Тема урока.И.А.Крылов « Лебедь, рак и щука».
Цели: Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова. Формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы. Способствование развитию навыка выразительного чтения,мышления, речи обучающихся. Умения работать над прочитанным текстом,научить находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного чтения.
Расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса.Воспитание интереса к чтению, к творчеству И.А.Крылова и культуры речи.
Планируемые результаты:учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения,сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни, понимать нравственный смысл басен, характер героев,соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование:проектор, толковый словарь С.И. Ожегова, выставка книг.
Ход урока
I Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
А к уроку все готовы?
II Речевая разминка.
Чтение без размышления- пустое занятие.
-Ребята, прочитайте, как вы понимаете выражение?. Какую цель вы поставите для себя на уроке?
III Работа по теме урока.
1.Вводная часть.
-А перед нами сегодня на уроке произведение одного замечательного писателя. Вы должны постараться научиться его хорошо читать.
Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. А сейчас мы поиграем. Игра «Какая буква спряталась в стихах?».Я читаю стихи, вы отгадываете букву и кладете на парту. Слушаем внимательно.
На крыльце красивый кот.
Кашу курица клюет.
Кормит кошечка котят.
Кличет козочка козлят.(К).
Рак- речной, усатый рак.
Учится он кое –как.
Не бери с него пример.
А запомни букву ….(Р).
Какая ты толстушка?
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить.
Палочку пришлось добыть. (Ы).
Лейка, лейка поливай.
Лук и репка прорастай!
Лето жаркое настало.
Луж на улице не стало. (Л).
Посмотри на колесо.
И увидишь букву ..(О).
Дует с юга на восток.
В море волны гонит.
В поле травку клонит.
Заблудился в мураве.
Проевратился в букву..(В).
-Какое слово получилось? -Крылов.
- А теперь отгадайте как его зовут?
ИВАНАНДРЕЕВИЧ -Иван Андреевич.
(Слайд 1)
- Сегодня мы познакомимся с новым жанром литературы.
Как называется этот жанр вы сможете узнать, если восстановите лесенку из букв. (на карточке с обратной стороны)
-Какое слово получилось? -Басня.
-Как называется жанр литературы над которым сегодня будем работать? (Слайд 2)
-Как называют человека, который пишет стихотворения? -Поэт.
-А человек, который пишет басни- Баснописец.
-Послушайте рассказ об И.А.Крылове.
2.Рассказ учащихся об И.А. Крылове.
1.И.А. Крылов родился в Москве. Десять лет было мальчику, когда отец умер. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете.
2. Будущий писатель не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным.
-Ребята,а сейчас откройте учебник страницу 102 и прочитайте текст о Крылове .Дети читают.
3. Выборочное чтение по вопросам.
-Что нужно для того,чтобы писать хорошие басни?(Надо быть очень трудолюбивым человеком.)
-Сколько черновых строк было к басне «Кукушка и петух»? (Около двухсот строк).
-Сколько строк в ней? (21 строка).
-Чем занимался всю свою жизнь Иван Андреевич Крылов?(Работал и учился)
-Когда он начал работать? (В 11 лет)
-Когда он начал изучать греческий язык (В 50 лет .И за 2 года овладел им в совершенстве)
Ребята, посмотрите на доску.Что мы здесь видим?/выставить книги на доску
-Сегодня мы будем читать басню, а чтобы узнать как она называется отгадайте загадки.
Эта птица величава
Выступает словно пава.
Шею белую согнет-
Глаз народ не отведет.(Лебедь - вывешивается рисунок)
Под водой живет народ
Ходит задом наперед. (Рак- рисунок)
У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всх пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала.(Щука –рисунок)
Давайте прочитаем, как называется басня.(Дети читают по рисункам)
-Эта басня была написана в 1814 году. 198 лет назад.
-Что такое басня? ( Слайд 3)
(ответ в толковом словаре стр.37)
Басня.
1.Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
2.Вымысел, выдумка.
-Давайте прочитаем все вместе. так ли это.
Басня- это короткий, чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.
-Чем отличается басня от сказки? (Ответы детей)
-Рассмотрите иллюстрацию к басне. (Слайд 4)
-Что общего? -Все могут плавать. Все любят воду.
-Что делают герои? -Пытаются сдвинуть телегу с места.
-Получается или нет? -Нет.
4.Первичное знакомство с произведением.
Послушайте, что рассказал об этом Крылов. /Прослушивают запись басни (сеанс воображения)
- Понравилась ли вам басня?
-Назовите героев басни.
-Чем она вам понравилась?
5.Словарная работа.
-Прочитайте басню, есть ли незнакомые слова?
Дело на лад – налаживается.
Воз – деревянная повозка для лошадей.
Поклажа – багаж.
Впряглись – вместо лошадей.
Из кожи вон – очень стараются.
И ныне там – на том же месте.
Теперь поработаем со словами, которые трудно прочитать. Мы будем их читать с наращиванием.(Слайд 5)
согласья впряглись согласье
сог пря однажды
лась пряг поклажа
ласья лись впряглись
соглась пряглись
соглась я в пряглись
согласья впряглись
Итак, для чего мы читали эти слова? Мы читали эти слова для того, чтобы в тексте читать их целыми словами, а не по слогам.
V.Физминутка.
6.Самостоятельное чтение басни. (жужжащее чтение)
7.Анализ басни.
Кто главные герои басни? -Лебедь, Рак и Щука.
- Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя.
- Лебедь рвётся в облака.
-Рак пятится назад.
-Щука тянет в воду.
- Какими словами описано усердие героев?- Из кожи лезут вон.
- Был ли воз на самом деле тяжёлым?-Поклажа бы для них казалась и легка.
- Почему же воз и ныне там?-Потому что они не смогли договориться. Тянули в разные стороны.
-Вот сейчас я вам открою секрет. В басне есть главная часть- мораль. -А что такое мораль? (Слайд 6)(толковый словарь стр.365)
1.Нормы поведения, отношений с людьми. /ученик читает из словаря
2.Поучительный вывод.
3.Нравоучение, наставление.
-Давайте прочитаем все вместе.
- Ребята, прочитайте еще раз басню и найдите главную часть басни – мораль.
Когда в товарищах согласья нет ,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
- Чему же учит басня?
Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.
-Найдите слово в морали, которое показывает, что они смогли сдвинуть воз. (товарищ).
-Почему?
-Прочитайте пословицу в конце басни: Дружно-негрузно, а врозь – хоть брось.
-В чём смысл этой пословицы? Дети объясняют смысл пословицы.
-Подходит пословица к басне?
-А как надо было бы сделать героям ?
8.Выразительное чтение басни детьми.
- Сейчас вы должны постараться и прочитать басню выразительно, без ошибок.- Как будем читать басню? (Ответы детей).
- Как вы считаете смогли ли мы прочитать басню выразительно?
-Итак, научились ли мы читать басню выразительно, без ошибок?
9. Составление диафильма. Словесное рисование.
Сопровождается показом иллюстраций к басне. (Слайд 7-13)
10.«Озвучивание» слайдов. (Выборочное чтение подходящих строк из басни) (Слайд 7-13)
VРефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение.
-На сегодняшнем уроке я узнал…..
-После урока мне захотелось….
-Сегодня я сумел….
VI.Итог
-С каким писателем сегодня познакомились?
-С каким жанром литературы познакомились?
VI Домашнее задание: выразительное чтение басни с.104;
VIIОценивание
Отметить детей, наиболее активных на уроке.
Спасибо всем, кто работал старательно
И слушал внимательно!
.