И.Бунин. Цифры.
Цели урока.
- Продолжить работу на содержанием рассказа И.Бунина.
- Разобраться в сложной психологической ситуации возникшей между героями рассказа и составить сопоставительную характеристику героев.
- Учиться вести диалог, философствовать, извлечь уроки на взрослое будущее, воспитывать уважительное отношение к родным и близким.
Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953)
«Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы…»
Анализ произведения.
- мальчик, дядя, мама, бабушка.
- мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости.
- дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы.
- ребенок учится писать цифры .
Так о чем же этот рассказ?
- Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании детских радостей, о нежелании взрослых идти ребенку навстречу, часто просто по причине собственной лени. Иногда дело доходит до серьезных конфликтов, и очень важно взрослому человеку найти возможность наладить контакт с ребенком.
Составим план рассказа.
- 1. Мальчик просит дядю показать ему цифры.
- 2. Дяде не хочется этим заниматься, поэтому он находит массу причин для отказа.
- 3. Ребенок ждет завтрашнего дня и своеобразно выражает свою радость.
- 4. Это проявление радости вызвало у дяди прилив не просто раздражения, но и ненависти.
- 5. Он грубо обрывает ребенка, вызвав у того бурные слезы.
- 6. Загладить конфликт удается бабушке.
- 7. Дядя учит мальчика писать цифры.
1.Место, занимаемое героем в произведении.
- Являются главными героями произведения
2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет.
- Общественное положение неизвестно;
- Семейное положение:
сын, брат, дядя ; сын, внук. племянник;
- Обстановка в которой живут герои:
доброжелательная, полная любви и взаимопонимания;
мальчик живет в достатке,
у него есть няня, выполня
ются практически все его
желания.
Женя:
3. Манера держаться, внешность, особенность костюма.
Дядя:
Женя
- сдержанный, твердый в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий;
- «… хотел после всех своих преступлений показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким… »
4. Речь героя.
Женя
Дядя
- говорит он спокойно, рассудительно, порой твердо;
- говорит холодно, небрежно, раздраженно;
- но возникла ситуация, когда он даже «рявкнул» на племянника;
- но все больше речь к мальчику наполнена любовью и нежностью;
- в зависимости от ситуации речь его то тихая, то протяжная; то он начинал кричать, вопить, то говорить шепотом; то восклицать страстно, то злобно кричать; то горячо, поспешно, то радостно.
5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.
Дядя
Женя
- поступает неверно, жестоко;
- пытается усовестить мальчика, делает равнодушный вид, прибегает к крику;
- старается переломить его гордость;
- для достижения своей цели - научиться писать цифры - он делает все: говорит ласковые слова, безудержно шалит, пристает к дяде с просьбой;
- кричит, плачет;
6.Понимание героем целей жизни, его основные интересы в раскрытии произведения.
Дядя
Женя
- считает себя мудрее Жени, принимает его страстное желание научиться писать цифры за прихоть и решает выдержать характер.
- Бунин показывает взаимоотношения мальчика и дяди в данной ситуации.
- в данный момент основной целью для мальчика является научиться писать цифры, и ради ее достижения он совершает различные поступки.
- Автор подробно описывает переживания героя.
7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.
- На протяжении всего рассказа мы рассматриваем сложные взаимоотношения между мальчиком и дядей, его переживания.
- любит, ненавидит, волнуется, очень любит дядю,
нежный, ласковый;
- делает равнодушный вид, ненавидит,
презирает,
обижается;
8. Отношение других действующих лиц к данному герою.
Дядя
Женя
- Бабушка и мама во всем поддерживают дядю, называя Женю «избалованным мальчиком»
- Мальчик, не найдя поддержку у мамы и бабушки, остается один со своей обидой, со своим горем против троих взрослых людей.
9. Отношение автора к герою и значение героя.
- Ссора мальчика с дядей – это первое серьезное столкновение ребенка с жизнью. В конце рассказа слова «дядя» и «жизнь» являются тождественными, синонимами , которые означают одно понятие только в данном тексте (контекстуальные синонимы).
Какие уроки
на взрослое будущее
извлекли,
прочитав рассказ
И.А. Бунина?
УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ!
1.Взрослые должны помнить, какими они были в детстве!
2.Быть внимательными по
отношению к детям.
3.Нельзя озлобляться!
4.Взрослые всегда должны
быть мудрыми.
5.Нельзя обижать людей,
тем более, близких тебе. Это больно.
ОТВЕТЬТЕ САМИ СЕБЕ НА ВОПРОСЫ:
- Что является причиной ваших ссор со взрослыми?
- Умеете ли вы примиряться?
Главный урок-пожелание будущим мамам и папам. Э. Асадов «Не бейте детей!»