СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

II Фестиваль «Проблемы особого детства: пути решения». Знакомство с некоторыми методами коррекционной работы в г. Ростове – на –Дону и Ростовской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

12 - 13 ноября в Академии психологии и педагогики Южного Федерального Университета прошло научно-практическое мероприятие необычного формата – II Фестиваль мастер-классов "Проблемы особого детства: пути решения. Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья". Организатором Фестиваля выступила кафедра коррекционной педагогики (к.псх.н., доцент Володина И.С., заведующая д.п.н., профессор М.Л.Скуратовская) в сотрудничестве с Профессиональной ассоциацией помощи детям с трудностями в обучении и социализации «Иное детство» и Центром помощи семьям детей с ограниченными возможностями «Содействие».

Просмотр содержимого документа
«II Фестиваль «Проблемы особого детства: пути решения». Знакомство с некоторыми методами коррекционной работы в г. Ростове – на –Дону и Ростовской области»

II Фестиваль «Проблемы особого детства: пути решения» Знакомство с некоторыми методами коррекционной работы в г. Ростове – на –Дону и Ростовской области ГКОУ РО «Ростовская специальная школа – интернат №42» Погорелова С. С. 12 – 13 ноября 2016 г.

II Фестиваль «Проблемы особого детства: пути решения»

Знакомство с некоторыми методами коррекционной работы в г. Ростове – на –Дону и Ростовской области

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа – интернат №42»

Погорелова С. С. 12 – 13 ноября 2016 г.

Пилотный проект «Школьная медицина» С 1 сентября на Дону стартует пилотный проект « Школьная медицина ». Воплощать этот план в жизнь будут в период с 2016 по 2018 годы. В нем примут участие детская ростовская поликлиника №1, гимназия №19, школа №44, а также разработчики аппаратно-программных комплексов АРМИС. В рамках задуманного в медучреждении появятся врач по гигиене детей и подростков и фельдшер дошкольно-школьного педиатрического отделения. Кроме того, специалисты проведут медицинские исследования в школах, результаты они отправят врачам поликлиники для использования при проведении профилактических осмотров детей. Все это позволит создать целостную систему профилактики здоровья школьников.

Пилотный проект «Школьная медицина»

  • С 1 сентября на Дону стартует пилотный проект « Школьная медицина ». Воплощать этот план в жизнь будут в период с 2016 по 2018 годы. В нем примут участие детская ростовская поликлиника №1, гимназия №19, школа №44, а также разработчики аппаратно-программных комплексов АРМИС.
  • В рамках задуманного в медучреждении появятся врач по гигиене детей и подростков и фельдшер дошкольно-школьного педиатрического отделения. Кроме того, специалисты проведут медицинские исследования в школах, результаты они отправят врачам поликлиники для использования при проведении профилактических осмотров детей. Все это позволит создать целостную систему профилактики здоровья школьников.
В школе должны учиться здоровые дети. Именно здесь необходимо обучить ребенка правильно питаться, правильно одеваться, правильно чистить зубы. Иногда эту работу мы недооцениваем, а зачастую заболевания связаны именно с этим. Поэтому сегодня мы хотим создать модель школьной медицины, которая будет прежде всего медициной профилактической и которая будет распространена по всей Российской Федерации. И одной из территорий для воплощения пилотного проекта мы выбрали Ростовскую область. (Замминистра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева) ДГП №1 г. Ростова – на –Дону Замминистра здравоохранения  РФ Татьяна Яковлева, главврач поликлиники Владислав Ерофеев
  • В школе должны учиться здоровые дети. Именно здесь необходимо обучить ребенка правильно питаться, правильно одеваться, правильно чистить зубы. Иногда эту работу мы недооцениваем, а зачастую заболевания связаны именно с этим.
  • Поэтому сегодня мы хотим создать модель школьной медицины, которая будет прежде всего медициной профилактической и которая будет распространена по всей Российской Федерации. И одной из территорий для воплощения пилотного проекта мы выбрали Ростовскую область.

