Вариант 8
Часть 1
Прочитайте текст, выполните задания 1-3
(1 )Наша планета Земля уникальна, и прежде всего потому, что на ней есть жизнь, следы которой были обнаружены в горных породах возрастом свыше миллиарда лет. (2) более миллиарда лет назад на планете уже существовала жизнь, имелись атмосфера и гидросфера. (3)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс, хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней, в отличие от других планет земной группы, есть жизнь, которая возникла свыше миллиарда лет назад и следы которой найдены в горных породах.
Следы первых живых организмов, обнаруженные в горных породах, свидетельствуют о том, что жизнь на планетах земной группы зародилась более миллиарда лет назад.
Наряду с Землёй к планетам земной группы относят ещё три планеты Солнечной системы: Меркурий, Венеру и Марс, — так как они наиболее благоприятны для возникновения жизни, чем похожи на Землю.
Несмотря на общее сходство с Меркурием, Венерой и Марсом, Земля отличается от них наличием гидросферы, которая возникла немногим менее миллиарда лет назад.
Планета Земля уникальна прежде всего потому, что на ней уже более миллиарда лет существует жизнь, которой нет на других планетах земной группы.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Неслучайно Во-первых,
Однако Зато
Иными словами,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПОРОДА, -ы; ж.
Разновидность хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-н. признаками от животных того же вида. Скот молочной, мясной породы. П. собак. Породы рыб. Новые породы цветных норок.
Род или вид деревьев, древесных растений. Древесные породы. Хвойные, лиственные породы.
перен. Разряд, тип людей, отличающихся от других своим внутренним складом, характером, обликом. Человек особой породы. Из породы оптимистов.
перен. Принадлежность к какому-н. роду, сословию (устар.). Из купеческой породы.
Природное образование минералов, минеральный пласт в земной коре. Вулканическая п.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
налитА новостЕй опОшлить клалА наделИт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Дедушка никогда не искал для себя материальной ВЫГОДЫ.
Во всех статьях автор обращается к одним и тем же проблемам, в результате чего сборник больше напоминает ЦЕЛОСТНЫЙ текст.
ДЕЛЬНОЕ предложение, которое внёс один из участников дискуссии, было всеми поддержано.
Став кинологом, я быстро научился РАЗЛИЧАТЬ одну породу собак от другой. Начальник отдела лёгкой промышленности в своём докладе перечислил условия, которые могли бы обеспечить НАРАЩИВАНИЕ темпов производства.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ВОСЬМИСОТОМУ году пара САПОГ
возьми доску ПОДЛИНЫНЕ школьные ДИРЕКТОРА
ЛАЗИТ по деревьям
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1)Неоднозначность работ Сальвадора Дали будоражила воображение зрителей, которые привыкли к миру спокойных пейзажей и портретов. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами | 2)Богатство русского словаря позволяет точно назвать не только тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения. |
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 3) Дом, в котором первые годы по приезде в Петербург проживал драматург, находился на набережной Красного канала. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4)Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха. |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 5)Картина «Купание красного коня», которую создал в 1912 году художник К. С. Петров-Водкин, была показана на выставке «Мир искусства». |
| 6)Одним из художников, применивший пленэрную живопись, был В. Д. Поленов. |
| 7)Согласно Красной книги языков народов России на водском языке в начале 1990-х годов говорили всего несколько человек. |
| 8)Транслятор Лаврова, благодаря простоте входного языка и высокой эффективности компиляции, приобрёл большую популярность. |
| 9)Те, кто предлагает образовательные услуги, принимает перед государством обязательство давать качественное образование. |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
К…рдинальный ч..столюбивый
загром.. ждать симп…тичный
обр.. мление
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
и..подтишка, ра..брос нед..солил, р..ссыпал
из…явить, зав..южило без…дейный, вз..скал
пр…емлемо, пр..милый
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
ноч.. вка изредк..
