СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.Бунин. Цифры. 7 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Презентация.
  • Цели урока:
  • Продолжить работу на содержанием рассказа И.Бунина.
  • Разобраться в сложной психологической ситуации возникшей между героями рассказа и составить сопоставительную характеристику героев.
  • Учиться вести диалог, философствовать, извлечь уроки на взрослое будущее, воспитывать уважительное отношение к родным и близким.
  • В презентацию в заключение урока включено стихотворение Э.Асадова "Не бейте детей"

 

Показать полностью

Просмотр содержимого презентации
«Бунин. Цифры»

И.Бунин. Цифры.

И.Бунин. Цифры.

Цели урока.  Продолжить работу на содержанием рассказа И.Бунина. Разобраться в сложной психологической ситуации возникшей между героями рассказа и составить сопоставительную характеристику героев. Учиться вести диалог, философствовать, извлечь уроки на взрослое будущее,  воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

Цели урока.

  • Продолжить работу на содержанием рассказа И.Бунина.
  • Разобраться в сложной психологической ситуации возникшей между героями рассказа и составить сопоставительную характеристику героев.
  • Учиться вести диалог, философствовать, извлечь уроки на взрослое будущее, воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

Иван Алексеевич Бунин  (1870 - 1953) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы…»

Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953)

«Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы…»

Анализ произведения.

Анализ произведения.

  • Жанр произведения —
  • психологический рассказ.
  • Герои —
  • маль­чик, дядя, мама, бабушка.
  • Завязка —
  • мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости.
Кульминация — дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бур­ные слезы. Развязка —  ребенок учится писать цифры .
  • Кульминация —
  • дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бур­ные слезы.
  • Развязка —
  • ребенок учится писать цифры .
Так о чем же этот рассказ?

Так о чем же этот рассказ?

  • Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, постро­енный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании детских радостей, о нежелании взрослых идти ребенку навстре­чу, часто просто по причине собственной лени. Иногда дело до­ходит до серьезных конфликтов, и очень важно взрослому чело­веку найти возможность наладить контакт с ребенком.
Составим план рассказа.

Составим план рассказа.

  • 1. Мальчик просит дядю показать ему цифры.
  • 2. Дяде не хочется этим заниматься, поэтому он находит мас­су причин для отказа.
  • 3. Ребенок ждет завтрашнего дня и своеобразно выражает свою радость.
  • 4. Это проявление радости вызвало у дяди прилив не просто раздражения, но и ненависти.
  • 5. Он грубо обрывает ребенка, вызвав у того бурные слезы.
  • 6. Загладить конфликт удается бабушке.
  • 7. Дядя учит мальчика писать цифры.
1.Место, занимаемое героем в произведении.    Дядя: Женя:

1.Место, занимаемое героем в произведении.

  • Дядя: Женя:

  • Являются главными героями произведения
2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет.   Дядя: Общественное положение неизвестно; Семейное положение: сын, брат, дядя ; сын, внук. племянник; Обстановка в которой живут герои: доброжелательная, полная любви и взаимопонимания; мальчик живет в достатке, у него есть няня, выполня ются практически все его желания.   Женя:

2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет.

  • Дядя:
  • Общественное положение неизвестно;
  • Семейное положение:

сын, брат, дядя ; сын, внук. племянник;

  • Обстановка в которой живут герои:

доброжелательная, полная любви и взаимопонимания;

мальчик живет в достатке,

у него есть няня, выполня

ются практически все его

желания.

Женя:

3. Манера держаться, внешность, особенность костюма.   Дядя: Женя

3. Манера держаться, внешность, особенность костюма.

Дядя:

Женя

  • сдержанный, твердый в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий;
  • «… хотел после всех своих преступлений показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким… »
4. Речь героя.   Женя Дядя

4. Речь героя.

