Тема урока: И.А.Крылов «Чиж и голубь».
Цели урока: формирование навыка выразительного, сознательного чтения; развитие монологической речи учащихся, мышления, умения работать в парах; воспитание чувства сопереживания, интереса к предмету.
Оборудование: выставка книг И.А.Крылова, карточки с повторяющимися буквами на каждого ученика, сообщение о И.А.Крылове, учебник для чтения, презентация.
Ход урока:
Орг. момент:
- Долгожданный дан звонок, начинается урок!
(Эмоциональный настрой учащихся к уроку)
Проверка Д./З.: (слайд 2)
- Прочитайте предложения и скажите, откуда эти строчки? («Твои слова справедливы, но я ничего не могу с собой поделать. Не сердись на меня. Так уж я устроен!») - Почему вы решили, что это сказка, а не рассказ? (Животные разговаривают, чего на самом деле не бывает.)
- Вспомните задание, которое я вам задавала на дом.
( Прочитать по ролям.)
- Кто герои этой сказки? ( Черепаха, Скорпион, автор.)
- Кто желает выйти и прочитать сказку по ролям?
- Оцените свою работу на первом этапе урока в оценочном листе.
(Цель данного этапа урока: выявить уровень начитанности учащихся, знание жанра изученного произведения, уровень интереса к читательской деятельности)
Знакомство с новым: (слайд 3)
- Чтобы узнать, с произведением, какого автора мы познакомимся на сегодняшнем уроке, выполните задание, которое я для вас приготовила. На карточках, которые лежат перед вами, нужно зачеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать получившееся слово из оставшихся букв.
ПЕТКПЕТРПЕТЫПЕТЛПЕТОПЕТВПЕТ
Самопроверка (слайд 4)
КРЫЛОВ
- Кто нибудь из вас уже читал произведения этого автора? (слайд 5-6-7)
Ссылка: http://www.rulex.ru/rpg/portraits/23/23049.htm
(Ученица читает сообщение. Иван Андреевич Крылов (1768-1844) – русский поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье военнослужащего. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец, и ребёнку пришлось идти работать писцом. От отца в наследство остался сундук с книгами – и всё свободное время мальчик проводил за чтением, а в 14 лет сам написал оперу «Кофейница». Переехав в Петербург, Крылов стал работать журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» – и всё время усиленно занимался самообразованием. В результате он спокойно мог читать на французском, немецком языках, выучил итальянский, научился рисовать и играть на скрипке. К 37 годам он нашёл своё призвание в написании басен, которых у него около 200. За свой труд Крылов был награждён золотой медалью.)
- Какие произведения писал Иван Андреевич? О чем они?
(Цель этапа формирование представления об особенностях жанра – басня, уровень начитанности учащихся, развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, классифицировать)
Словарная работа:
- Кто из вас знает, что такое - басня?
(слайд 8) (Стихотворный рассказ, где действующие лица: звери, птицы, растения, вещи, а подразумеваются под ними люди. Басни учат людей жить по справедливости.)
(слайд 9-12) Ссылка: http://megamixgroup.com/photo/441558/chij/
http://www.zooblog.ru/photo/birds/3928-golubi-v-fotografiyax.html
- Ребята, а сейчас посмотрите на иллюстрации и скажите, кого вы видите на картинках? Кто из вас знает, что это за птицы? (Чиж, голубь.)
(Чиж – маленькая птичка семейства вьюрковых желтовато-зелёного цвета, длиной 12 см. Встречается в плодовых садах и парках.
Голубь – птица плотного сложения, с короткими ногами и маленькой головой. Обладает способностью находить дорогу домой. Часто можно встретить в городе.)
- Как вы думаете, почему я вам показала иллюстрации этих птиц? (Сегодня на уроке мы будем читать о них.)
(слайд 13)
- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Чиж и голубь». Научимся ее читать выразительно.
(слайд 14-15)
- Но прежде, чем ее прочитать, поработаем над значением слов, которые встретятся в басне.
Западня – ловушка для ловли птиц и животных.
Силок - петля для ловли птиц и мелких животных.
Ручаюсь - отвечаю за свои слова
- А сейчас сделайте предположение, о чем говорится в басне?
(Цель этапа урока: выявление знаний литературоведческих терминов, расширение словарного запаса и кругозора, создание проблемной ситуации)
Чтение басни учителем:
- Правильно ли вы спрогнозировали, о чём эта басня?
- Какова главная мысль этой басни? (Не радуйся чужой беде, не злорадствуй.)
- А у нас бывают такие случаи в классе, когда кто-то из вас смеется над неудачей друзей?
- Оцените свою работу на данном этапе урока в оценочном листе.
Чтение басни учащимися:
- А сейчас прочитайте басню про себя и подумайте, какой вопрос вы бы задали своим товарищам по этому тексту?
(Цель чтения басни: выявление умений учащихся соотносить термин – «басня» с текстом и находить особенности, аргументируя свой ответ; развитие связной речи)
Физминутка (слайд 16-20)
Ссылка: http://lgmasko.ucoz.ru/blog/ehlektronnye_fizminutki/2009-09-10-4
- Вы хорошо потрудились. Давайте, выполним упражнения, чтобы отдохнули глаза.
- Ребята, подумайте и скажите почему западня названа злодейкой?
Подбор пословиц: (слайд 21)
- Работая в парах, подберите пословицы, которые подходят к басне, с которой мы сегодня познакомились.
«Отольются кошке мышкины слёзы»
«Ворон за море летал, умней не стал»
«Глупой птице свой дом не мил»
«Над другим посмеялся, над собою поплачешь»
«От ворон отстала, а к павам не пристала»
(Цель: выявление ассоциаций)
Работа над произношением:
- Как вел себя чиж?
- Каким голосом необходимо прочитать про него?
- Как говорит о чиже автор?
- Как голубь отнесся к несчастью чижа?
- Как будем читать его слова?
(Ан (но) смотришь, не стыдно ль, средь бела дня, смело, запутался в силок).
- Оцените свою работу на данном этапе урока в оценочном листе.
Подготовка к выразительному чтению басни:
- Вспомните, что, значит, читать выразительно?
- Поработайте в группах, расставьте логическое ударение, паузы и подготовьтесь к конкурсу «Лучший чтец».
Конкурс «Лучший чтец». (слайд 22)
- Оценивать чтение ребят вы будете сами.
(Цель: развитие навыков выразительного, осознанного, монологического чтения, навыков самоконтроля и взаимоконтроля)
Д/З. (слайд 23) по желанию: выучить наизусть, выполнить иллюстрации к басне, прочитать выразительно.
(Цель: формирование положительного отношения к предмету и творческих способностей учащихся)
Рефлексия: (слайд 24)
Сегодня на уроке
я узнал (а)...
я понял (а)...
я научился (ась)...
мне было.