Этап актуализации знаний (6 мин 40 сек) | 1) - Мы с вами успели познакомиться со многими жанрами – стихотворением, сказкой, загадкой. - Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав ребус - Но для начала вспомним . (слайд 2) - Прочитайте, что у тебя получилось (слайд 3) – Верно. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен. - А кто является самым известным автором басен? - Я рада, что ты помнишь имя этого великого человека. Давайте же узнаем, с какой басней мы будем знакомиться сегодня на уроке - Выбери «лишнее» животное из списка (слайд 4) - Почему оно лишнее? - Да. А басня называется «Мартышка и очки». Это и будет темой нашего сегодняшнего урока (слайд 5) 2) Давайте попробуем составить цель нашего урока (слайд 6) 3) Определение задач урока совместно с детьми (убрать лишние задачи) (слайд 7) 4) Составление плана урока совместно с учащейся (расставить в правильном порядке) (слайд 8) | 1) Разгадывает ребус - басня - И. А. Крылов - мартышка - мартышка – дикое животное, остальные - домашние 2) Составляет цель урока 3) Задачи урока: 1. Вспомнить, что такое басня. 2. Вывить отличия басни от сказки и стихотворения. 3. Прочитать слово об И.А. Крылове 4. Познакомиться с текстом басни «Мартышка и очки» 4) План урока: 1. Басня и её особенности 2. Слово об И.А. Крылове 3. Басня «Мартышка и очки» |
Этап открытия нового знания (10 мин) | 1) - Прежде чем познакомиться с новой басней Крылова и с самим Иваном Андреевичем, давайте вспомним, что же мы знаем о басне? (слайд 9) - Кто главные герои басен? -Чем обычно начинается или заканчивается басня? - А давайте выясним, чем же отличается басня от сказки и стихотворения (слайд 10) 2) - Отлично, мы с вами выполнили первый пункт нашего плана, кто может вспомнить, как звучит второй пункт? - Верно. Давайте посмотрим на портрет этого баснописца (слайд 11, 12) - Каким он тебе представляется по характеру? - Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец на памятнике, который находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. - И.А. Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. После смерти отца одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской суд. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Но Иван мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. За свою жизнь он написал более 200 басен. - Давайте же познакомимся с одной из этих басен, которая называется "Мартышка и Очки" 3) - Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? - Ты видела мартышку?или обезьяну? - Где ты ее видела? - Расскажи о ее повадках - А сейчас открой, пожалуйста, учебник на стр. 134, посмотри на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка? - Давайте послушаем выразительное чтение этой басни ВИДЕО - зачем же Мартышке нужны были очки? - И что же она сделала с ними в итоге? 4) - И.А.Крылов жил около 200 лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Поэтому раскроем значение некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять ее содержание и смысл (слайд 14) Мартышка – маленькая обезьяна; Дюжина – 12; Полдюжины – 6; Темя – верхняя часть головы; Нанижет – наденет подряд на нитку, проволоку; Невежда - необразованный человек; К худу клонит – к плохому клонит; Познатней – побогаче, выше титулом; Невежа – грубый, невоспитанный человек. - Мирослава, обрати внимание на слова невежда и невежа. Что они обозначают? А потом, читая басню, посмотрим какое из них встречается в ней. 5) Давайте прочитаем басню 6) - Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?» - Какие слова помогают понять, то, что Мартышка не знает, как использовать очки? - Почему мартышка решила, что ее обманули? -Кто виноват в том, что очки не действовали? 7) - В баснях Крылова очень много крылатых выражений и сравнений. Сейчас вам надо будет в парах соотнести крылатые выражения из басни и их синонимы (приложение) (слайд 16) 8) - Мирослава, прочитай заключительную часть басни. Как она называется? - С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? - Чему учит нас эта басня? - Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. И.А. Крылов помогал обнаружить недостатки, и часто показывал, как от них можно избавиться | 1) Ответы учащейся - животные - моралью, поучением - слово об И. А. Крылове - добрым, спокойным, мудрым - о мартышке - в зоопарке, по телевизору и тд - любопытная, любит гримасничать, подвижная - примеряет очки - она стала плохо видеть - разбила их об камень 5) чтение басни по фрагментам 6) - это герои басни - прижмёт, нанижет, понюхает - потому что не поняла, как их использовать - мартышка - мораль - с необразованностью, глупостью - надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами |