Литературное чтение 4 класс 21 11 2022г
Тема урока: И.А.Крылов «Стрекоза и муравей. Развитие событий в басне, её герои.
Ход урока.
1).Загадка.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится. (улыбка)
- Давай, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2.) На уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова.
- А вот как называется басня, вы узнаете после речевой разминки.
Речевая разминка:
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
Муравей – я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.
Стрекоза -я отношусь к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни я летаю, порхаю, охочусь за комарами, мухами, мошками. Люди мной любуются, восхищаются. После бабочек я занимаю второе место по красоте. Не возможно не любить мной!
3) Словарная работа.
-Какие незнакомые слова встретились в басне?
Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима.
Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.
Нужда – недостаток чего-либо.
Удручена – огорчена.
Вешних – весенних.
Мурава – молодая трава.
4).Работа с иллюстрацией
-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?
-Каким мы видим Муравья?
5) Прочитайте басню самостоятельно
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».-
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»
____________
Мораль басни. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Чтобы не мерзнуть зимой, нужно работать летом, а не постоянно отдыхать.
Муравей символизирует работу и трудолюбие, а Стрекоза — лень и легкомыслие.
6) Работа с пословицами.(УСТНО)
-Соберите пословицы.
-Какие пословицы выражают главную мысль басни?
Пословицы.
1) Поспешишь … …один отрежь.
2) Семь раз примерь… …потехе час.
3) Делу время… ….людей насмешишь.
- Какие еще пословицы о труде вы знаете?
( Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет зимой.)
7. Итог урока.
-Какую басню Крылова мы сегодня читали?
-Кого подразумевает под животными Крылов?
-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)
-Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя).
-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час)
- Иван Андреевич Крылов написал много басен.
В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
8. Д/З Выучить басню наизусть.