СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А.Крылов. "Лягушки, просящие царя".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презетантация может быть расчитана на 2 урока. 1. Минивикторина по изученным ранее басням Крылова. 2. Работа с терминами.  3. Эзоп и Лафонтаен. 4. Сранение басни Лафонтена  Крылова. 5. Тема и иедя басни Крылова.

Просмотр содержимого документа
«И.А.Крылов. "Лягушки, просящие царя".»

Иван Андреевич Крылов   (1769 – 1844 г.г.)

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844 г.г.)

Вспомним!  (минивикторина) Из каких басен эти строки?  «Избави Бог и нас от этаких судей» «Все прошло: зимой холодной / Нужда голод настает» «Забудем прошлое, уставим общий лад» «Как ни полезна вещь, - цены не зная ей / Невежда про нее свой толк все к худу клонит»  «Уж сколько раз твердили миру / Что лесть гнусна, вредна; / Но только все не впрок»

Вспомним! (минивикторина)

Из каких басен эти строки?

  • «Избави Бог и нас от этаких судей»
  • «Все прошло: зимой холодной / Нужда голод настает»
  • «Забудем прошлое, уставим общий лад»
  • «Как ни полезна вещь, - цены не зная ей / Невежда про нее свой толк все к худу клонит»
  • «Уж сколько раз твердили миру / Что лесть гнусна, вредна; / Но только все не впрок»
О каких героях басен Крылова идет речь? Или кто мог такое сказать про себя  «Лето красное пропела»  «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет»  «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»  «От радости в зобу дыханье сперло»  «Слушает да ест»  «Слона то я и не приметил»  «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»  «Лишь бы не жёлуди: ведь я от них жирею»

О каких героях басен Крылова идет речь? Или кто мог такое сказать про себя

  • «Лето красное пропела»
  • «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет»
  • «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
  • «От радости в зобу дыханье сперло»
  • «Слушает да ест»
  • «Слона то я и не приметил»
  • «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
  • «Лишь бы не жёлуди: ведь я от них жирею»
Нади пару! Фока Лисица Свинья Дуб Моська Стрекоза Повар Петух Ворона Демьян Ягненок Кукушка Кот Волк Муравей Слон

Нади пару!

Фока

Лисица

Свинья

Дуб

Моська

Стрекоза

Повар

Петух

Ворона

Демьян

Ягненок

Кукушка

Кот

Волк

Муравей

Слон

Теория литературы  Басня – эпический жанр, художественная образность которого основывается на приеме аллегории, иносказания. Иносказание – художественный прием, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т.д., в котором используется замена прямого наименования предмета, явления и т.д.  Аллегория – вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе (глупость – мартышка, невежество – свинья, хитрость - лиса и т.д.)

Теория литературы

  • Басня – эпический жанр, художественная образность которого основывается на приеме аллегории, иносказания.
  • Иносказание – художественный прием, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т.д., в котором используется замена прямого наименования предмета, явления и т.д.
  • Аллегория – вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе (глупость – мартышка, невежество – свинья, хитрость - лиса и т.д.)
Эзопов язык  Эзо́п  (Αἴσωπος) —полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э.  Эзопов язык – система намеков и иносказаний в художественном произведении.

Эзопов язык

  • Эзо́п  (Αἴσωπος) —полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э.
  • Эзопов язык – система намеков и иносказаний в художественном произведении.
Домашнее задание «Лягушки просящие царя» - прочитать В каких еще баснях Крылова отразились исторические и политические проблемы (примеры)? Доп.задание. Небольшие доклады-сообщения на темы: Крылов-журналист. Крылов-музыкант. Крылов –автор пословиц и поговорок.

Домашнее задание

  • «Лягушки просящие царя» - прочитать
  • В каких еще баснях Крылова отразились исторические и политические проблемы (примеры)?
  • Доп.задание. Небольшие доклады-сообщения на темы:
  • Крылов-журналист.
  • Крылов-музыкант.
  • Крылов –автор пословиц и поговорок.
Жан де Лафонтен Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр , заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь — Эзопа и Федра). В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном». Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии И. А. Крыловым «Ворона и Лисица» (точнее, «Ворон и Лис») и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и Муравьиха»). Второе издание, включавшее уже одиннадцать книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой и последней книги — в конце 1693 года. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Лафонтен становится всё более свободным, соединяет дидактику с передачей личного чувства.

Жан де Лафонтен

Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр , заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь — Эзопа и Федра). В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном».

Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии И. А. Крыловым «Ворона и Лисица» (точнее, «Ворон и Лис») и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и Муравьиха»).

Второе издание, включавшее уже одиннадцать книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой и последней книги — в конце 1693 года. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Лафонтен становится всё более свободным, соединяет дидактику с передачей личного чувства.

Басня Лафонтена

Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей. В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя — ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь величественно молчал.

Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не воспоследовало.

Недовольные лягушки сказали тогда Юпитеру:

— Хотим другого царя! Чтоб был порасторопней!

Тогда Юпитер послал им змею. Уж она-то была куда как расторопна! Такая изящная, такая подвижная, и очень красивая! Настоящая императрица! Быстро скользила она по своему царству, неукоснительно блюдя свое достоинство и власть, строго карая подданных — и за дерзость, и за неуместное своемыслие, и за прочие провинности, и даже без оных. Она так ловко и быстро глотала лягушек, что вскоре последние снова пожаловались Юпитеру. Тот сказал им так:

— Удивляете вы меня. Первый ваш царь был кроток и терпелив, и тем стал вам немил. Так терпите же свою новую правительницу, и не утомляйте меня больше вашим кваканьем, а не то будет вам повелитель и того хуже.

Вывод:  История движется по своим законам, а не по

Вывод:

  • История движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей
  • Попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.
  • Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.