СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых варианта Вариант 24

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен типовой вариант ,который будет полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых варианта Вариант 24»

Вариант 24

Часть 1


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.


(1)Поляризация - хорошо известное свойство электромагнитных колебаний размещаться в одной определенной плоскости. (2)Когда вектор электрического поля волны находится всё время в одной плоскости, то говорят о линейной поляризации, вектор вращается по окружности - о поляризации круговой.
(3)Вращение может происходить по часовой стрелке либо против часовой стрелки - соответственно, различаются nраво- и лево поляризованные лучи.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Говоря об ориентации и вращении вектора электромагнитного поля, различают поляризацию линейную и круговую, право- и левополяризованные лучи.

2) Когда вращение происходит по часовой стрелке, говорят о правополяриаованных лучах, когда вращение происходит против часовой стрелки - о левополяризованных лучах.

3) Вектор электрического поля волны может находиться всё время в одной плоскости, а может вращаться по окружности, следовательно, различают линейную и круговую поляризации.

4) В зависимости от ориентации электромагнитного поля поляризация может быть линейной и круговой, в зависимости от направления вращения вектора электрического поля лучи бывают право- илевополяризованными.

5) Если вектор электрического поля волны находится всё время в одной плоскости, то говорят о правополяризованных лучах; при вращении вектора по окружности - о левополяризованных лучах.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

поэтому, кроме того, например, если же зато


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению
в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОЛЕ, -я, ср.

1) Безлесная равнина, пространство. Гулять по полю.

2) Обрабатываемая под посев земля, участок земли. Ржаное п.

3) Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-н. Футбольное, хоккейное п. Лётное п.

4) Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец.). Геологи летом в поле.

5) Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-н. сил (спец.). Силовое п. П. тяготения.

6) перен., чего или для чего. Область деятельности, поприще. Обширное п. деятельности.

7) Основной цвет, фон под узором. Жёлтые цветы по голубому полю.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь

недУг

низвЕденный

ободрИшься

отдалА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ПАМЯТНЫЕ дни устанавливаются в честь значительных событий в мировой истории или истории России.

Одетый в новый костюм, с бабочкой на шее, Олег имел ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ вид.

После НЕУДАЧНОЙ попытки взять высоту спортсмен очень расстроился.

Сотрудникам предприятия предоставляется ГАРАНТИРОВАННЫЙ отпуск.

Город выглядел так же таинственно и сурово, как декорации РОМАНТИЧЕСКОЙ трагедии.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

спелых АБРИКОСОВ

пусть ПОПРОБОВАЕТ

ЖЁСТЧЕ дерева

белого ТЮЛЯ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным
оборотом


1)Каждый из жителей этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.


Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм


2)Алёхин, войдя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.


В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


3)В журнале «Этнографическом обозрении»

Д. Н. Ушаков опубликовал ряд статей о поверьях и обычаях русских крестьян.


Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4)И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».


Д) неправильное построение предложения с косвенной
речью


5)Цветок распускается и обрадовал всех своей красотой.



6)Невозможно наскучить девушке, беседуя с ней о её характере и красоте.



7)Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV века, является графика.



8)Развитие нашей промышленности долгое время шло по линии укрупнения предприятий.



9)Блажен, кто странствовал, подобно Одиссею, в Колхиду парус вёл за золотым руном.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ур .. ган просл .. влял возр .. ждение дов .. рять ут .. пичный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по .. скочил, о .. бросил

пр .. вратил, пр .. высил (скорость)
и .. брать, ра .. пугать

н .. право, п .. днимать

пр .. берёг, пр .. одолел

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

подскак .. вать

неулыбч .. вый

сирен .. вый

угодл .. вый

подмарг .. вать

11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

получ .. нный

знач .. мый

подозрева .. мый

помо .. шь

пригрева .. мое

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Надеяться на чудо нам (НЕ)ПРИХОДИЛОСЬ, поэтому мы так упорно готовились к пред стоящим соревнованиям.

Эта задача так и (НЕ)РЕШЕНА учениками.

(НЕ)ЯРКОЕ, а бледноватое и какое-то спокойное пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

А кругом на полях (НЕ)ПРОБУДНАЯ тишь.

На краю Мещерских лесов, (НЕ)ТАК далеко от Рязани, лежит село Солотча, которое прославилось своими реками и сосновыми борами.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

(В)ВИДУ сложности предстоящего маршрута было решено (ВСЁ)ТАКИ не включать подростков в

туристическую группу.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.

2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

3) Было прохладно и берёзовые почки источали горькую сладость.

4) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.

5)У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.


