СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А.Крылов "Мартышка и очки" Технологическая карта урока Литературного чтения в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знаяния

Просмотр содержимого документа
«И.А.Крылов "Мартышка и очки" Технологическая карта урока Литературного чтения в 3 классе»

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Республиканский центр образования»












Технологическая карта урока литературного чтения по теме «И.А. Крылов «Мартышка и очки»», проведённого в 3 классе







Яковлева Валентина Бадмаевна, учитель начальных классов






г.Улан-Удэ

2022

Тема: И.А. Крылов «Мартышка и очки»

Цели деятельности педагога

ознакомление учащихся с текстом басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Оборудование

Учебник «Литературное чтение 3 класс, 1 часть» (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.), презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал (приложение), видеоматериал https://youtu.be/8J-2W0wFpuI

Литература

Учебник «Литературное чтение 3 класс, 1 часть» (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.)

Задачи урока

  1. Дидактические:

- формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность),

- учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

  1. Воспитательные:

- воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе,

- воспитывать культуру общения.

  1. Развивающие:

- развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельность и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками,

- развивать речь, эмоции, логическое мышление обучающихся.

- способствовать развитию творческих способностей учащейся.

План урока

Этап урока

Формируемые УУД

Планируемые предметные результаты

Организационный этап (20 сек)

Р – способность к волевому усилию

Л – учебная мотивация

-

Этап актуализации знаний (5 мин 40 сек)

П - построение логической цепи рассуждений

Р - формулирование познавательной цели и задач урока

К - умение слушать сверстников и принимать наличие разных точек зрения, умение выражать свои предположения в устной форме

Л - учебная мотивация

умение разгадывать ребусы, знание понятия «басня», знание имени баснописца И.А. Крылова

Этап открытия нового знания (10 мин)

П - умение анализировать и делать выводы, умение осмысленно читать, умение выделять необходимую информацию

Р - осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

К - умение вступать в диалог и выражать свои мысли, умение осознавать наличие других точек зрения и уважать их

Л - осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат

знакомство с понятием «басня», с особенностями басни, как жанра, с биографией И.А.Крылова, знание понятия «аллегория», умение отличить басню от других жанров, знакомство с текстом басни «Мартышка и очки»

Закрепление нового знания (3 мин)

П – умение анализировать и делать выводы

К – умение вступать в диалог и выражать свои мысли, умение осознавать наличие других точек зрения и уважать их

Л - осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат

знание определения понятия «басня», особенностей басни, как жанра, краткой биографии И.А. Крылова, текста басни «Мартышка и очки», умение находить в басне мораль

Итог урока и рефлексия (1 мин)

Р - способность к волевому усилию

Л - способность к анализу своей деятельности

-//-



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

Орг. Этап (20 сек)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Этап актуализации знаний (6 мин 40 сек)

1) - Мы с вами успели познакомиться со многими жанрами – стихотворением, сказкой, загадкой.

- Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав ребус

- Но для начала вспомним . (слайд 2)


- Прочитайте, что у тебя получилось (слайд 3)

– Верно. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен.

- А кто является самым известным автором басен?

- Я рада, что ты помнишь имя этого великого человека. Давайте же узнаем, с какой басней мы будем знакомиться сегодня на уроке

- Выбери «лишнее» животное из списка (слайд 4)

- Почему оно лишнее?

- Да. А басня называется «Мартышка и очки». Это и будет темой нашего сегодняшнего урока (слайд 5)


2) Давайте попробуем составить цель нашего урока (слайд 6)


3) Определение задач урока совместно с детьми (убрать лишние задачи) (слайд 7)





4) Составление плана урока совместно с учащейся (расставить в правильном порядке) (слайд 8)

1)



Разгадывает ребус


- басня



- И. А. Крылов




- мартышка

- мартышка – дикое животное, остальные - домашние




2) Составляет цель урока


3) Задачи урока:

1. Вспомнить, что такое басня.

2. Вывить отличия басни от сказки и стихотворения.