развед…вательный завид..вать
испыт..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
самокле..щиеся (этикетки) дорогосто..щие (препараты)
(люди) мол..т (о помощи) (зёрна) перемел..тся
(пчёлы больно) жал..т
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 1
В лицо дул (НЕ)СТИХАЮЩИЙ ни на минуту ледяной ветер.
Бросив друга в беде, он явно поступил (НЕ)ПО-ТОВАРИЩЕСКИ.
Но горевать (НЕ)ЗАЧЕМ: у вас всё получится.
Воды прилива шумели (НЕ)УМОЛКАЯ.
Шутка оказалась ничуть (НЕ)СМЕШНОЙ.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ВСЁ(ТАКИ) любовь, если она настоящая, остаётся в человеке (НА)ВСЕГДА. (В)НАЧАЛЕ заседания судья объявил, что заявление о пересмотре дела отклонено (В)ВИДУ отсутствия оснований.
Глеб (НА)СТОЛЬКО был ошеломлён услышанным, что ничего не мог сказать и (ОТ)ТОГО молчал.
(ЗА)НЕИМЕНИЕМ времени лично посетить Италию Григорий неоднократно прогуливался по ней с помощью произведений классической литературы, а ТАК(ЖЕ) посредством телевизионного «Клуба путешественников».
(ПО)ТОМУ, как отец встретил меня и как посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) переживает.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Входим в стари(1)ый дом — тёмная кухонька, заставле(2)ый склянками подоко(3)ик, краше(4)ый тёмной краской пол, на стенах образа в серебря(5)ом окладе.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега.
В окно видно голое дерево да угол дома да лохматую серую собачонку.
Луна светила из круглой пушистой дыры в облаке и из-за этого казалась своим собственным отражением в несуществующей проруби.
Попробовал подняться самостоятельно да не смог.
В Ницце температура зимой и летом не поднималась выше 25 градусов и не опускалась ниже 15 градусов.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Несмотря на слепящую вьюгу и холод (1) девушка шла смело и твёрдо и (2) только подойдя к подъезду княжеского дома (3) как будто несколько смутилась (4) услышав голос (5) отворявшего ей дверь (6) швейцара.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
К сожалению (1) эффективных практических мер по уничтожению космического мусора на орбитах на настоящем уровне технического развития человечества не существует, между тем (2) в ряду других рассматривается (3) например (4) проект спутника, который будет искать обломки и испарять их мощным лазерным лучом.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова (1) Сергей Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан (2) известность (3) которой (4) принесла техника свободного танца.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда в пять утра в ваш единственный выходной вас будит будильник (1) вы хватаете телефон и звоните другу (2) чтобы сказать (3) что у вас дома все заболели (4) и (5) что ни на какую рыбалку вы идти не можете.
Прочитайте текст, выполните задания 20 - 25
Из всей нашей компании после войны остались только мы с Веней. (2)Вадим пропал без вести, Миша погиб, Борис умер в блокаду Ленинграда, Ира умерла от тифа, Люды не стало несколько лет назад, Инна уехала в Москву. (3)Мы и не заметили, как остались с ним вдвоём.
Он пришёл ко мне в воскресенье, часов в двенадцать. (5)Просто шёл мимо и зашёл, без звонка, без причины. (б)Обычно мы виделись в праздники, дни рождения. (7)Мне не хотелось говорить, мы сели, сгоняли две партии в шахматы.
Падал редкий снег; небо, низкое, серое, висело, как сырое бельё.
На улице мы поговорили с ним про Китай, про наши болезни, я довёл его до остановки и вдруг сказал:
Он не удивился, только долго молчал, потом спросил:
Нет, я так не думал.
(15)А нам? (16)Стоит ли?
(17)Как хочешь.
Хотя подошёл его трамвай, мы сели на другой номер, доехали до цирка и пошли по Фонтанке. (19)Всю дорогу мы обсуждали гибель американских космонавтов. (20)Шагов за сто до парадной Вадима я остановился:
А что мы скажем?
(21)Скажем, что давно собирались, да всё думали — неудобно.
(22)А теперь стало удобно? (23)Находчивый ты парень.
