СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУЧЬЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «Ручьёвская школа»)

Конспект урока

по учебному предмету «Литературное чтение»

3 класс

Тема: «И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна»»

Учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Ручьёвская школа» Сумина-Асатова А.Т.

с.Ручьи, 2025 год

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»”

Тин урока: урок «открытия» нового знания

Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;

выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).

Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении. Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и

осознанного чтения.

Развивающие:

Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.

Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.

Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучающихся.

Воспитательные:

Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе. Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • проявлять интерес к новому жанру - басне;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; познавательные:

  • находить в тексте ответы на вопросы;

  • определять мораль басни; коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение работать в группе.

Предметные:

  • понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

  • учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, фразеологический словарь, компьютер, презентация, карточки с заданиями, СД-диск (аудиозапись басни И.А. Крылова)

Ход урока

  1. Организационный момент урока (слайд 1) Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-
Расшифруйте, фамилию баснописца:

  1. Речевая разминка

  1. Выделите заданное слово, в конце строки и укажите, сколько раз оно встретилось (развитие наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, развитие функции самоконтроля) (карточки)

а

там

кума

себя

тм там тма мат там мат там атм амт там

маку акму мука кума мука каму кума мука маку акму

сябе бясе себя бясе сбяе себя беся себя ясбе себя

  1. Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА». СЛАЙД2 (Подобные упражнения развивают звуко - слоговой анализ слов, внимание)

AM

ТАМ

РОЖА

СОВЕТ

ПРЫЖКИ

СЧИТАТЬ

МАРТЫШКА

ПЕРЕЧЕСТЬ

Задание:

  1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

  2. если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

  3. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

  1. Проверка домашнего задания. («Басня Мартышка и очки»)

  • Послушаем, как вы подготовились к чтению басни наизусть .

(Ученики читают басню. Учащиеся определяют, чье чтение им понравилось и почему.)

  • Какой из недостатков людей «высмеял» в этой басне И.А.Крылов?

(И.А.Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей.)

  • Как еще называют таких людей? (Невежда - это необразованный человек)

  1. Введение в тему. Портрет Крылова (Слайд 3)

I .Предварительная беседа

-Что вы узнали на прошлом уроке об Иване Андреевиче Крылове? (Ответы детей)

2. Рассказ детей о памятнике Крылову (слайд 4)

Памятник И.А.Крылову

Когда в 1844 году умер Иван Андреевич Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая I в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание памятника у народа. Два года шел сбор денег.

В конкурсе на создание памятника среди скульптором победителем был признан Петр Карлович Клодт.

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции.(слайд 5) Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Скульптору пришлось добывать натурщиков всеми возможными способами.

Осел жил у Клодта дома. Царские егеря подарили барону волка. Это незлобивое создание, спавшее вместе с собаками и за все время даже не попробовавшее никого укусить, встречало гостей протяжным воем, от которого по спине начинали бегать мурашки. Волк исправно охотился на кота Ваську, тоже позировавшего.

Из Новгородской губернии Клодту- прислали медведя с медвежонком. Медвежонок несколько раз убегал из мастерской, пролезая в форточку, и пугал прохожих. Медвежонка возвращали. Во время очередного побега его постигла неудача, подросший медвежонок в форточке застрял. Чтобы его оттуда вынуть, пришлось выставлять раму.

Клодт раздобыл журавля, лисицу, овцу с ягнятами и даже лягушку. Все это разношерстное общество далеко не всегда сидело в клетках, а порою свободно разгуливало по мастерской. И только один натурщик был приходящим. Козел, которого приводила старушка, жившая неподалеку. У дверей мастерской козел начинал отчаянно упираться - его можно понять, там обитали волк и медведи. Несмотря на сопротивление, бабушка впихивала козла в мастерскую - ей очень хотелось увидеть своего серенького козлика, отлитого в бронзе. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

В мае 1853 года памятник был завершен. Первоначально предлагалось установить его у Публичной библиотеки или на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Но Клодт сказал: "Установить надо в Летнем саду".

Памятники Крылову поставлены так же в Москве и в Твери.(слайд 6)

  1. Физкультминутка

  2. Работа по теме. Басня «Зеркало и Обезьяна»

Басни Крылова-повторение 2 класса Интересные факты из жизни Крылова Крылов-швестный баснописец.