3. Прочитать слово об И.А. Крылове

4. Познакомиться с текстом басни «Мартышка и очки»


4) План урока:

1. Басня и её особенности

2. Слово об И.А. Крылове

3. Басня «Мартышка и очки»

Этап открытия нового знания (10 мин)

1) - Прежде чем познакомиться с новой басней Крылова и с самим Иваном Андреевичем, давайте вспомним, что же мы знаем о басне? (слайд 9)

- Кто главные герои басен?

-Чем обычно начинается или заканчивается басня?

- А давайте выясним, чем же отличается басня от сказки и стихотворения (слайд 10)


2) - Отлично, мы с вами выполнили первый пункт нашего плана, кто может вспомнить, как звучит второй пункт?

- Верно. Давайте посмотрим на портрет этого баснописца (слайд 11, 12)

- Каким он тебе представляется по характеру?

- Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец на памятнике, который находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен.

- И.А. Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома.

После смерти отца одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской суд. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма.

Но Иван мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. За свою жизнь он написал более 200 басен.

- Давайте же познакомимся с одной из этих басен, которая называется "Мартышка и Очки"


3) - Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

- Ты видела мартышку?или обезьяну?

- Где ты ее видела?

- Расскажи о ее повадках

- А сейчас открой, пожалуйста, учебник на стр. 134, посмотри на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?

- Давайте послушаем выразительное чтение этой басни

ВИДЕО

- зачем же Мартышке нужны были очки?

- И что же она сделала с ними в итоге?


4) - И.А.Крылов жил около 200 лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Поэтому раскроем значение некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять ее содержание и смысл (слайд 14)

Мартышка – маленькая обезьяна;

Дюжина – 12;

Полдюжины – 6;

Темя – верхняя часть головы;

Нанижет – наденет подряд на нитку, проволоку;

Невежда - необразованный человек;

К худу клонит – к плохому клонит;

Познатней – побогаче, выше титулом;

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

- Мирослава, обрати внимание на слова невежда и невежа. Что они обозначают? А потом, читая басню, посмотрим какое из них встречается в ней.


5) Давайте прочитаем басню


6) - Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?»

- Какие слова помогают понять, то, что Мартышка не знает, как использовать очки?

- Почему мартышка решила, что ее обманули?

-Кто виноват в том, что очки не действовали?


7) - В баснях Крылова очень много крылатых выражений и сравнений. Сейчас вам надо будет в парах соотнести крылатые выражения из басни и их синонимы (приложение) (слайд 16)


8) - Мирослава, прочитай заключительную часть басни. Как она называется?

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

- Чему учит нас эта басня?


- Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.
И.А. Крылов помогал обнаружить недостатки, и часто показывал, как от них можно избавиться

1)

Ответы учащейся


- животные

- моралью, поучением






- слово об И. А. Крылове



- добрым, спокойным, мудрым






















- о мартышке


- в зоопарке, по телевизору и тд

- любопытная, любит гримасничать, подвижная


- примеряет очки



- она стала плохо видеть

- разбила их об камень



















5) чтение басни по фрагментам


6) - это герои басни



- прижмёт, нанижет, понюхает

- потому что не поняла, как их использовать

- мартышка







- мораль


- с необразованностью, глупостью

- надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами


Физкультминутка



Закрепление нового материал (3 мин)

- У басен Крылова интересный сюжет, в нем много действия и диалогов. Басни Крылова можно читать в лицах. Их можно представлять со сцены в театре. И сейчас мы будем читать басню по ролям. Посмотрите, где слова автора, а где Мартышки

Читают басню по ролям

Итог урока и рефлексия (1 мин)

1) Ответь, Мирослава-- что такое басня?

Чем отличается басня от сказки?

Что вы запомнили из биографии И.А.Крылова?

Какая мораль в басне «Мартышка и очки»?

2) Проверка выполнения задач урока (слайд 18)

3) Рефлексия:

- что было для тебя самым сложным на уроке? Почему?

- с чем ты справился лучше всего?

- что больше всего запомнилось?

1) Ответы на вопросы




2) Проверка выполнения задач урока

3) Оценивание своей деятельность на уроке