СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.Бунин. Рассказ "Кукушка". Смысл названия.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.Бунин. Рассказ "Кукушка". Смысл названия.»

Тема. И.А.Бунин. Образ природы. Рассказ «Кукушка». Смысл названия.

Цель:

  • обучение работе с поэтическим текстом;

  • выявить художественную идею рассказа; особенности раннего творчества И.А. Бунина;

  • развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения;

  • формирование умения внимательно относиться к слову; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления символического значения слова «дом».

  • воспитание любви к родной природе, чувства прекрасного.

Теория литературы:

темы и мотивы в лирическом произведении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Оборудование:

Портреты И.А.Бунина, репродукции картин И. Левитана, И.Шишкина, фрагменты цикла пьес П.И.Чайковского «Времена года», использование компьютерных технологий (презентация), учебник литературы для 7кл. (автор-составитель Г.С.Меркин).

ХОД УРОКА

І. Оргмомент.

II. Проверка выполнения домашнего задания

III. Изучение нового материала.

1.Знакомство с биографией Бунина – чтение статьи учебника, презентация

2. Литературно-мемориальный музей И.А.Бунина в г. Ельце – презентация.

3. Особое место лирических произведений о природе в поэтическом наследии И.А.Бунина.

Ещё в 1901 г. Горький писал Валерию Брюсову: « С благодарностью извещаю, что получил прекрасную книжку стихов Бунина, коего считаю первым поэтом наших дней». А ещё раньше ( в 1899 г.) Горький в письме Бунину, отметив в его стихах «огромное чутьё природы», восклицает: «Миленький мой, это и есть самая чистая поэзия!»

А мне бы хотелось добавить, что поэзия Бунина не только чистая, но она и самая «звёздная». В его наследии (около 1200 стихотворений) переливается великолепное созвездие ночных, сумеречных стихов, наполненных тишиной и таинственным мерцанием. Никто из русских поэтов не дал столь разнообразного описания ночей Земли и звёздного неба.

Нелегко объяснить, чем вызвана эта неизменная привязанность поэта к ночи, к звёздам,- особым ли возвышенно-меланхолическим состоянием души, предчувствием ли статуса взлетающей поэзии, или просто тою необыкновенною зоркостью, о которой сам Бунин писал в «Жизни Арсеньева»: «…зрение у меня было такое, что я видел все 7 звёзд в Плеядах».

Справка. Летней ночью перед рассветом на востоке над горизонтом поднимается маленькая, тесная группа звезд – Плеяды.

В народе её называют Стожары. Обычно в этой группе видно 6 звёзд, но зоркиё глаз видит от семи до одиннадцати звёзд, а в телескоп их можно насчитать более сотни. В телескопе они видны как бриллиантовая пыль.

Сегодня мы познакомимся с одним из «звёздных» стихотворений «Догорел апрельский светлый вечер…»


4.Чтение стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер…»

Представьте себя апрельским поздним вечером, почти ночью среди лугов и полей. Темно, сыро, холодно… Неуютно?

Напряжем немножко слух и зрение…

Поднимите голову. Видите, как с неба торжественно и чисто струится звёздный свет, соединяя воедино две стихии, небо и землю:

По лощинам, звёзды отражая,

Ямы светят тихою водой.

Душа возвышается от этой торжественности, царственного величия и красоты.

Признайтесь, вы никогда к себе не прислушивались и не присматривались.

Если вы почувствовали перемены в своём настроении, вбираем теперь в себя все краски, все звуки, все ощущения из стихотворения.

- Много ли красок в стихотворении? Прямо или опосредованно поэт обозначает цвет?

- А какие звуки вы услышали? (Оклик журавлиный, шорох деревьев)

- Как вам дышится в атмосфере этого стихотворения? Почему?

- Что вы представляете вокруг себя, ощущаете в себе?

- Подумайте, какое настроение выразил поэт своим стихотворением?

- С помощью каких приёмов ему это удалось сделать? (Художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.)

- Природа в стихотворении одухотворена. А какой поэтический образ самый главный в этом стихотворении? ( Весна)


«Весна на поэтическом языке есть утро года, подобно заре, выводящей ясное солнце из тёмных затворов ночи, она выводит его из туманов зимы».

Весна – пробуждение жизни. Весенние дожди даже послужили прообразом сказочной мёртвой и живой воды. Они сначала смывают остатки снега – «соединяют рассечённое тело земли», затем как бы «вливают» в неё жизнь, позволяя зазеленеть первым всходам.

- Найдите такие признаки в стихотворении Бунина.

- А теперь давайте послушаем фрагмент цикла пьес П.И.Чайковского «Времена года». «Апрель». И мы увидим, как можно в музыке выразить пробуждение жизни весной.

Физкультминутка.

3.Слово учителя.

И.А. Бунина интересовало мироощущение разных социальных слоев: крестьян, разночинной интеллигенции, помещиков, их жизненный опыт, его истоки. Поэтому авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутренний мир человека. Многие особенности прозы Бунина сложились под воздействием такого поиска.

Художник проникает в глубины души разных людей. Вот почему так органично вплетаются в повествование (или становятся ведущими в лирических жанрах) раздумья самого писателя, способствующие постижению связей между настоящим и прошлым, национальным и общечеловеческим.

Мучителен для автора разрыв между высшими побуждениями и действительным положением вещей. Бесконечность земли и неба, беспредельность их всегда прекрасных метаморфоз несовместимы с ограниченностью и однообразием созданного человеком мирка. В таких рассказах нет психологически разностороннего подхода к личности героев. Отсутствуют и сколько-нибудь их развернутые отношения. «Скрытая камера» улавливает краткий миг предельно острых чувствований, неожиданных, переломных и потому незабвенных для человека.

4. Обращение к статье учебника «Как я пишу».


IV. Работа с текстом рассказа «Кукушка»

1. Выразительное чтение учащимся рассказа от начала до слов «...вывела двух детенышей волчица».

- Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения?

- Какая тональность задается И.А. Буниным уже в самом начале повествования?

Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой гамме.

2. Слово учителя.

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.

3. Чтение до конца 1-й главы.

- Каким мы видим героя в начале рассказа?

- Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?

4. Выразительное чтение учащимся отрывка от слов «Он был приемыш...» до «...и весна прошла дружно, весело».

Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный", не "хозяйственный" человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного", обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе».

  • Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?

Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку.

5. Слово учителя.

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое.

6. Выразительное чтение от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы.

- Старая караулка органично вписана в пейзаж. Какими словами формируется представление о ней? Составьте небольшой словарик. Назовите художественно-изобразительные средства.

- Почему радуется Кукушка своему новому положению?

7. Слово учителя.

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

8. Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

9. Слово учителя.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

• В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?

10. Выразительное чтение учащимся от слов «А в караулке ему было хорошо» до слов «...повторял начало своей любимой песни».

Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы.

- Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека?

- Как автор изображает маленьких волчат в родном логове?

11. Выразительное чтение учащимся от слов «Волченята между тем росли…» до слов «...Кукушке он совсем не был слышен».

Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки.

- Какова судьба волчат?

12. Выразительное чтение от слов «Придя к картофельной яме...» до конца рассказа.

Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть.

V. Подведение итогов урока.

  • Почему рассказ называется «Кукушка»?

• Какое значение приобретает фраза Кукушки:

«— Зимой нашему брату плохо.

— Какому брату?

— Волчиному»?

• Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу?

• Почему Кукушка замерз около леса?

В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели.


VI. Домашнее задание.

1.Прочитать рассказы А.И.Куприна «Чудесный доктор», «Allez!».

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!