СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. И. Левитан (1860 – 1900) -тончайший певец природы.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

 И. И. Левитан (1860 – 1900) -тончайший певец природы.

Просмотр содержимого документа
«И. И. Левитан (1860 – 1900) -тончайший певец природы.»

И. И. Левитан (1860 – 1900)

В творчестве Левитана нашел свое высшее воплощение пейзаж передвижников. Именно лирический пейзаж стал главным жанром Левитана. «Главное в пейзаже – настроение, » - говорил Левитан.

Исаак Ильич Левитан родился в бедной еврейской семье в Ковенской губернии, в Литве. Семья перебралась в Москву, и здесь вскоре умерла мать художника, а затем и его отец. Кто-то помогал сиротам. Так в 1873 году двенадцатилетнего мальчика пристроили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Оно являлось филиалом Академии в Петербурге, но его учителя, Поленов, Саврасов и другие во многом отошли от академизма.

В училище Левитан находился в беспросветной нужде, порой, не имея ночлега, прятался на ночь в верхнем этаже училищного дома, жил впроголодь. Но уже тогда было отмечено раннее дарование Левитана. В 1879 году, в восемнадцать лет Левитан написал картину «Осенний день. Сокольники». Прямо с выставки картину купил П.М. Третьяков. В этой картине юный художник соединил правду жизни и тонкую поэзию грустного настроения. Перед нами камерный лирический пейзаж. Черная лента дороги ведет в глубину. Одинокая фигура женщины навевает грустное настроение. Фигурку женщины, идущей по дорожке, написал товарищ Левитана по училищу Николай Чехов, брат Антона Павловича. Через Николая Левитан познакомился с Антоном Павловичем, стал другом писателя, прообразом рассказчика «Дома с мезонином» и других рассказов Чехова.

Первым учителем Левитана в Училище был Саврасов. После его смерти Левитан посвятил ему статью, в которой отмечал, что Саврасов повернул русский пейзаж от псевдоклассической и романтической красоты к правде и России. Он выделял в творчестве Саврасова грустную, печальную ноту, проникновение в настроение русской природы. Вторым учителем был Поленов, научивший художника передавать свет солнца, воздуха, света. Левитан закончил московское училище в 1884 году, уже найдя свою тему, круг образов, свой неповторимый язык.

Русская природа, природы средней полосы стала единственной, по сути, темой Левитана. Художник немало путешествовал. Он бывал в Крыму, в Финляндии, в Италии, Германии, Франции. Но по его письмам, известно, что те края не увлекали его, несмотря на то, что он писал и заграничные виды.

В них нет теплоты и любви, которые неизменно возникают на полотнах Левитана, когда он обращается к видам России.

Стремясь создать картины, в которых бы проявились сила, величие и красота Родины, Левитан едет на Волгу.

Несколько раз ездил Левитан на Волгу. Могучая русская река, связанная с народом теснейшими узами, стала для Левитана «школой народности». Первый раз художник приехал сюда в 1886 году. Волга встретила его неприветливо, дето было хмурое, дождливое. В письме А. П. Чехову Левитан писал, что Волга показалась ему тогда тоскливой и мертвой, правый берег весь в чахлых кустарниках, левый – залит дождями. Но вскоре эта первоначальная тоска прошла.

«Вечер на Волге» 1886 – 1888 г.

Волга показана с низкого песчаного берега, в хмурый, холодный вечер. Стальными и неподвижными кажутся ее воды, которые отражают еще светлое предзакатное небо с тяжелыми серыми тучами. Тихо, медленно, лениво приплескивает Волга о прибрежный песок, о темные лодки. Работа строга и сурова, она построена на сочетании светлых и темных тонов. Логика движения от черных к коричневатым и песочно – серым, затем к белым и от них через серо-голубоватые, свинцово-серые и лиловатые тона – вновь к черным. Чтобы оживить эту гамму, Левитан внизу картины, на полосе берега, ввел немного зеленовато-желтых и вверху, на небе, - розовато-желтые. В небольшой картине замечательно передано огромное пространство. Начало взгляда зрителя – правый нижний угол картины, затем взгляд скользит влево по низкому берегу, затем повертывает вправо по песчаной косе, где, достигнув противоположного берега с маленькими огоньками строений, вновь идет справа налево, далеко-далеко, туда, где небо сливается с землей. Так раскрывается сила родной природы, необъятность волжских просторов.

