СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.Бунин "Листопад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведён в рамках районного семинара учителей Грязинского района

Просмотр содержимого документа
«И.Бунин "Листопад"»

И.А.Бунин «Листопад»

урок литературного чтения в 4 классе

Цели:

– познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бунина;
– создать условия для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности; 
– содействовать развитию мышления, наблюдательности, внимания, воображения, привития интереса к предмету.

Педагогические задачи:

– формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; 
– совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности;
– обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка;
– пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты (предметные):

– читать стихотворение с соблюдением норм литературного произношения.
– находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
– уметь работать в паре (планировать работу, оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог);
– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
– производить самооценку деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

  • Личностные: формирование эстетических потребностей, мотивация бережного отношения к духовным ценностям; формирование чувства понимания и любви к живой природе.

  • Регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; приобретение умения выражать своё позитивное отношение к прочитанному.

  • Познавательные: выделение существенной информации, выявление выразительных средств языка.

  • Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в парах; умение осуществлять самоконтроль.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно–поисковый, деятельностный метод практических и устных упражнений.

Технологии: технология деятельностного подхода к обучению, технология обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Вид ресурса:

– гимнастика для глаз http://www.youtube.com 
– И.А. Бунин «Листопад» http://www.vnikitskom.ru 
– Картины на тему «Золотая осень» http://ru.wikipedia.org 
– ребус «Листопад» http://festival.1september.ru 
– изображение «Резьба по дереву» http://slavyanskaya–kultura.ru 
– изображение «Терем» http://fast–images.ru 
– изображение с опавшими листьями http://platinumwall.ru 
– аудиозапись: Антонио Вивальди «Осень» http://plus–music.org















1.Организационный момент:

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости. А когда приходят гости, в доме бывает праздник. Пусть этот урок принесёт всем радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

Мы начинаем урок литературного чтения (звучит музыка) – 1 слайд

2. Актуализация знаний. Введение в тему урока:

Художница-осень взмахнула кистью,

Жёлтым обрызгала лёгкие листья,

Небо пронзила сизо-лиловым,

Речку покрыла лаком свинцовым.

Из пёстрых узорчатых листьев клёна

Ковёр расстелила на фоне зелёном. 2 слайд

Зелёные сосны, зелёные ели

С лёгким пьянящим запахом прели.

На шаг отошла, прищурила глаз,

По веткам кармином прошла ещё раз.

Тихо, красиво и грустно немножко

Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке. (Е.Бочковская)

- Кто догадался, о каком времени года пойдёт речь на уроке?

(об осени)

- Как вы думаете это будет стихотворение или рассказ? Обоснуй своё мнение (мы проходим раздел «Поэтическая тетрадь», а в нём собраны стихи разных поэтов)

-Мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы) Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? Почему? (мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе).

- Какой поэт пригласит нас к себе в гости сегодня мы узнаем, если сложим развеянные на осеннем ветру листья

(На доске разбросаны кленовые листочки с буквами, из них дети составляют фамилию «Бунин») – 3 слайд

- Давайте послушаем ребят, которые исследовали биографию Ивана Алексеевича Бунина. Предоставляем им слово.

(слайд о поэте и рассказы детей о нём)

3. Знакомство с автором:

1 ученик – Имя этого прекрасного поэта тесно связано с Липецким краем. Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в городе Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детские годы провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом. Жизнь в поместье, общение с крестьянами, с природой нашли своё отражение в произведениях Ивана Бунина. Он был человеком впечатлительным, с живым воображением. Писать он стал «как-то сам по себе рано и незаметно». Первые стихи написал в 8 лет.- 4, 5 слайды

2 ученик – В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Учился он неплохо, память была отличная, он мог запомнить длинное стихотворение в целую страницу, если оно ему нравилось. Но потом платить за обучение стало нечем и из гимназии пришлось уйти. Первое стихотворение было напечатано в 17 лет. В 18 лет он стал работать в газете «Орловский вестник». – 6 слайд

3 ученик – Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал и трижды ему присуждали Пушкинскую Премию. В 63 года Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии – высшей награды за выдающиеся литературные произведения. Но, кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл «бродником». Он объехал всю Россию, Европу, страны Азии, бывал даже в Африке.- 7 слайд

4 ученик – В 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу, но тоска по Родине осталась на всю жизнь. Умер Бунин в 83 года в Париже. В Ельце в 1988 году открыт дом-музей нашего знаменитого земляка. А в 1999 году Елецкому педагогическому университету было присвоено его имя.- 8, 9, 10 слайды

- Вы видите на книжной выставке сборники произведений И.А.Бунина, с ними вы познакомитесь в старших классах.

