I Фестиваль «Проблемы особого детства: пути решения»
Знакомство с некоторыми методами коррекционной работы в г. Ростове – на – Дону и Ростовской области
ГКОУ РО «Ростовская специальная школа – интернат №42»
Погорелова С. С.
24 – 25 октября 2015 г.
РОБОТЫ, ПЛАНШЕТЫ И ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
- Согласно статистике компьютерные программы и приложения для планшетов помогли тысячам людей с аутизмом. Это хороший метод обучения и общения для аутистов, которым сложно наладить контакт с окружающими, а порой даже с близкими людьми. Основная цель использования всех этих средств – обучение специальным социальным навыкам, коммуникации.
- Предсказуемость и повторяемость используемой техники обеспечивает спокойствие, не нужно волноваться за свое поведение и бояться вопросов, на которые аутист не знает ответов. Машина станет настоящим другом и учителем для ребенка с аутизмом и поможет наладить общение с людьми.
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
GOOGL GLASS – очки с инструкциями
программы для устройства Google Glass, которые побуждают детей с
аутизмом поддерживать зрительный контакт при разговоре, вовлекаться в
разговор и легко понимать возникающие социальные ситуации. Например, в одной программе ребенок смотрит через крошечную линзу и
рассматривает людей. Рядом с человеком появляется картинка с выражением
лица оппонента. С ее помощью ребенок может легче понимать эмоции
других людей, через очки видит улыбающуюся маму, а так же картинку, на которой изображено улыбающееся лицо. Ребенок сможет
распознавать выражение лиц людей в игре, научиться «читать лица людей».
Другая программа построена на проверке ребенка, она спрашивает,
какие эмоции испытывает другой человек, с которым ребенок с
аутизмом общается. При правильном выборе ребенок зарабатывает очки.
Это его стимулирует на продолжение игры. В конце дня ребенок вместе
с родителями сможет увидеть, сколько раз он правильно угадал выражение
лица другого человека.
- Лечение аутизма при помощи игры Second Life.
Ученые Техасского университета в Далласком центре здоровья мозга используют SL в качестве средства лечения аутизма с 2008 года, и этот подход дает результаты. SL применяется для имитации реальных жизненных ситуаций. Например, прием у врача. Ребенок или взрослый может ежедневно взаимодействовать с другими людьми через аватара, которым управляет, находясь в знакомой обстановке у своего компьютера. В результате человек обучается социальному взаимодействию и готовится к выполнению подобных действий в реальности.
РОБОТЫ
- В Загребе в Хорватии создан робот “Рене”, помощник детям-аутистам и медикам. В случае, если в поведении малыша появляются странности или аномалии, “Рене” можно использовать для раннего распознавания аутизма.
- В Университете Hertfordshire разработан робот с искусственной кожей со встроенными тактильными сенсорами, чья миссия — помогать адаптироваться к социуму детям с аутизмом. Робота зовут Каспар, он размером с ребенка, может отвечать на прикосновения. Основная цель — чтобы выглядело, будто роботу интересно с ребенком, а ребенку было интересно с ним. У детей с аутизмом имеются проблемы с прикосновениями: либо когда они кого-то трогают, либо когда прикасаются к ним. Тактильные сенсоры позволят роботу ощущать различные типы прикосновений, и он будет или одобрять их, или, наоборот, им препятствовать.
- Создан робот, имитирующий эмоции
Ученые научили робота выражать эмоции. Николь Лаццери и ее коллеги из пизанского университета разработали
технологию, позволяющую роботам имитировать мимику человека. Система, применяемая к разработанному учеными гуманоидному роботу
FACE, носит название HEFES (Hybrid engine for facial expressions synthesis).
Внешность FACE скопирована с жены одного из создателей технологии. Под полимерной кожей, которой обтянут череп и торс робота, находятся
32 привода, позволяющие имитировать движения настоящих мускулов.
МОБИЛЬНЫЕ ИГРЫ
- Мобильные игры помогают детям усвоить коммуникативные навыки, а виртуальная реальность способна научить ребенка тому, как справляться с разными социальными ситуациями. К примеру, компания Samsung представила новое приложение Look At Me для больных аутизмом на платформе Android. По заявлениям разработчика, приложение помогает детям-аутистам поддерживать зрительный контакт - это довольно распространенная проблема.
