Урок
литературы в 5 классе
Тема: И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца.
«Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягненок».
Цели урока: 1) способствовать углублению представлений о жанре басни; расширять читательский интерес учеников – познакомить учеников с предшественниками Крылова в жанре басни;
2) развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль;
3) воспитывать неприязнь к порокам и уважение к достоинствам; способствовать интеллектуальному развитию детей, обогащая язык путём многократного повторения крылатых выражений.
Оборудование: портрет баснописца Крылова, иллюстрации к басням, рисунки, презентация.
Ход урока.
I. Оргмомент. Выявление подготовленности класса к уроку. Обсуждение темы и задач урока.
2. Повторение. Связь с предыдущим материалом:
демонстрация слайдов, повторение биографии И.А. Крылова, особенностей жанра басни. Слайды 2,3,4,5,6
III. Работа с баснями, предложенными в школьном учебнике.
Чтение басни наизусть.
Словарная работа с устаревшими словами.
Анализ содержания по вопросам, предложенным в учебнике.
Слайды 7,8,9,10
Словарная работа. Слайд 11
* Вспомним ещё раз, кто главные герои и главный объект изображения в баснях? (животные, люди)
* Как называется литературный термин, называющий такое иносказательное изображение?(аллегория)
* Какие герои являются олицетворением этих человеческих черт?
* На доске записаны слова, к которым подбираем синонимы и антонимы, таким образом, составляем пары:
глупость, ограниченность - ум;
беззащитность - наглость;
хитрость - простодушие, наивность;
жестокость - доброта;
скромность - хвастовство, развязность;
вежливость - грубость и др.
IV. Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
V. Закрепление изученного:
Закончите крылатые выражения:
Ты всё пела? Это дело …
А вы, друзья, как ни садитесь, …
Кукушка хвалит петуха …
Чем кумушек считать трудиться …
Ай, Моська, знать она сильна…
Определите название басни по отрывку:
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт …
В сердце льстец всегда отыщет уголок …
У сильного всегда бессильный виноват …
Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона …
А Васька слушает да ест …
Лишь были б жёлуди, ведь я от них жирею …
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь …
Помогите герою басни найти свою пару (сигнальный диктант):
Свинья (дуб)
Моська (слон)
Повар (кот)
Ворона (лисица)
Ягнёнок (волк)
Кукушка (петух)
Муравей (стрекоза)
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VII. Рефлексия-синквейн «Я на уроке»
Домашнее задание.
Выбери один из проектов на страницах 254-255 и подготовь его.
Свинья | Дуб |
Моська | Слон |
Повар | Кот |
Ворона | Лисица |
Ягнёнок | Волк |
Кукушка | Петух |
Муравей | Стрекоза |