А сегодня мы будем читать его стихотворение…

Его название вы мне скажете сами…если разгадаете этот ребус.- 11 слайд

ЛИСТОПАД ( слово появится после чтения детьми)- кто может сказать, как образовалось это слово» листопад»? (падают листья)

- Кому из вас посчастливилось наблюдать осенью листопад? Расскажите о своих наблюдениях, впечатлениях. (высказывания детей)

1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами.

2. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.

4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе, в лесу очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям.

4.Постановка цели урока и учебных задач:

- Назовите тему нашего урока (тема урока «И.Бунин «Листопад») -12 слайд

- Определите цели ( будем читать стихотворение Бунина «Листопад»,

постараемся научиться читать это стихотворение выразительно,

постараемся увидеть картины осеннего леса глазами поэта,

попробуем узнать, что чувствовал Бунин, когда писал это произведение,

расскажем о своих чувствах).

В конце урока мы с вами дадим ответ на важный вопрос: «Что даёт нам поэзия?» - 13 слайд

- Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в Бунинскую осень. Прислушайтесь к себе, что вас удивит, затронет ваше сердце, восхитит ваш взор. Я предлагаю вам присесть на поэтическую скамью и послушать стихотворение «Листопад».

5. Слушание стихотворения «Листопад» (видео)- 14 слайд

6. Работа над стихотворением:- 15 слайд

А) Все внимательно слушали! Какие чувства вы испытали?

Б) Вторичное чтение с карандашом про себя

- Прочитайте это стихотворение самостоятельно, подчеркните те слова, которые вам непонятны, подумайте на какие части можно разделить этот отрывок (по настроению – весёлое и немного грустное)

В) Словарная работа: с 16 по 20 слайд

Терем – на Руси большой дом в виде башни;

Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости;

Просветы – то, что пропускает свет (опадают листья и сквозь кроны деревьев проглядывает небо);

Вдова – женщина, у которой умер муж;

Мотылёк – небольшая бабочка.

Подберите синонимы к словам:

Заворожённый – очарованный, околдованный;

Лиловый – фиолетовый, сиреневый;

Золотой – жёлтый;

Багряный – красный;

Лазурь – яркий светло-синий цвет.

- Как вы понимаете выражение «мёртвая тишина» - полная тишина.

7. Физкультминутка «Осеннее дерево» (для глаз)- 21 слайд

8. Чтение по частям с анализом:

- Мы продолжаем свою экскурсию и я предлагаю вам побродить по художественной аллее.

- На сколько частей можно разделить это стихотворение?

- Давайте начнём читать 1 часть, а вы подумайте, где она закончится, где автор начинает рассказывать о чём-то другом.(Не пора ли нам остановиться?)

- Докажите свою мысль.(1часть – описание леса; 2 часть – наступление, приход осени, осенние изменения в природе)

1 часть читаем по цепочке по предложениям.

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

— С чем сравнивает поэт лес? Найдите и зачитайте отрывок (с теремом).

- Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем. Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны (стоит стеной).



-Что представляют собой стены лесного терема? (деревья)

- С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте.

- Что автор пишет о ёлочках? На что они похожи? ( на вышки – башни терема).

- Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для стен своего терема? (клёны)

- Итак, терем почти готов: стены – деревья, башни – ёлочки, резьба – берёзы с их жёлтыми листочками.

А окна? Прочитайте, как выглядят окна терема? (просветы в небо…, оконца – это маленькие окна)

Какие запахи почувствовал Бунин?( дубом и сосной, пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме)

- А почему лес расписной? Кто его расписывал? (Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными.)

— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом? Какие художественные средства использовал для этого автор ( сравнения, эпитеты – прилагательные).

- Скажите какое настроение у поэта в 1 части стихотворения? (весёлое, он удивляется, восхищается, любуется, радуется).

Работа над II частью ( одна группа по «цепочке» )

- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.