«После дождя. Плес» 1889 г.

В это лето Левитан создает несколько замечательных полотен, поселившись в тихом волжском городке Плесе, расположенном на крутом берегу реки. В картине замечательно переданы разреженные, как поднявшиеся хлопья тумана, низкие, быстро бегущие облака, серые, дождевые, а в их прорывах – высокие, плотные, холодные и неподвижные свинцовые тучи и еще выше – светлое, чуть желтоватое небо. О прошедшем дожде говорят блестящие крыши и деревья, но и самый воздух полон влагой, насыщен ею так, как это бывает в дождливый летний день возле большой реки.

«Свежий ветер. Волга» 1891 – 1895 гг.

На этой картине Волга предстает в ясный погожий день, когда несется над ней, как русская песня, свежий и сильный ветер. Далеко уносятся дымки и гудки пароходов, так сини ее воды с белыми веселыми белыми набегающими барашками. На солнце ярки красные и голубые пятна барж и расшив, краски зелено-желтых берегов.

Левитан и импрессионисты.

Стремление достичь иллюзии быстрой смены состояний природы, сиюминутности минутной жизни роднят Левитана с импрессионистами. Но Левитан идет не путем изображения скоро преходящих событий: дождей и бурь, порывов ветра, толпы на бульваре, кафе, электрического освещения, он стремится через наблюдение тонких нюансов в природе, изображение потока времени передать живую жизнь, виден и сильный удар мазка.

«Березовая роща» 1885 г.

Густая свежая зелень, весенняя трава и листва, перламутровая белизна стволов берез в солнечном свете, солнечные пятна – все передает изумительную красоту русской березовой рощи. Исключительно богата цветовая гамма картины: бесчисленны оттенки изумрудной зелени, нежно розовеют стволы берез, белые на открытом солнце, жемчужные в тени. Полнота восприятия жизни – вот что на этом полотне поражает более всего. Как всякий лирик, Левитан в пейзаже предпочитает вечер и утро, весну и осень, не дубы и сосны, ели, а березы, осины и водную поверхность.

«У омута» 1892 г.

Это одно из самых больших по размеру полотен Левитана. Левитан помогает зрителю войти в картину. Он предлагает ему пройти по доске на песчаной насыпи, ведущей к плотине, перейти плотину по толстым суковатым бревнам, а затем вновь по насыпи сойти на берег, и ,следуя по топкой тропинке, прикрытой дощечками, обогнуть кусты и углубиться в лес. Лиственный лес заставляет нас поднять глаза и увидеть светлое золотистое небо с лиловатыми рваными тучками. И лес, и небо мы видим еще раз, справа, в воде, где они чуть дрожат и переливаются после водопада. Медленно приближается вода к плотине, затем стремительно падает, дробится на множество струй и , постепенно смиряясь, вновь становится спокойной в глубине тихой заводи.

Левитан сумел передать прохладу и сырость, запах реки и трав, но не только это замечательно в его произведении. Картина писалась в Бернове, имении Вульфов, где хозяйка рассказала Левитану легенду, связанную с этим омутом. У ее прадеда был молодой конюх. Юноша полюбил дочь мельника, должен был родиться ребенок, но барин узнал об этом и отдал конюха в солдаты, а девушка в отчаянии утопилась в омуте. Говорят, что эту же легенду слышал в имении своих друзей Вульфов Пушкин, очень любивший здесь отдыхать. Она послужила ему материалом для сюжета «Русалки». Возможно, и Левитан проникся тихой и грустной поэзией народной жизни и ее легенд.

«Вечерний звон» 1892 г.

Картина проникнута светлым и умиротворенным настроением. Тихий вечер, ясное нежно-голубое небо, высокие розоватые облака – завтра будет погожий день. Теплые лучи заходящего солнца осветили и согрели краски противоположного берега. Передний же план холодный и тусклый, он ушел в тень, отсюда и холодные тона переднего плана. В воздухе тают звуки колокольного звона, светло и спокойно вокруг, немного грустно, как бывает грустно в летний погожий вечер.

«Владимирка» 1892 г.