- Программа использует фотографии, технологию распознавания лиц и серию игр, обучающих детей определять эмоции и общаться с другими людьми. После использования приложения 60% детей стали лучше выдерживать зрительный контакт.
АУТИЗМ КОММУНИКАТОР
- Приложение для детей с аутизмом, обеспечивающее альтернативную (не речевую) коммуникацию с другими людьми посредством карточек. Приложение позволяет создавать собственный язык альтернативного общения при помощи карточек, фотографий и записи голоса. Точно настроенное приложение под определенного ребенка, позволяет выстроить общение из тех понятий, которые доступны ему непосредственно в данный момент, быстро формируя возможность введения новых понятий, фиксируя их в визуальном языке.
ПЛАНШЕТЫ
- Для малышей с аутизмом разработано множество различных программ, одной из которых является компьютерная игра «Четыре формы.» Она предназначена для развития математических навыков у ребят, страдающих аутизмом. В ходе игры дети изучают формы, размеры предметов и цвета.
- Игра ABA Find It предлагает детям с аутизмом веселый и интерактивный подход к обучению. В обучающей программе слон Стэнли помогает каждому ребенку идентифицировать объекты по разным категориям, используя методы ABA терапии и высококачественные изображения.
- Программу ABA Flashcards используют для развития речи. Она состоит из электронных карточек, способствующих обучению речи и правильного составления предложений.
- Приложение Autism Apps (дом, фото, инструкции)
- www.thetransporters.com – изучение эмоций. Мультики – перенос навыка в реальность.
ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ
- Первый планировщик на русском языке, подходящий для детей с расстройствами аутистического спектра. Все события в нем дополняются яркими иллюстрациями - это могут быть как картинки, так и фотографии. Такое расписание дает ясную структуру последовательности событий, снимает тревогу ребенка перед будущим, и выводит его деятельность на новый уровень. (помыть руки и принимать душ)
- Мастер – класс представляла психолог-практик, исследователь, специалист Психологического семейного центра "Близкие люди" Меснянкина Кира Константиновна
Альфред Бауэр Австрийский антропософский врач. Руководил институтом речевой терапии в австрийском городе Линце. Занимался лечебной эвритмией . Активно использовал в лечебной педагогике метод хирофонетической терапии и добился весомых резульзатов с немыми детьми, с детьми страдающими аутизмом. После доктором Бауэром в Австрии была открыта "Школа хирофонетики", которая готовит врачей-терапевтов, работающих в этом профиле.
Слово «антропософия», образованное из греческих слов, означающих «человек» и «мудрость», обозначает особое духовное и мистическое учение австрийского философа и ученого доктора Рудольфа Штейнера (1861—1925).
Эвритмия - ( греч. еurythmia — соразмерность, слаженность, ритмичность) — название специального искусства движений, разработанного в начале ХХ века на основе антропософии Рудольфа Штайнера.
ХИРОФОНЕТИКА
- Хирофонетика – это логомассаж всего тела. Во время лечения логопед произносит звук и делает на теле движения, подобные форме прохождения воздушной струи в гортани. При этом ребенок не только слышит звук, но и воспринимает его всем телом, что значительно усиливает терапевтический эффект.
Этот метод показал эффективность при работе с гиперактивными детьми, а также с детьми с синдромом Дауна, ДЦП, детским ранним аутизмом, эпилепсией.
СУТЬ МЕТОДА
- Для каждого звука нужно передать на спине соответствующую форму его движения.
- Нельзя действовать произвольно.
- В человеческом организме нужно найти соответствующие зоны артикуляции.
- Основывается на метаморфозах. Если эти взаимосвязи найдены, то можно осмысленно перенести на спину формы движения звуков.
- Речевой организм с легкими, гортанью, носоглоткой, полостью рта можно рассматривать как маленького человека, находящегося в определенной связи с общим обликом человека.
- Позволяет ребенку воспринимать звуки не только аудитивно, но и кинестетически.
- Мастер – класс представляла к.ф.н., врач-психиатр, невропатолог, гомеопат, член союза антропософских
врачей России и Германии сотрудник центра
лечебной педагогики и социальной терапии «СВеЧА»
Москвичева Наталья Александровна