(Замминистра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева)

ДГП №1 г. Ростова – на –Дону

Замминистра здравоохранения

РФ Татьяна Яковлева, главврач

поликлиники Владислав Ерофеев

Данную информацию представили: Мацюк Елена Александровна Врач, логопед Областная детская больница, Поликлиника областной детской больницы Ростов-на-Дону, ул. 339 Стрелковой Дивизии, 14 Артамонова Светлана Викторовна Логопед, кандидат педагогических наук, член Всероссийской общественной организации

Данную информацию представили:

Мацюк Елена Александровна

Врач, логопед

Областная детская больница,

Поликлиника областной детской больницы

Ростов-на-Дону, ул. 339 Стрелковой Дивизии, 14

Артамонова Светлана Викторовна

Логопед, кандидат педагогических наук, член Всероссийской общественной организации "Национальная ассоциация нейрореабилитологов",специалист высшей категории

Поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis) Оле Ивар Ловаас (1927-2010), американский психолог-бихевиорист, автор книг

Поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis)

Оле Ивар Ловаас (1927-2010), американский психолог-бихевиорист, автор книг "Обучение детей с отставанием в развитии" (1981) и "Обучение людей с задержкой развития: основные методы вмешательства" (2000).

Ловаас применил в лечении аутизма метод поведенческой терапии ABA (Applied behavior analysis, прикладной анализ поведения).

Как и другие методы поведенческой терапии, метод Ловааса основан на принципах научения — развития определенных навыков с использованием системы поощрений и неодобрений. Цель: развитие речи, игрового поведения и навыков общения.  В процессе обучения происходит постоянная коррекция методик для лучшего их соответствия потребностям конкретного ребенка. Исследования Ловааса показали, что метод привел к заметному улучшению состояния детей с расстройствами аутистического спектра, причем в некоторых случаях речь шла о полном выздоровлении, а в еще большем проценте случаев — о значительной коррекции интеллекта и поведения. Оппоненты Ловааса считают его постулат о действенности метода для всех детей с расстройствами аутистического спектра сомнительным. Критике подвергается также высказанная Ловаасом цель: привести ребенка с аутизмом в состояние, неотличимое от состояния
  • Как и другие методы поведенческой терапии, метод Ловааса основан на принципах научения — развития определенных навыков с использованием системы поощрений и неодобрений.
  • Цель: развитие речи, игрового поведения и навыков общения.
  • В процессе обучения происходит постоянная коррекция методик для лучшего их соответствия потребностям конкретного ребенка.

Исследования Ловааса показали, что метод привел к заметному улучшению состояния детей с расстройствами аутистического спектра, причем в некоторых случаях речь шла о полном выздоровлении, а в еще большем проценте случаев — о значительной коррекции интеллекта и поведения. Оппоненты Ловааса считают его постулат о действенности метода для всех детей с расстройствами аутистического спектра сомнительным. Критике подвергается также высказанная Ловаасом цель: привести ребенка с аутизмом в состояние, неотличимое от состояния "нормальных" детей.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2689157

  • При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
  • В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Тест «Мертвого человека» В поведенческом анализе существует такое понятие как

Тест «Мертвого человека»

В поведенческом анализе существует такое понятие как " тест мертвого человека ". Все, что может "делать" мертвый человек - не является поведением. То есть, все, что человек НЕ делает, и остается пассивным - это не поведение.

Например:

·          Не слушается родителей

·          Не реагирует на обращения сверстников

·          Не смотрит в глаза

·          Не плачет, когда ударился

К понятию "не поведения" относятся также черты характера или общие определения. Например, "ленивый ребенок , аутичный ребенок" - это тоже не поведение. Такими понятиями, как "радостно отреагировал", или "аутичное поведение" невозможно оперировать в поведенческом анализе. Для того, чтобы можно было им оперировать - необходимо определить само поведение, которое является единицей анализа, точную форму поведения, и те факторы в окружающей среде, которые влияют на поведение.

.   Следует также помнить, что

.

 

Следует также помнить, что "поведение" - это собирательный термин. Любое поведение можно разбить на некоторое количество составляющих его отдельных мелких действий - реакций.

Например, поведение "Пить" можно разбить на несколько реакций:

·          Взять стакан в руку

·          Поднести стакан ко рту

·          Наклонить

·          Сделать глоток

·          Отнять стакан от рта

Подробнее: http://autism-aba.blogspot.com/2013/03/what-is-behavior.html#ixzz4PpEBgBKF

Причины для совершения поведения Избегание требований, Доступ к желаемым предметам, Получение чужого внимания, Удовлетворение сенсорной потребности.