Хмурое беспросветное небо. Среди неяркой поблекшей зелени полей пролегла песчаная дорога, по обеим ее сторонам вьются узенькие тропинки. Дорога то скрывается в ложбинах, то появляется снова, уходя в синеющую даль. Поля безлюдны, безлюдна и дорога, лишь одинокая странница остановилась у придорожного креста. Казалось бы, перед нами обычный ландшафт с дорогой под высоким небом и облачками. Но это та самая дорога, по которой уходили с Сибирь тысячи ссыльных. Ощущение протяженности дороги несчастных, маленькая фигура у креста, далекая церковка у горизонта - все наполняется новым содержанием, когда мы думаем о тех, кто шел и шел по ней в далекую Сибирь. М. В. Нестеров, соученик Левитана по Московскому училищу, назвал «Владимирку» историческим пейзажем.

«Над вечным покоем» 1894 г.

Сизые и свинцово-серые мрачные тучи нависают над безмолвной равниной. Озеро кажется застывшим, мертвым. Оно опоясывает выступающий из-под нижнего края картины клочок земли с кладбищем, деревянной часовней и склоненными под порывом ветра деревьями. Это словно бы край земли, царство смерти.

На светлом фоне чередуются темные тона. На темном – светлые. Словно сверху смотрит человек на развернувшуюся перед ним суровую природу. Так как линия горизонта справа и слева ничем не ограничена, то пространство кажется бесконечным. Вода матовая, тусклая, без движения, без блеска и отражения. В море серых свинцовых темных тонов лишь один красновато-желтый огонек в деревянной церковке. Там человек, который стоит перед лицом этой поистине «равнодушной природы». В этой картине сказалось наиболее ярко пессимистическая натура Левитана. В самом силуэтном плоскостном построении картины с некоторой долей условности при изображении водной поверхности уже сказываются нереалистические тенденции, которые все больше заявляли о себе в то время в живописи.

Вторая половина 90-ых гг. – предчувствие счастья в картинах.

«Золотая осень» 1895 г.

Тихая речка, группа берез на береговом склоне, выделяющихся осенней позолотой, золотой листвой на фоне далекого синего неба. Чист и прозрачен воздух. А вода в речке уже холодеет. Ярким красным костром вспыхнул прибрежный куст. А вдали зеленеют всходы озимых. Синий и оранжево-желтый тона преобладают в картине. Ощущение густоты мазка, красочной переизбыточности порождает высокое, светлое чувство прекрасного.

«Март» 1895 г.

Те же синий и оранжево-желтый тона, чистые, звонкие краски, сияющая голубизна, интенсивные сине-фиолетовые тени на снегу. Снег то белый, то голубоватый и подталый в зависимости от освещения. Ярко-желтая стена дома в ярком солнечном свете создает праздничный мажорный аккорд. Передана веселая и звучная весенняя капель.

«Весна, Большая вода» 1897 г.

Ощущение влажного дыхание апрельского ветра. Широко разлились весенние воды: они покрыли подножие молодой рощицы. Тонкие березки тянут свои красноватые, еще голые молодые побеги к нежно-голубому небу с высокими легкими облачками. Голубеют воды. Трепетно дрожат на их поверхности нечеткие, то сиреневатые, то розовато-желтые отражения деревьев. Замечательно ощущение глубины пространства, в которое уводят нас деревья от первого плана и далее, куда скользит наш взгляд.

«Озеро» 1899 – 1900 гг.

Уже страдая неизлечимой болезнью сердца, в последние годы жизни создает Левитан это полотно, которое он хотел первоначально назвать Русь. Широко легло озеро. На дальнем пологом берегу раскинулись деревни и села, поля и луга. Быстро несутся по синему небу белые облака. Озеро подернуто рябью, и поэтому отражение в нем облаков, синего неба, белой церковки и золотых берез полно жизни и движения. Лишь одна тень от последней тучи омрачает день, как в знаменитом стихотворении А. С. Пушкина «Последняя туча рассеянной бури».

В последний период своего творчества Левитан стремился обобщенно, без детализации передать самое существенное в своих произведениях. Все чаще это мотивы вечера, сумерек, ночи. Таковы картины «Сумерки», «Сумерки. Стога». В них предельно обобщены формы и цвета, глубокое переживание художника нашло отражение в этих поздних работах. Таков и «Летний вечер».

В произведениях Левитана нашла свое высшее воплощение линия развития русского пейзажа. Художник сумел с необыкновенной проникновенностью показать удивительную красоту и поэзию самых обычных уголков нашей родной природы, раскрыть ее неповторимый облик.




3