А-форизмы из басен И.А. Крылова уже при его жизни использовались его современниками наряду с пословицами и поговорками, (слайд 7) И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями- сравнениями. Прочитайте афоризмы и скажите из каких они басен (слайдВ).

-А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

-Да только воз и ныне там.

-Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом.

-Мартышка к старости слаба глазами стала.

-От радости в зобу дыханье сперло.

  • Я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Узнай басню но рисунку (слайды 9-12)

1. Словарная работа, (слайд 13)

  • В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить (работа в парах)

Задание: соедините слово с его определением.

Образ

обличающее, бичующее осмеяние

Кум

гримаеы; неестественные телодвижения

Ужимки

вид, облик

Сатира

нечестен, вороват

Попусту

крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной

На руку нечист

напрасно, бесполезно, зря




ОБРАЗ - вид, облик;

КУМ - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной; УЖИМКИ- гримасы; неестественные телодвижения;

САТИРА - обличающее, бичующее осмеяние;

НА РУКУ НЕЧИСТ - нечестен, вороват.

ПОПУСТУ - напрасно, бесполезно, зря.

2. Отработка техники чтения ТРУДИТЬСЯ ЦА ОБОРОТИТЬСЯ ЦА

У-А-О-Ю

У-РА-КО-Ю

УК-РАД-КО-Ю

  1. - Посмотрите еще раз на заголовок басни и скажите, как вы думаете, о ком пойдет речь в басне?

- Какую роль играет для вас зеркало? А для чего зеркало может быть нужно обезьяне?

5. Прослушивание басни. (Электронное приложение к учебнику)

-Послушайте басню и дайте ответ иа вопрос: Что вам показалось смешным?

  1. Выявление первичного восприятия.

Сколько героев в басне?

-Что подумала мартышка, увидев себя в зеркале?

-Какие признаки доказывают, что это басня?

(Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью - выводом, поучением, где объясняется смысл басни).

  1. Самостоятельное чтение учащимися басни (Чтение вполголоса)

VII. Работа над содержанием басни

Работа с действующими лицами по иллюстрации.

© Какой вы представляете обезьяну?

© Узнала она себя в зеркале, как вы думаете, докажите словами из текста.

® А кого она узнала в отражении в зеркале? Докажите словами из текста.

© Как вы думаете, какой она себя считала? А какими она видела своих подруг? Умела она видеть свои недостатки?

© А у людей вы встречали такое качество? А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

® Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.

® Каким вы представляете себе медведя? Нарисуйте словесный портрет.

© Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Ребята, а вы какой бы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

© Сравните две иллюстрации, скажите, как вы думаете, почему на одной иллюстрации звери одеты-в одежды людей, а на второй изображены просто зверями?

УИ1. Физкультминутка (упражнение для глаз)

IX. Закрепление.

Работа в парах

- Кто быстрее и правильнее подберёт карточки, относящиеся к басне.

К

Небольшое


Смешное

произведение, в


лирическое

котором


стихотворение

высмеиваются



пороки людей





Короткая

сказочная

история


Герои -

богатыри


Г ерои -

животные, иногда люди.


Есть герои - помощники


арточки лежат на партах

-

Цель: помочь


Мораль

Диалог

и,

ми




Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов? (болтливость, хвастовство, лень, лесть, трусость)

Викторина «Из каких басен следующие выражения?» (слайд14)

  1. Это, Щука, тебе наука, вперёд умнее быть и за мышами не ходить.

  2. Слона-то я и не приметил.

  3. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

  4. Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона.

  5. Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку.

  6. Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

  7. А Васька слушает да ест.

  8. А воз и ныне там.

  9. Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши!

  10. А я бы повару иному велел на стенке зарубить. Чтоб там речей не тратить по- пустому, где нужно власть употребить.

  1. Рефлексия (слайд 15)

Сегодня я узнал ... .

Мне было интересно

Я понял, что

  1. Итог урока:

  • Чему учат нас басни И.А.Крылова?

  • Что бы вы посоветовали Обезьяне?

  • Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут стать лучше.

X. Домашнее задание.

Подготовить по выбору: выразительное чтение басни;

изобразить характер героев с помощью мимики, жестов; выучить наизусть.