Причины для совершения поведения

  • Избегание требований,
  • Доступ к желаемым предметам,
  • Получение чужого внимания,
  • Удовлетворение сенсорной потребности.
«Гашение» негативного поведения Гашение нежелательного поведения  — прекращение положительного реагирования на какие-то действия, в результате чего через некоторое время они исчезнут. Принцип поведения взрослого – не давать желаемое ребенку, если его поведение – просьба носит негативный характер. Опыт получения желаемого негативным способом закрепляется в сознании ребенка Негативное поведение приводит к мгновенной реакции со стороны взрослого и исполнению желания. «Гашение» - поиск способов воздействия на поведение Ребенок прибегает к другому поведению. Пример: Ребенок – я буду делать – падать на пол, биться головой, мама придет. «Гашение» – подкладываю под голову ребенка подушку. Ребенок уклоняется от подушки, это действие взрослого надоедает.  Мама не реагирует. Ребенок идет и просит.

«Гашение» негативного поведения

Гашение нежелательного поведения — прекращение положительного реагирования на какие-то действия, в результате чего через некоторое время они исчезнут.

  • Принцип поведения взрослого – не давать желаемое ребенку, если его

поведение – просьба носит негативный характер.

Опыт получения желаемого негативным способом закрепляется в сознании ребенка Негативное поведение приводит к мгновенной реакции со стороны взрослого и исполнению желания.

«Гашение» - поиск способов воздействия на поведение

Ребенок прибегает к другому поведению.

Пример: Ребенок – я буду делать – падать на пол, биться головой, мама придет.

«Гашение» – подкладываю под голову ребенка подушку.

Ребенок уклоняется от подушки, это действие взрослого надоедает.

Мама не реагирует. Ребенок идет и просит.

Метод «Обратный отсчет» Метод управления поведением Смысл данной техники хорошо передает ее название. Она проста и удобна в исполнении, а самое главное - эффективна. Единственное что нужно добавить к ней – это постоянную практику.   Если Вы хотите прекратить какое – либо поведение ребенка, можно использовать  «Обратный отсчет» – 5, 4, 3, 2, 1. Пример: ребенок играет с игрушкой. Взрослый дает инструкцию – скоро игрушку надо будет отдать. (Начинает счет - «5»). Ты еще играй («4») и т. д . Когда взрослый доходит  до «1», ребенок должен игрушку отдать.

Метод «Обратный отсчет»

  • Метод управления поведением

Смысл данной техники хорошо передает ее название. Она проста и удобна в исполнении, а самое главное - эффективна. Единственное что нужно добавить к ней – это постоянную практику.

Если Вы хотите прекратить какое – либо поведение ребенка, можно использовать

«Обратный отсчет» – 5, 4, 3, 2, 1.

Пример: ребенок играет с игрушкой. Взрослый дает инструкцию – скоро игрушку

надо будет отдать. (Начинает счет - «5»). Ты еще играй («4») и т. д . Когда взрослый доходит

до «1», ребенок должен игрушку отдать.

Причина поведения в окружающей среде. Закрепляются те формы поведения, которые помогают лучше адаптироваться к жизни в своем кругу Самое эффективное поведение – обучение путем приобретения опыта. Чтобы эффективно изменить поведение, нужно знать его причину.  Использование позитивных формулировок для запрета поведения (Не кричи Говори тихо). Снижение поведения – уменьшение или искоренение видов поведения, которые мешают обучению или функционированию. Поощрение после поведения. (Вот конфета, сделай, я дам – это не поощрение). Поощрение приводит к увеличению количества раз, когда это поведение появится в будущем. Поощрение не всегда совпадает с тем, что человек любит, что ему нравится.
  • Причина поведения в окружающей среде. Закрепляются те формы поведения, которые помогают лучше адаптироваться к жизни в своем кругу
  • Самое эффективное поведение – обучение путем приобретения опыта.
  • Чтобы эффективно изменить поведение, нужно знать его причину.
  • Использование позитивных формулировок для запрета поведения

(Не кричи Говори тихо).

  • Снижение поведения – уменьшение или искоренение видов поведения,

которые мешают обучению или функционированию.

