характера.

Басенный Муравей – олицетворение трудолюбия («Стрекоза и Муравей»), Свинья – невежества («Свинья под дубом»), Ягнёнок – кротости («Волк и Ягнёнок»). Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль – они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Басни Крылова имеют не только богатый бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь некоторые из них.


IV.Работа над басней И.А.Крылова «Демьянова уха».

Из истории создания басни

Часто басни И.А.Крылова являются откликами на реальные события общественной жизни. Басня «Демьянова уха» связана с современной писателю литературной жизнью.

«Беседа любителей русского слова» - литературное общество, существовавшее в Петербурге в 1811-1816 гг. Его возглавляли Г.Р.Державин, в доме которого происходили собрания общества, и А.С.Шишков. Большинство членов «Беседы…» придерживались консервативных взглядов, выступали против реформы литературного языка, проводившейся сторонниками Н.М.Карамзина. В 1811 г. Крылов избирается членом «Беседы русского слова». Это не помешало ему иронически относиться к высокопоставленным участникам «Беседы…», в большинстве своём бездарным поэтам, сторонникам отживших литературных традиций, которых он и высмеял в басне «Демьянова уха».


Выразительное чтение басни или слушание аудиозаписи


Анализ содержания басни «Демьянова уха»

- Басня является сценкой, которую легко представить в лицах. Это образный рассказ, в котором не только сюжет, но и персонажи, и фон, на котором разыгрывается действие басни, приобретают реалистический характер. Как достигает этого баснописец? (Прежде всего, разговорными интонациями, простотой, которые помогают обыденному житейскому случаю, бытовому анекдоту приобрести глубокое психологическое значение. В “Демьяновой ухе” даны бытовые зарисовки, тщательно выписаны все детали разыгравшейся сценки. Она настолько выразительна, что нравоучительное заключение кажется излишним, оно заложено во всем образном строе басни.)

- Басня “Демьянова уха” начинается сразу с диалога, в котором раскрываются характеры персонажей, настолько жизненные, что перед читателем не возникает вопрос о морали. Мы словно нечаянно ворвались в чужой спор. Крылов психологически верно и тонко разыгрывает сценку. Проследим поведение хозяина. Каков он в начале басни? (Демьян вначале выглядит просто радушным хозяином, хлебосолом, широкой натурой. Но уже после третьей тарелки он становится мучителем и деспотом.)

- Как показано в басне, что Фока ел уху через силу? Почему он продолжал есть? (Фоку не в силах отказать хозяину, пересиливает себя, боясь показаться невежливым и неблагодарным, хотя уха стала для него настоящим мучением. Этот забавный поединок заканчивается бегством Фоки, не выдержавшего гостеприимства Демьяна.)

- Теперь представим себе место, где происходит действие. (Очевидно, что это крестьянская изба. Крестьянский уклад передан в языке персонажей.)

- В чём особенность языка басни? (Много обращений (“Соседушка”, “мой свет”, “мой милой!”). Они создают колорит русской речи, богатой разнообразными оттенками (ласковое обращение, вместе с тем полное достоинства), помогают увидеть Демьяна и Фоку.

Подлинно русские выражения (“я сыт по горло”, “нужды нет”, “на славу сварена”), метонимических выражений, не переводимых ни на один язык (“Я три тарелки съел”, “ешь до дна” и т. д.), слова с ласкательными и уменьшительными суффиксами (ушица).


- В каких случаях употребляется выражение “демьянова уха”? означает ситуацию, когда кому-то предлагают что-то очень навязчиво, чрезмерно и против воли.


Выявление морали басни «Демьянова уха».

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь:

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.


IV. Подведение итогов урока.

И.А.Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов, его талант высоко ценил Г.Р.Державин. Басни его переведены на европейские языки. Высшая награда для писателя – полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами.

- Какова мораль сегодняшнего урока? (Знать басни И. А. Крылова – значит знать русскую литературу и историю. Пользоваться «крылатыми выражениями» - значит показать себя образованным и эрудированным человеком.)


V. Домашнее задание.

Выучить одну из басен И.А.Крылова наизусть (по выбору).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!