СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.Куприн. Произведение.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.Куприн. Произведение.»

Тема.
А. И. Куприн. Художественный мир рассказа
«Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные
особенности, система образов

Савченко Л. А.,учитель русского языка и литературы, МКОУ Дроздовская СОШ

Цель:
 углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна; ознакомить с историей создания рассказа «Гранатовый браслет»; на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа рассмотреть проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, текст рассказа «Гранатовый браслет», иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись фрагмента «Аппассионаты» Л. ван Бетховена.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изучаемого рассказа, проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов; определяют особенности композиции рассказа в раскрытии авторского замысла; оценивают роль романтических мотивов; анализируют рассказ в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу.

В творчестве Куприна отразилась жизнь
во всём её бесконечном разнообразии, не
столько жизнь в целом, сколько в осколках,
в вихре случайностей… У него жадность
коллекционера, только собирает он
не редкие монеты, а редкие случаи жизни…
В. Л. Львов-Рогачевский


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Какие рассказы А. И. Куприна о трагической любви вы читали?

• Послушайте отрывок из стихотворения А. А. Ахматовой. Созвучны ли эти стихотворные строки, по вашему мнению, рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»?

И сердце то уже не отзовётся
На голос мой, ликуя и скорбя.
Всё кончено… И песнь моя несётся
В пустую ночь, где больше нет тебя.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— А. И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям произведения «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». И, пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна, по мнению большинства критиков, стал «Гранатовый браслет» — прекрасный рассказ о неразделённой великой любви, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Мало кто в литературе того времени столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику.

«Гранатовый браслет» стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство. К. Г. Паустовский назвал этот рассказ одним из самых благоуханных рассказов о любви.

Сюжет рассказа взят Куприным из жизни. Но комическая история реального Г. С. Ж. превратилась под пером талантливого писателя в трогательную песнь любви… Эпиграфом к нашему уроку я взял(а) слова В. Л. Львова-Рогачевского:
«В творчестве Куприна отразилась жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни…».

Убедиться в достоверности этих слов нам позволит знакомство с историей создания рассказа «Гранатовый браслет».

IV. Работа над темой урока

1. Слушание сообщений о творческой истории
создания рассказа «Гранатовый браслет»

(Учащиеся отвечают на заданные учителем вопросы.)

1 - й  у ч а щ и й с я.
«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над произведением шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении жены врача. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».

Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке, пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это — помнишь — печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н.— теперь губернатор в Вильно)». (Звучит аудиозапись фрагмента «Аппассионаты» Л. ван Бетховена: Людвиг ван Бетховен Лунная соната (06:10).)

2 - й  у ч а щ и й с я.
В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине» писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:
«В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось — Жёлтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе,.. в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…
Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.
Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

• Рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему писатель художественно преобразил реальную историю?

• Завершая рассказ трагической развязкой, А. И. Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

2. Аналитическая работа по определению жанра,
сюжета и композиции рассказа «Гранатовый браслет»

А) Беседа


• Изучаемое нами произведение автор относит к рассказу. Что же такое рассказ?

• Что вы знаете о композиции рассказа?

• Есть ли в рассказе «Гранатовый браслет» экспозиция? Если есть, то какова её роль в рассказе?

• Какой эпизод рассказа можно обозначить как кульминационный? Почему?

• Какие особенности в композиции рассказа можно отметить?

• Какую роль играет в рассказе первая глава?

Б) Постановка и решение
проблемного вопроса


• Как вы думаете, почему рассказ начинается описанием пейзажа? Есть ли связь между описанием пейзажа и быстротечностью жизни? Подтвердите свой ответ цитатами из рассказа. Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?

В) Обобщение учителя

— Итак, какова же особенность композиции рассказа «Гранатовый браслет»?

Начинается повесть эпиграфом, который представляет собой название сонаты Л. Бетховена, а заканчивается описанием игры пианистки Женни Рейтер, которая играет эту сонату. Это — композиция обрамления, или кольцевая.

Значительное место занимает экспозиция — пейзаж в начале произведения, представление гостей. Куприн детально никого не описывает, никому не даёт оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей. Здесь есть «толстый безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой Пономарёв». Из всех гостей выделяется генерал Аносов — друг отца Веры и Анны.

Особенностью композиционного решения рассказа являются вставные новеллы. Это истории любви, которые рассказывает Аносов. Куприну понадобились эти истории, чтобы показать, что для любви настоящей нужно не меньше сил, чем для подвига. И именно генерал почувствовал подлинность любви Желткова. Долгая экспозиция оправдана тем, что, показывая высшее общество, писатель позже скажет нам, что трагедия произошла не потому, что Желтков к этому обществу не принадлежал, и не потому, что он растратил казённые деньги, а потому, что Вера попросила его «закончить эту историю».

Завязка наступает в момент получения Верой подарка от Желткова — гранатового браслета. С этого момента и начинают развиваться события.

3. Исследовательская работа
(в группах)

• А. И. Куприн использует в повести параллелизм. Как этот приём помогает понять характер главной героини?

Для ответа воспользуйтесь цитатами из главы II. Обсудите вопрос в группе, сделайте выводы и оформите их в виде таблицы «Использование приёма параллелизм в рассказе “Гранатовый браслет”».

Использование приёма параллелизма в рассказе «Гранатовый браслет»

Цветы

Вера Николаевна

Пышно цвели. Холодная, высокомерная красота

Царственно спокойна. Холодна и немного свысока любезна

...

...



• В какой момент повествования действие начинает становиться более напряжённым? Что свидетельствует о нарастании напряжения? Что вы считаете кульминацией в развитии действия?

• Подготовьте в группе небольшое выступление, обосновав свою точку зрения.

4. Выполнение интерактивного упражнения
«Займи позицию!»

(в парах)

• Перед вами — высказывания героев рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (раздаточный материал). Внимательно прочтите их и обсудите в парах. Чья точка зрения вам ближе? Обоснуйте своё мнение.

Карточка

• «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться» (Аносов).

• «И что это было: любовь или сумасшествие?» (Вера Николаевна)

• «…это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя Твоё…”» (Желтков).

• «…разве можно управлять таким чувством, как любовь,— чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования» (Шеин).

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Обобщающая беседа


• Какое состояние природы рисует Куприн в начале текста? Перекликается ли он с внутренним состоянием души героини?

• Какова роль символических образов в рассказе?

• Согласны ли вы с оценкой, которую дал Куприну известный пушкиновед и литературный критик Модест Людвигович Гофман:
«Быть может,… самое ценное в Куприне — неожиданность его таланта, то, что не поддаётся никаким описаниям, никакой характеристике: кажется, Куприн говорит просто, не обдумывая и не взвешивая слова, не заботясь о том впечатлении, какое он производит на читателя, не заботясь о художественной картине, пишет так, как Бог ему на душу положит,— и впрямь Бог вкладывает в его уста простые, но нужные слова, и каким-то непонятным чудом, чудом стихийности, получается художественно верная и значительная картина, заражающая своей эмоциональной трепетностью и жизненностью».

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Дать письменный аргументированный ответ на вопрос: «Как вы понимаете слова А. И. Куприна из письма к Ф. Д. Батюшкову (1906): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”?».

Следующие уроки: Урок № 10. А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!