  • Поощрение после поведения. (Вот конфета, сделай, я дам – это не поощрение).
  • Поощрение приводит к увеличению количества раз, когда это поведение появится в будущем.
  • Поощрение не всегда совпадает с тем, что человек любит, что ему нравится.
Ребенок с аутизмом - это загадка. Не зря символом аутизма во всем мире является изображение паззла. И все мы - учителя и родители, пытаемся этот паззл собрать по кусочкам и выстроить прекрасную картинку. Но, иногда, наш
  • Ребенок с аутизмом - это загадка. Не зря символом аутизма во всем мире является изображение паззла.

И все мы - учителя и родители, пытаемся этот паззл собрать по кусочкам и выстроить прекрасную картинку. Но, иногда, наш "паззл" не хочет "собираться". Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его обучить - показать, рассказать, объяснить... Он хочет делать только то, что ему интересно, и криками добивается чтобы от него отстали и оставили в покое. Поэтому, для того, чтобы сложить кусочки паззла в единое целое, нам необходим прочный клей - контроль над поведением ребенка или "Руководящий контроль" (Instructional Control).

Руководящий контроль и сотрудничество – ключ к социальной адаптации  Работа на основе прикладного анализа поведения (АВА) Многие проблемы, которые мешают родителям и окружающим ребенка наладить с ним отношения и обучать его, накладываются именно на платформу

Руководящий контроль и сотрудничество – ключ к социальной адаптации

  • Работа на основе прикладного анализа поведения (АВА)

Многие проблемы, которые мешают родителям и окружающим ребенка наладить с ним отношения и обучать его, накладываются именно на платформу "Руководящего контроля":

  • Как сделать так, чтобы ребенок не выбегал на дорогу?
  • Как сделать так, чтобы ребенок сидел во время занятий?
  • Как сделать так, чтобы ребенок отвечал на обращенные к нему вопросы?
Руководящий контроль Шаги для достижения руководящего контроля Работа со взрослым ассоциируется с поощрением. Поощрение только от взрослого. 2. Ограничение самостоятельного доступа к поощрениям .  Само общение с ребенком должно быть приятным и интересным. Следовать интересам ребенка, даже если его действия кажутся необычными. 3. Инструкция взрослого должна быть выполнена. При взаимодействии очень часто даются инструкции, которые ребенок пропускает «мимо ушей». Необходимо предъявлять  только те требования, которые ребенок скорее всего выполнит. Если сомневаетесь, что  послушается, а требование не обязательно к исполнению, лучше обратиться в форме вопроса.

Руководящий контроль

  • Шаги для достижения руководящего контроля
  • Работа со взрослым ассоциируется с поощрением.

Поощрение только от взрослого.

2. Ограничение самостоятельного доступа к поощрениям .

Само общение с ребенком должно быть приятным и интересным. Следовать интересам

ребенка, даже если его действия кажутся необычными.

3. Инструкция взрослого должна быть выполнена. При взаимодействии очень часто

даются инструкции, которые ребенок пропускает «мимо ушей». Необходимо предъявлять

только те требования, которые ребенок скорее всего выполнит. Если сомневаетесь, что

послушается, а требование не обязательно к исполнению, лучше обратиться

в форме вопроса.

4. Покажите ребенку, что Ваши требования в его интересах. Отстаивайте свои требования до конца. Не уступайте ребенку, когда он хочет и капризничает. Поощрение в таком случае идет за плохое поведение. Перед получением награды сделай хорошо! Больше таких ситуаций, быстрее ребенок научиться выполнять требования. 5. Поощрять следует каждую правильную реакцию. Поощрения могут быть не только материальными, но и словесными. 6. Чтобы поощрять мотивацию, нужно отслеживать интересы ребенка. 7. Поощрение только после выполнения требования. Важно добиться от ребенка самостоятельного стремления выполнить требование 8. Если хотите установить руководящий контроль и избежать постоянных капризов, надо перетерпеть. Поведение взрослого должно быть последовательно. 9. Если требования постоянны и неизменны, ребенок быстро научится воспринимать такое положение вещей как должное.

4. Покажите ребенку, что Ваши требования в его интересах. Отстаивайте свои требования до конца. Не уступайте ребенку, когда он хочет и капризничает. Поощрение в таком случае идет за плохое поведение. Перед получением награды сделай хорошо! Больше таких ситуаций, быстрее ребенок научиться выполнять требования.

5. Поощрять следует каждую правильную реакцию. Поощрения могут быть не только материальными, но и словесными.

6. Чтобы поощрять мотивацию, нужно отслеживать интересы ребенка.

