И.Бунин «Лапти»
Нравственный смысл рассказа
(7 класс литература)
Одно есть только в мире счастье -
Весь божий свет душой любить.
И.Бунин
Цели урока:
Обучающие.
- через создание словаря исследовать культурные знаки современной русской литературы;
- формировать навыки работы со словарями разных видов, составления словарной статьи лингвокультурологического словаря.
Развивающие.
- развивать умение анализировать художественный текст, выделять ключевые слова;
- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.
- формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.
Воспитательные.
- воспитывать толерантность, умение работать в группе;
- бережное отношение к традициям русского народа, его культуре;
- воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Нам предстоит встреча с удивительным поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Лапти». Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ, выделим ключевые слова и начнем работу по составлению лингвокультурологического словаря к этому тексту, а закончите работу дома.
Дома вы прочитали рассказ И.Бунина «Лапти».
3. Работа по анализу текста. Вопросы по тексту:
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»?
Ответы учащихся:
- Потому что лапти сыграли огромную роль в этом рассказе, ведь именно из-за них отправился Нефед в Новоселки.
- Потому что мальчик бредил красными лаптями.
- Мальчик был тяжело болен и просил лапти).
- Где мог видеть лапти сын барина?
Ответы учащихся: - Наверное, у крестьянских детей, ведь только они носили лапти; чаще всего летом бегали босиком, валенки были роскошь, если и были, то одни на несколько детей.
Учитель: Назовите главных героев рассказа?
Ученики: Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики.
-Учитель: В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
Ответ: зимой. "Пятый день несло непроглядной вьюгой...".
Учитель: Что случилось с мальчиком? Почему мать мальчика не могла ничего сделать?
Ученики: Отец в отъезде, а на улице вьюга.
Учитель: Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?
Справка: «Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи».
Какие непонятные слова встретились вам в тексте?
Ученики: зипун, обыденкой, отвал, кнут.
Учитель: Зипун – в старое время крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.
Обыденкой – одним днем.
Отвал – возвышение за кроватью.
Розвальни – низкие широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками.
Кнут – большая плеть.
Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?
Ученики. Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.
Учитель: Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?
Ученики: Федор.
Учитель: Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?
Ученики. «Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».
Учитель. Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?
Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.
Учитель: Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
Ученики: Догадывался.
Учитель: Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?
Ученики: Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор.
Учитель: Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?
Ученики. В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.
Учитель: Так о чем же этот рассказ, какая проблема поднимается в нем?
Ученики: Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям.
Учитель. Как связан рассказ «Лапти» с эпиграфом нашего урока?
Ученики: Слова эпиграфа относятся к Нефеду, так как для него смысл жизни – помогать другим, жертвуя своей жизнью.
употребляется это слово в тексте?
Ученики: лапти – это мечта для ребенка, надежда на спасение сына для матери, символ жизни для новосельских мужиков, связь между ребенком и Нефедом.
Учитель: Составьте кластер со словом «лапти». Это слово является самым значимым в рассказе. Как вы думаете, почему мальчик просит красные лапти?
Итог урока
Домашнее задание