- Кто хозяйка пёстрого терема? (осень) Какое средство художественной выразительности использует автор? (олицетворение) С каким настроением осень вступает в свои владения? (с грустным) Почему вы так решили?

О чём она грустит? Какие картины она видит перед собой? (пустую поляну, последний мотылёк, мёртвую тишину)

- Найдите слово, которое повторяется несколько раз (сегодня) Что хотел показать этим повтором автор? (всё быстротечно, мимолётно, что эта красота быстро закончится).

Скажите настроение автора изменилось? ( да ему грустно, что это всё скоро закончится)

- Обратите внимание на начальные и конечные строки отрывка. Что заметили? (они повторяются Бунин как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале, но в конце это сожаление о том, что он их видит может быть в последний раз завтра этого уже может и не быть)

- Используя средства выразительной речи – темп, тон, правильность, попробуйте выразительно прочитать это стихотворение так, чтобы мы все увидели красивую картину осени

(чтение в парах)



10.Комплексное применение знаний: («Беседка писателя»)

- Мы переходим в «Беседку писателя».

А) - Осень – это время года, которое вдохновляет не только поэтов, но и художников, композиторов. Они изображают красоту осени доступными им средствами: красками, звуками, художественными образами… Я предлагаю вам внимательно рассмотреть репродукции картин Василия Дмитриевича Поленова и Ильи Семёновича Остроухова («Золотая осень»).

Попробуйте догадаться как называются картины? (посоветуйтесь между собой) Почему они так называются? Какой цвет преобладает здесь? Какие чувства выразили художники? Какой картиной вы бы проиллюстрировали стихотворение Бунина?- 22- 23 слайд

Б) Предлагаю прослушать вам музыкальное произведение: Антонио Вивальди «Осень»- 24 слайд

Похоже ли это произведение по настроению на стихотворение «Листопад»? Поэзия Бунина мелодична, многие его стихи положены на музыку.

12.Работа в группах («Творческая мастерская») – 25 слайд

- Займёмся творчеством, я предлагаю вам посетить «Творческую мастерскую».

А) Люди сочиняли стихи во все времена, попробуем, и мы на несколько минут стать поэтами и сочинить своё стихотворение про листопад. У вас на карточке записаны рифмы. Ваше задание: сочинить мини стихотворение (5 минут работают, затем зачитывают, что получилось):

1)………………пришла,

…………………принесла.

…………………летят

…………………листопад.

2)………………солнце

…………………оконце.

…………………пожелтели,

…………………улетели.

3)………………..наступила,

………………….уныло.

………………….льёт,

…………………поёт.





Б) Копилка «Это интересно!»

- Молодые деревья сбрасывают листву позже, чем более старые.

- Больные деревья скорее теряют листву, чем здоровые.

- Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме.

- У дуба и осины самый поздний листопад.

- Под осиной можно увидеть опавшие веточки. Это явление называется веткопад.

13.Итог урока:

- С каким стихотворением мы познакомились на уроке, кто автор?

- Как вы думаете, зачем поэт написал это стихотворение?

(чтобы люди не были равнодушными к окружающей природе, учились любоваться красотой)

- Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу? (не нарушать покой леса, бережно относиться к деревьям, не ломать веточки, не разрушать птичьих гнёзд, не разводить костры и не сорить)

- Что даёт нам поэзия? (позитив, учит радоваться жизни, подмечать интересные моменты)

Бунин говорил о своём творчестве так:

« Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия!»

14.Рефлексия:

- Наш урок подходит к концу. Подведём его итог (Кубик Блума – я узнал, повторил, удивился…)

В классе у нас есть дерево, а на партах у вас лежат листья. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите листик и украсьте им верхние ветки дерева. Если, вы не совсем довольны своей работой на уроке, но урок вам понравился украсьте нижние ветки. А если вам было скучно и непонятно, то прикрепите лист на поляне рядом с деревом.

15. Домашнее задание на выбор: (на карточках)

- выучить стихотворение наизусть или

- подготовить выразительное чтение стихотворения и сделать к нему рисунок.

Спасибо за работу! Мне с вами было интересно! Оценки я поставлю тем детям, проявившим себя чуть больше, чем другие (оценивание).

- Желаю вам во всех ситуациях уметь радоваться жизни, ценить её каждое мгновение. Пусть эти воздушные шарики продлят ваше хорошее настроение!

(подарить воздушные шары с осенними листьями)