7. Поощрение только после выполнения требования. Важно добиться от ребенка самостоятельного стремления выполнить требование

8. Если хотите установить руководящий контроль и избежать постоянных капризов, надо перетерпеть. Поведение взрослого должно быть последовательно.

9. Если требования постоянны и неизменны, ребенок быстро научится воспринимать такое положение вещей как должное.

Рекомендуемая литература Autism-aba.blogspot.ru Outfund.ru – сайт фонда «Выход» Роберт Шрамм: Детский аутизм «АВА. АВА терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения» Барбера, Расмуссен «Детский аутизм и вербально – поведенческий подход» Джилл Дардиг, Уильям Хьюард «Давай договоримся»

Рекомендуемая литература

  • Autism-aba.blogspot.ru
  • Outfund.ru – сайт фонда «Выход»
  • Роберт Шрамм: Детский аутизм «АВА. АВА терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения»
  • Барбера, Расмуссен «Детский аутизм и вербально – поведенческий подход»
  • Джилл Дардиг, Уильям Хьюард «Давай договоримся»
Мастер – класс представляла Софья Омелечко, куратор АВА-направления ЦПР «Подсолнух», участник проекта «Коррекционная работа на основе поведенческого анализа - АВА», закончила полный курс обучения по программе ВСВА (5 модулей), практикующий АВА-специалист, работает под супервизией сертифицированного поведенческого аналитика Марии Судариковой (МА, ВСВА)

Мастер – класс представляла Софья Омелечко,

куратор АВА-направления ЦПР «Подсолнух»,

участник проекта «Коррекционная работа на основе поведенческого анализа - АВА»,

закончила полный курс обучения по программе ВСВА (5 модулей),

практикующий АВА-специалист,

работает под супервизией сертифицированного поведенческого аналитика Марии Судариковой (МА, ВСВА)

Обучение навыкам распознавания и выражения эмоций детей с РАС Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи». Известен как вдохновитель и консультант популярного телесериала «Обмани меня», а также прототип его главного героя, доктора Лайтмана. В 2009 году журнал «Time» включил Пола Экмана в список 100 наиболее влиятельных людей мира». Исследования Пола Экмана являются научной базой для идентификации эмоций по мимическим проявлениям, по определению «диссонанса» в проявлении эмоций, что может служить критерием обмана и др.

Обучение навыкам распознавания и выражения эмоций детей с РАС

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи». Известен как вдохновитель и консультант популярного телесериала «Обмани меня», а также прототип его главного героя, доктора Лайтмана. В 2009 году журнал «Time» включил Пола Экмана в список 100 наиболее влиятельных людей мира».

Исследования Пола Экмана являются научной базой для идентификации эмоций по мимическим проявлениям, по определению «диссонанса» в проявлении эмоций, что может служить критерием обмана и др.

Пол Экман и его коллега Уоллес Фризен разработали каталог основных выражений человеческого лица. Весь процесс изучения и практики занял семь лет. «Существует триста комбинаций движений двух мышц, - говорит Экман. - Если добавить третью мышцу, у вас будет более четырех тысяч комбинаций. Мы довели исследования до пяти мышц, что означает более 10 тысяч выражений лица». Большинство из этого множества выражений, разумеется, ничего не означает, это что-то вроде бессмысленных гримас ребенка. Но, прорабатывая каждое сочетание, Экман и Фризен выделили примерно три тысячи имеющих значение для описания человеческих эмоций, и в результате создали каталог основных выражении человеческого лица.

Пол Экман и его коллега Уоллес Фризен разработали каталог основных выражений человеческого лица. Весь процесс изучения и практики занял семь лет. «Существует триста комбинаций движений двух мышц, - говорит Экман. - Если добавить третью мышцу, у вас будет более четырех тысяч комбинаций. Мы довели исследования до пяти мышц, что означает более 10 тысяч выражений лица». Большинство из этого множества выражений, разумеется, ничего не означает, это что-то вроде бессмысленных гримас ребенка. Но, прорабатывая каждое сочетание, Экман и Фризен выделили примерно три тысячи имеющих значение для описания человеческих эмоций, и в результате создали каталог основных выражении человеческого лица.