16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой( -ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Среди поэтов Серебряного века А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле пере ступали (4) будто потеряли последние силы.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Шёл я однажды из госпиталя в свою часть и увидел ветряную мельницу при дороге. (2)В сторону от мельницы было недавно какое-то великое село, но оно погорело, и ничего там более нету. (3)На мельнице три крыла целые, а остальные повреждены. (4)Ну, я гляжу, мельница тихо кружится по воздуху. (5)Неужели, думаю, там помол идёт? (6)Мне веселее стало на сердце, что люди опять зерно на хлеб мелют и война ушла от них.

(7)Подле мельницы я увидел ещё, как крестьянин пашет землю под озимь. (8)Крестьянин был малорослый и шёл за плугом натужливо, как неумелый или непривычный. (9)Тут я заметил, что впереди плуга не было лошади, а плуг шёл вперёд и пахал, имея направление на мельницу. (10)Я тогда подошёл к пахарю ближе и увидел, что к плугу спереди упряжены две веревки, а далее они свиты в одно целое, и та цельная веревка уходила по земле в помещение мельницы. (11)Эта верёвка давала плугу натяжение и тихим ходом волокла его. (12)А за плугом шёл малый, лет не более пятнадцати, и держал плуг за рукоятку одной своей правой рукой, а левая рука у него висела свободно, как сухорукая.

(13)Я подошёл к пахарю и спросил у него, чей он сам и где проживает. (14)Пахарю и правда шёл шестнадцатый год, и он был сухорукий. (15)Мельница находилась близко от пахоты - саженей в двадцать всего, а далее пахать не хватало
надёжной верёвки.

(16)От своего интереса я пошёл на мельницу и узнал весь способ запашки. (17)Дело было простое и правильное. (18)Внутри мельницы другой конец той рабочей веревки наматывался на вал, что крутил мельничный верхний жёрнов. (19)Теперь жёрнов был поднят над нижним лежачим камнем и гудел вхолостую. (20)А веревка накручивалась на вал и тянула пахотный плужок. (21)Тут же по верхнему жёрнову неугомонно ходил навстречу кругу другой человек, он сматывал верёвку обратно и бросал её наземь, а на валу он оставлял три либо четыре кольца веревки, чтобы шло натяжение плуга.

(22)Малый на мельнице тоже был молодой, но на вид истощалый и немощный. (23)Я опять направился наружу. (24)Скоро плуг подошёл близко к мельнице, и сухорукий малый сделал отцепку, и пряжка уползла в мельницу, а плужок остановился в почве.

(25)Отощалый малый вышел с мельницы и поволок из неё за собой другой конец веревки. (26)Потом вместе с пахарем они вдвоём поворотили плуг и покатили его обратно в дальний край пашни, чтоб упрячь там плуг снова и начать свежую борозду. (27)Я им тут помог. (28)Сам взялся за плуг и пошёл в пахоте, а сухорукий следовал за мной и отдыхал.

(29)Они, оказывается, мягчили почву под огород на будущее лето. (30)Немцы угнали из их села всех годных людей, а на месте оставили только нерабочие души: малолетних детей и изнемогших от возраста стариков и старух. (31)Сухорукого немцы не взяли по его инвалидности, а того малого, что на мельнице, оставили помирать как чахоточного. (32)Прежде тот чахоточным не был, он заморился здесь на немецких военных работах; там он сильно остудился, работал некормленым, терпел поругание и начал с тех пор чахнуть.

- (33)Нас тут двое работников во всём нашем погорелом селе, - сказал мне сухорукий. - (34)Мы одни и можем ещё терпеть работу, а у других силы нету - они маленькие дети. (35)А старым каждому по семьдесят лет и поболее. (36)Вот мы и делаем вдвоём запашку на всех, мы здесь посеем огородные культуры.

- (37)А сколько ж у вас всего-то душ едоков? - спросил я у сухорукого пария.

- (38)Всего-то немного: сорок три души осталось, - сообщил мне сухорукий. - (39)Нам бы только до лета дожить ... (40)Но мы доживём: нам зерновую ссуду дали. (41)Как закончим пашню, так тележку на шариковых подшипниках начнем делать: легче будет, а то силы мало - у меня одна рука, у того грудь болит ... (42)Нам зерно надо с базы возить - от нас тридцать два километра.

- (43)А лошадей или скотины неужели ни одной головы не осталось? - спросил я тут у сухорукого.

- (44)Не осталось. (45)Скотину немцы поели, лошади пали на работе, а последних пятерых коней и племенного жеребца они с собой угнали.

- (46)Проживёте теперь? - я у него спросил.