Женя

Дядя

  • говорит он спокойно, рассудительно, порой твердо;
  • говорит холодно, небрежно, раздраженно;
  • но возникла ситуация, когда он даже «рявкнул» на племянника;
  • но все больше речь к мальчику наполнена любовью и нежностью;
  • в зависимости от ситуации речь его то тихая, то протяжная; то он начинал кричать, вопить, то говорить шепотом; то восклицать страстно, то злобно кричать; то горячо, поспешно, то радостно.
5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.   Дядя Женя

5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.

Дядя

Женя

  • поступает неверно, жестоко;
  • пытается усовестить мальчика, делает равнодушный вид, прибегает к крику;
  • старается переломить его гордость;
  • для достижения своей цели - научиться писать цифры - он делает все: говорит ласковые слова, безудержно шалит, пристает к дяде с просьбой;
  • кричит, плачет;
6.Понимание героем целей жизни, его основные интересы в раскрытии произведения.   Дядя Женя

6.Понимание героем целей жизни, его основные интересы в раскрытии произведения.

Дядя

Женя

  • считает себя мудрее Жени, принимает его страстное желание научиться писать цифры за прихоть и решает выдержать характер.
  • Бунин показывает взаимоотношения мальчика и дяди в данной ситуации.
  • в данный момент основной целью для мальчика является научиться писать цифры, и ради ее достижения он совершает различные поступки.
  • Автор подробно описывает переживания героя.
7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.    Дядя  Женя На протяжении всего рассказа мы рассматриваем сложные взаимоотношения между мальчиком и дядей, его переживания. любит, ненавидит, волнуется, очень любит дядю,  нежный, ласковый; делает равнодушный вид, ненавидит,   презирает,  обижается;

7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.

  • Дядя Женя
  • На протяжении всего рассказа мы рассматриваем сложные взаимоотношения между мальчиком и дядей, его переживания.
  • любит, ненавидит, волнуется, очень любит дядю,

нежный, ласковый;

  • делает равнодушный вид, ненавидит,

презирает,

обижается;

8. Отношение других действующих лиц к данному герою.   Дядя Женя

8. Отношение других действующих лиц к данному герою.

Дядя

Женя

  • Бабушка и мама во всем поддерживают дядю, называя Женю «избалованным мальчиком»
  • Мальчик, не найдя поддержку у мамы и бабушки, остается один со своей обидой, со своим горем против троих взрослых людей.
9. Отношение автора к герою и значение героя.

9. Отношение автора к герою и значение героя.

  • Ссора мальчика с дядей – это первое серьезное столкновение ребенка с жизнью. В конце рассказа слова «дядя» и «жизнь» являются тождественными, синонимами , которые означают одно понятие только в данном тексте (контекстуальные синонимы).
Какие уроки на взрослое будущее извлекли, прочитав рассказ И.А. Бунина?

Какие уроки

на взрослое будущее

извлекли,

прочитав рассказ

И.А. Бунина?

УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ!  1.Взрослые должны помнить, какими они были в детстве!  2.Быть внимательными по  отношению к детям.  3.Нельзя озлобляться!  4.Взрослые всегда должны  быть мудрыми. 5.Нельзя обижать людей,  тем более, близких тебе. Это больно.

УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ!

1.Взрослые должны помнить, какими они были в детстве!

2.Быть внимательными по

отношению к детям.

3.Нельзя озлобляться!

4.Взрослые всегда должны

быть мудрыми.

5.Нельзя обижать людей,

тем более, близких тебе. Это больно.

ОТВЕТЬТЕ САМИ СЕБЕ НА ВОПРОСЫ:

ОТВЕТЬТЕ САМИ СЕБЕ НА ВОПРОСЫ:

  • Что является причиной ваших ссор со взрослыми?
  • Умеете ли вы примиряться?
  • Радуетесь ли этому?
Главный урок-пожелание будущим мамам и папам.  Э. Асадов «Не бейте детей!»

Главный урок-пожелание будущим мамам и папам. Э. Асадов «Не бейте детей!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!