базовые эмоции - эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах. Критериями для выделения базовых эмоций служат:  • наличие физиологической базы (наличие мозговых структур, отвечающих именно за эту эмоцию);  • сходство внешних выразительных движений. Каждый исследователь эмоциональной сферы человека на основе наблюдений и исследований создает свой список базовых эмоций. Давайте, сейчас сравним списки базовых эмоций основных исследователей эмоциональной сферы. Пол Экман выделяет 7 базовых эмоций:  1. радость  2. удивление  3. печаль  4. гнев  5. отвращение  6. презрение  7. страх

базовые эмоции - эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах.

Критериями для выделения базовых эмоций служат: • наличие физиологической базы (наличие мозговых структур, отвечающих именно за эту эмоцию); • сходство внешних выразительных движений.

Каждый исследователь эмоциональной сферы человека на основе наблюдений и исследований создает свой список базовых эмоций. Давайте, сейчас сравним списки базовых эмоций основных исследователей эмоциональной сферы.

Пол Экман выделяет 7 базовых эмоций: 1. радость 2. удивление 3. печаль 4. гнев 5. отвращение 6. презрение 7. страх

Дети с проблемами в распознавании эмоций на лицах других людей имеют тенденцию к проблемам при общении со сверстниками и обучении. Задачи: Формирование визуальной стратегии декодирования мышечных движений, Формирование визуального набора признаков выражения эмоций, Формирование моторных кинестетических стереотипов выражения эмоций, Формирование языковых знаков, их акустических или графических образов. Принципы организации обучения: Присоединение к образцам языковых знаков для эмоций их значимых элементов, обучение названиям эмоций и частей лица, Использование моторной тренировки. Базовые принципы: Активизация визуального и проприоцептивного каналов информации, Обучение на основе многообразного стимульного материала, Принцип поэтапного восприятия, Формирование моторных стереотипов выражения эмоций с помощью визуально –моторного тренинга с механизмом обратной связи.

Дети с проблемами в распознавании эмоций на лицах других людей имеют тенденцию к проблемам при общении со сверстниками и обучении.

Задачи:

  • Формирование визуальной стратегии декодирования мышечных движений,
  • Формирование визуального набора признаков выражения эмоций,
  • Формирование моторных кинестетических стереотипов выражения эмоций,
  • Формирование языковых знаков, их акустических или графических образов.

Принципы организации обучения:

  • Присоединение к образцам языковых знаков для эмоций их значимых элементов,

обучение названиям эмоций и частей лица,

  • Использование моторной тренировки.

Базовые принципы:

  • Активизация визуального и проприоцептивного каналов информации,
  • Обучение на основе многообразного стимульного материала,
  • Принцип поэтапного восприятия,
  • Формирование моторных стереотипов выражения эмоций с помощью визуально –моторного тренинга с механизмом обратной связи.
В работе с аутичными детьми необходимо использовать разнообразные  наборы карточек: Схематичные Пиктограммы 3 D модели лица фотографии

В работе с аутичными детьми необходимо использовать разнообразные

наборы карточек:

  • Схематичные
  • Пиктограммы
  • 3 D модели лица
  • фотографии

Упражнения с карточками

  • Имитация выражения лица

Подражание выражению лица другого человека Попробуйте такую игру: перемешайте карты и разложите их на столе лицевой стороной вниз. Первый игрок берет карту, но не показывает ее остальным, а пытается принять такое же выражение лица, как у модели на карте. Другие участники или участник пытаются угадать, какая эмоция была изображена на карте.

  • Объяснение эмоций

В этой простой игре игроки по очереди вытаскивают карты и стараются придумать причину, по которой у модели на карте появилось такое выражение лица. Например, на карточку с выражением отвращения на лице женщины, игрок может предложить такое объяснение: она только что съела что – то не приятное.

  • Сопоставление

Сопоставление каждого выражения лица с ситуацией, которая вызвала изображенную эмоцию.

Для этого варианта игры вам понадобится подготовить второй набор карт. Эти картинки можно нарисовать самому или сфотографировать как набор стоп-кадров. Можно также использовать картинки из интернета. Какой подход вы ни используете, убедитесь на взрослой аудитории, что эти истории легко читаются и понимаются. Не забывайте: лицо главного героя на карточках с историей должно быть скрыто.

Мастер – класс представила психолог-практик, исследователь, специалист Психологического семейного центра

Мастер – класс представила

психолог-практик, исследователь, специалист Психологического семейного центра "Близкие люди" Меснянкина Кира Константиновна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!