- (4 7)Отдышимся, - ответил мне сухорукий. - (48)'У нас желание есть: видишь - пашем вот вдвоём да ветер нам на помощь, а то бы в один лемех впрягать надо душ десять - пятнадцать, а где их взять! (49)Кой-кто от немцев с дороги сбежит - тот воротится, запашку с весны большую начнём, ребятишки расти будут ... (50)Старики вот только у нас дюже ветхие, силы у них ушли, а думать они могут ...

- (51)А это кто ж вам придумал такую пахоту? - спросил я.

- (52)Дед у нас один есть, Кондрат Ефимович, он говорит всю вселенную знает. (53)Он нам сказал - как надо, а мы сделали. (54)С ним не помрёшь. (55)Он у нас теперь председатель, а я у него заместитель.

(56)Однако мне, как солдату, некогда было далее на месте оставаться. (57)И жалко мне было сразу разлучаться с этим сухоруким пахарем. (58)Я поцеловал его на прощание, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. (59)Он кормит мир, а я берегу его от врага. (60)Мы с пахарем живём одним делом.

(По А. П. Платонову)

* Андрей Платонович Платонов (1899-1951) - русский советский писатель, драматург, поэт, публицист.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пахарем, которого встретил рассказчик, был пятнадцатилетний сухорукий крестьянин, не угнанный и оставленный немцами в селе из-за его инвалидности.

2) Немцы угнали из села всех взрослых людей, оставив только маленьких детей и больных чахоткой.

3) Дед Кондрат Ефимович придумал, как при помощи веревки, привязанной к мельничному валу, тянуть пахотный плуг.

4) Там, где не хватало веревки, пахарь запрягал в плуг единственного в селе племенного жеребца.

5) Единственное, на что рассчитывали пахарь и его напарник на мельнице, -- это прокормить себя.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 8, 12 и 22 содержится описание.

2) Предложения 18-21 объясняют содержание предложений 16, 17.

3) Предложения 23, 24 содержат рассуждение.

4) В предложениях 25-28 содержится повествование.

5) В предложениях 48-49 представлено описание.

22. Из предложений 47-50выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущими при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. «Герой текста А. П. Платонова "Ветер-хлебопашец" поражается встретившимся ему жителям села. Лучше узнать об их жизни помогает особая форма речи - (А) _____ (предложения 37-42, 43-45, 46-50, 51-55). Речи юного пахаря свойственна непринуждённость и в то же время серьёзность, что достигается за счёт использования таких лексических средств, как (Б) _______ ("погорелом" в предложении 33, "нету" в предложении 34, "не помрёшь" в предложении 54) и (В) ______ ("культуры" в предложении 36, "шариковые подшипники" в предложении 41). Описывая столь необычного пахаря, автор использует синтаксическое средство (Г) ______ ("как неумелый или непривычный" в предложении 8, "как сухорукая" в предложении 12)».

Список терминов:

  1. метафора

  2. диалог

  3. противопоставление

  4. фразеологизмы

  5. разговорные и просторечные слова

  6. сравнительный оборот

  7. риторическое обращение

  8. градация

  9. специальная лексика


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком




задания

Ответ Вариант 24


1

14 41

2

еслиже

3

5

4

низведённый

5

представительный

6

попробует

7

75314

8

ураган

9

превратилпревысил

превысилпревратил

10

сиреневый

11

значимый

12

непробудная

13

чтобызато заточтобы

14

23 32

15

23 32

16

123 любая другая последовательность этих цифр

17

12 21

18

2

19

1234 любая другая последовательность этих цифр

20

245 любая другая последовательность этих цифр

21

35 53

22

ребятишкистарики

старикиребятишки

23

234 любая другая последовательность этих цифр

24

2596



ВАРИАНТ 24

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. (Как люди выживали в годы войны?)

1. В тяжёлые годы войны люди проявляли изобретательность, находили различные способы преодолеть трудности и выжить, даже оказавшись в, казалось бы, самом отчаянном положении. Так, герои текста придумали, как можно пахать, не имея лошадей, чтобы прокормить себя и других.

2. Проблема проявления заботы о ближних в годы войны. (Возможно ли проявление сострадания в годы войны?)

2. Человек способен проявить заботу о ближних даже в годы войны, когда тяжёлые жизненные условия лишают человека физических сил и возможностей: человек с добрым сердцем найдёт возможность справиться с трудностями.

3. Проблема единения людей в годы войны. (Что объединяет людей в годы войны?)

3. Людей в годы войны объединяет стремление выжить, победить врага, преодолеть жизненные трудности, защитить ближних. Именно в годы войны наиболее сильно ощущается братство народа, выполняющего общее дело.


5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя