СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.И. Дмитриев 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.И. Дмитриев 6 класс»

Русская басня. И.И. Дмитриев «Муха»

Русская басня.

И.И. Дмитриев

«Муха»

Цели: дать понятие басни; познакомить с историей развития жанра басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в басне.

Цели:

  • дать понятие басни;
  • познакомить с историей развития жанра басни;
  • вывести художественные особенности басни как эпического жанра;
  • подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в басне.
Басня Басня - литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Основные черты басни: Герои- обычно животные. Построена как диалог. Краткость (лаконизм). Афористичность языка.( Афоризм  – четкое, легко запоминающееся точное краткое выражение определенной законченности мысли) Использование просторечной речи. Изобразительно- выразительные приёмы: аллегория, постоянные эпитеты, олицетворение.

Басня

  • Басня - литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Основные черты басни:

  • Герои- обычно животные.
  • Построена как диалог.
  • Краткость (лаконизм).
  • Афористичность языка.( Афоризм  – четкое, легко запоминающееся точное краткое выражение определенной законченности мысли)
  • Использование просторечной речи.
  • Изобразительно- выразительные приёмы: аллегория, постоянные эпитеты, олицетворение.
Мораль. Мораль- краткое заключение, в котором разъяснена её основная поучительная мысль.  Иногда она находится в начале басни.

Мораль.

  • Мораль- краткое заключение, в котором разъяснена её основная поучительная мысль.
  • Иногда она находится в начале басни.
Басня высмеивает недостатки и человеческие пороки: алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень.

Басня высмеивает недостатки и человеческие пороки: алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень.

Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп , много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.

Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп , много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.

 Древнегреческий баснописец   ЭЗОП

Древнегреческий баснописец ЭЗОП

Русская басня насчитывает более двух столетий. Первый баснописец Руси Антиох Кантемир.

Русская басня насчитывает более двух столетий. Первый баснописец Руси Антиох Кантемир.

Самый известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов

Самый известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов

И.И. Дмитриев  1760-1837 Поэт, баснописец ( написал 80 басен) и государственный деятель (министр юстиции)

И.И. Дмитриев 1760-1837

  • Поэт, баснописец ( написал 80 басен) и государственный деятель (министр юстиции)
Большой популярностью пользовались его лирические песни.

Большой

популярностью

пользовались

его лирические

песни.

Муха Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорОгой повстречали. «Откуда ты, сестра?»- от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда?- Мы ПАХАЛИ!»…

Муха

Бык с плугом на покой тащился по трудах;

А Муха у него сидела на рогах,

И Муху же они дорОгой повстречали.

«Откуда ты, сестра?»- от этой был вопрос.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда?- Мы ПАХАЛИ!»…

Муха Сюжет взял из крестьянской сельской жизни. Тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках. - Прочитаем ещё раз басню и найдём слово, с помощью которого баснописец говорит о том, что бык действительно очень устал. (тащился)

Муха

Сюжет взял из крестьянской сельской жизни. Тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках.

- Прочитаем ещё раз басню и найдём слово, с помощью которого баснописец говорит о том, что бык действительно очень устал.

(тащился)

Муха - На рогах у быка сидела муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится быку вскапывать землю. Но именно муха приписывает себе равные с быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований. - Прочитаем басню ещё раз и найдём слова, которые подчёркивают хвастовство мухи. ( поднявши нос)

Муха

  • - На рогах у быка сидела муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится быку вскапывать землю. Но именно муха приписывает себе равные с быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований.
  • - Прочитаем басню ещё раз и найдём слова, которые подчёркивают хвастовство мухи.

( поднявши нос)

Муха - Слова мухи «Мы пахали» стали крылатыми и вошли в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который… стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды.

Муха

  • - Слова мухи «Мы пахали» стали крылатыми и вошли в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который…

стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды.

Вывод - И хоть басня о физическом (крестьянском) труде, она имеет в виду всякую трудовую деятельность – физическую или умственную. - В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.

Вывод

  • - И хоть басня о физическом (крестьянском) труде, она имеет в виду всякую трудовую деятельность – физическую или умственную.
  • - В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.
Мораль басни «Муха» УСТАЛА НИЧЕГО НЕ СДАЛАЛА Мораль басни

Мораль басни «Муха»

  • УСТАЛА НИЧЕГО НЕ СДАЛАЛА
  • Мораль басни
Домашнее задание: 1. Выучить басню «Муха» наизусть 2. с.31-33-читать, задание на с.34-устно

Домашнее задание:

1. Выучить басню «Муха» наизусть

2. с.31-33-читать, задание на с.34-устно