СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по басне. Он знакомит с творчеством И. А. Крылова. В УМК "Гармония" этот урок в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак"»


МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»










УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ПО ТЕМЕ:
«И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»»
4класс




Учитель начальных классов

Кнышова Марина Евгеньевна













2018г.


Ход урока.

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, садитесь.

- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.


2.Эмоциональный настрой

(Слайд №2) Кот под зонтиком гуляет.

Цветные листья собирает.

-Какое время года? (Осень)

-Идёт дождь. Осенью дожди холодные, затяжные. Что может поднять настроение в такую погоду?

Солнышко, яркий цветок, улыбка, шутка. Или вот такая осенняя картинка. (Слайд №3)

А этот кот не грустит. Он дарит нам хорошее настроение


3.Актуализация знаний.

- Слайд 4Прочитайте пословицу

Ученье — свет, а неученье — тьма.

-Знакома она вам? Как вы понимаете смысл пословицы? (Знания как бы освещают путь, помогают выйти из любой ситуации)

-Найдите в пословице однокоренные слова: 

УЧЕНЬЕ НЕУЧЕНЬЕ

-Недавно мы начали раздел. Какой? Басни

-В пояснении к разделу нам встретилось однокоренное слово к этим словам. Кто вспомнит? ПОУЧЕНИЕ

- Что такое поучение? (Наставление, назидательный совет, нравоучение).

- Где мы встретились с поучением? В баснях.

- Как в баснях называется поучение? Мораль.

- Где в басне встречается мораль? В начале или в конце.

-С5 А что такое басня? Небольшая сказка или маленький рассказ, созданный в воспитательных целях.

-Кем являются персонажи басен? Чаще всего-животные.

-Что авторы показывают в басне? Показывают и осуждают всевозможные недостатки людей-глупость, жадность, хвастовство, трусость и др.

-Как называл басню Андерсен? Чудесное зеркало

-Почему на басню никто не обижался? Чтобы не делали звери в басне, люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про меня.

-С чьими баснями мы уже познакомились? Баснями Эзопа.

-С какими поучениями он нас познакомил?

Разум важнее силы;

если не наказать вину в самом начале, она становится всё больше и больше;

берясь за дело, подумай, к чему это может привести.


4. О писателе

– Кто является автором следующих басен? Слайд 6 И.А.Крылов

– Какие басни этого писателя вы уже читали? («Стрекоза и муравей»)

- О чём эта басня? Стрекоза из-за лени не подготовилась к зиме.

– Что вы знаете о самом писателе? Ответы детей

-Сейчас я вам немного расскажу.

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

(1769–1844)

Дедушка Крылов... Кто не знает его басен! А ведь этот замечательный писатель начал свою литературную работу с создания пьес, он написал их 13. И всё же в литературу Крылов вошёл как неподражаемый баснописец. Всего им написано 209 басен.

Иван Андреевич Крылов был сыном бедного армейского офицера. Семья Крыловых постоянно переезжала с места на место, и где родился писатель, в точности неизвестно. Когда отец Крылова оставил военную службу, маленький Иван учился французскому языку и основам наук вместе с детьми губернатора, который пускал Крылова в дом из милости. За это юный Крылов иногда исполнял обязанности лакея – прислуживал за столом. Дальнейшего образования Крылов так и не получил, хотя его обширным знаниям позже удивлялся сам Пушкин. На десятом году жизни Крылов остался без отца и, чтобы помочь семье, пошёл служить за ничтожную плату. Работая, он самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу.

Переехав в Петербург, Крылов сначала служил чиновником, потом был журналистом. Молодой человек увлёкся театром. Он буквально отказывал себе в куске хлеба, чтобы попасть в театр. Он начал сочинять, чаще всего это были комедии. В них Крылов высмеивал дворян, и поэтому его произведения не могли попасть на сцену. Литературная и журнальная деятельность Крылова вызвала недовольство правительства, над ним был установлен полицейский надзор. Крылов вынужден был покинуть столицу и почти десять лет не печатать своих произведений. Позже он вернулся в Петербург и, почти тридцать лет работая библиотекарем, непрестанно сочинял басни. Когда Крылов начал писать басни, они принесли ему громкую славу. Уже первая книга басен имела такой огромный успех, что её автор был выдвинут в Российскую академию наук. Но академики, которых он незадолго до этого высмеял в одной из своих басен, сочли его недостойным. Через два года Крылов всё же стал академиком.

Под старость Крылов был окружён всеобщим почётом, с ним дружили лучшие русские люди того времени. Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа».

Большинство своих книг Крылов писал для взрослых. Но он знал, что его басни понимают и дети, поэтому писатель часто дарил и посвящал свои книги детям.

Многие поколения детей любят и знают наизусть басни Крылова. Они очень легко запоминаются. Многие фразы из них стали крылатыми словами. «Ларчик просто открывался», «кукушка хвалит петуха...», «а Васька слушает да ест», – говорим мы в подходящий момент, порой даже не задумываясь о том, что это слова из басен Крылова.)


- Сколько всего басен написано Крыловым? 209

- Кем работал Крылов?

- Какое звание заслужил за свои басни? Стал академиком.

- Какие слова из басен мы часто используем в жизни? Крылатые выражения

«Ларчик просто открывался», «кукушка хвалит петуха...», «а Васька слушает да ест»


5. ФИЗМИНУТКА С7


6. Тема урока. Подготовка к восприятию

-Назовите тему урока. Басня Крылова «Лебедь, Щука и рак»


Сл8 Картинки на доске

– Кто из вас видел лебедя?

– Видел ли кто-нибудь эту большую птицу в полёте?

– Знаете ли вы, как передвигается рак?

– Кто расскажет о щуке?

- Почему сегодня разговор об этих животных? О них следующая басня Крылова.


3. Знакомство с текстом

Учитель читает басню.

4. Чтение басни детьми про себя.


5. Обсуждение прочитанного и работа с текстом.

СЛ9– Что означают слова «лад», «поклажа», «воз», «впряглись», «ныне», выражение «лезть из кожи вон»?

-СЛ10 Что изображено на иллюстрации? Начало басни.

- Почему, несмотря на старания, Лебедь, Щука и Рак не смогли везти воз?

СЛ11

- В каких словах басни выражена её главная мысль?

СЛ12

– Почему названия животных написаны с большой буквы? (Потому что под этими вымышленными персонажами подразумеваются люди с теми же недостатками, которые присущи данным персонажам.)

- Чему учит эта басня?

Надо уметь договариваться для успешного выполнения работы или какого-то задания


6. Работа над выразительным чтением. Дети читают вслух


7. Итог урока

-С какой басней знакомились?

-Чему басня учит?

8.Рефлексия

- На столе два кружочка. Если басня понравилась, выбираем зелёный. Если есть сомнения- жёлтый.

-Показали свои кружочки.

9. Д/з: 1) дети учат басню наизусть

2) по желанию иллюстрация к басне







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!