(24)Ну не пойдём, — терпеливо согласился Веня.
(25)Лучше скажем, что вот случайно были поблизости.
(26)Так мне казалось легче, может быть, потому, что это была неправда. (27)Обречённо мы переставляли ноги. (28)Малодушие и страх томили нас. (29)Сколько раз за эти годы мне случалось миновать этот серый гранитный дом на Фонтанке.
Я убыстрял шаг, отводил глаза, словно кто-то наблюдал за мной. (31)Постепенно я привыкал. (32)Почти машинально, лишь бы отделаться, я отмечал — вот дом Вадима. (ЗЗ)Всё остальное спрессовалось в его имени, и чувства тоже спрессовались.
В самом деле, почему мы не заходили к его матери, самые близкие друзья его?
Нас встретила Нина Ивановна, тётя Вадима:
Это была такая давность, что я ощутил только запоздалую жалость. (37)Мы и впрямь сильно, сильно запоздали с визитом.
Тринадцать лет... (39)Я и понятия не имел. (40)Выходит, она умерла через несколько лет после того, как я перестал заходить. (41)Не обязательно было связывать эти события. (42)По-видимому, я тогда уверял себя, что жестоко заставлять её бередить раны. (43)Я ничем не мог помочь ей — для чего ж было приходить?
Нужно ли навещать жён и матерей наших погибших товарищей — вот вопрос... (45)Всегда чувствуешь себя виноватым. (46)А в чём? (47)Что остался жив?
Виноват, что здоров, что смеюсь. (49)Галина Осиповна, конечно, не понимала, почему к ней не приходят, что же случилось. (50)А случилось то... (51)Впрочем, ничего не случилось, всё обстояло весьма благополучно, в том-то и дело...
23
Мы стояли, не зная, как уйти. (53)Потому что это было труднее, чем прийти сюда.
(54)Вы простите, нам пора, — хрипло произнёс Веня.
(55)Ну что вы, мальчики, я была рада, — Нина Ивановна церемонно наклонила голову. — (56)Кто бы мог подумать...
(57)Невский проспект оглушил шумом воскресного многолюдья. (58)Стучали быстрые каблуки, неслись машины, звуки сталкивались, разбегались, тревожные, как будто кого-то искали.
(59)Растревожили, разворошили, — сказал Веня. — (60)И ей тяжело, и нам тяжело. (61)Странно, чего нас потянуло?
(62)Жалеешь?
(63)Нет, — сказал он. — (64)Когда-нибудь мы должны были прийти.
(По Д. А. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский советский писатель, общественный деятель.
20. Какие из перечисленных высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Серый гранитный дом, где раньше жил Вадим, стоял на Фонтанке.
Рассказчик перестал заходить к матери Вадима за несколько лет до её смерти.
После войны из восьми человек компании рассказчика в живых остались только двое.
Рассказчик давно собирался навестить Галину Осиповну, но никак не мог попасть в район, где расположен её дом.
Веня предложил герою-рассказчику навестить мать пропавшего без вести друга.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В предложениях 1-3 представлено описание.
В предложении 9 представлено описание.
В предложениях 18-20 содержится повествование.
В предложениях 39-41 представлено повествование.
В предложениях 42-48 представлено рассуждение.
22. Из предложений 4-7 выпишите разговорное(-ые) слово(-а). Ответ: .
23. Среди предложений 38-51 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
24. «Повествование в тексте Д. А. Гранина ведётся от первого лица, и потому речь героев яркая, живая. Эту „живость” тексту придаёт и приём — (А)________ (предложение 23), и троп — (Б)________ („сели на другой номер“ в предложении 18). В то же время использование таких тропов, как (В)________ (предложения 9, 30)
и (Г) (предложение 28), помогает передать автору тяжёлое эмоциональное
состояние героя-рассказчика».
Список терминов:
разговорная лексика
гипербола
вводные слова
инверсия
метонимия
сравнение
градация
эпитет
метафора
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 8
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема невнимательного отношения к людям, к их беде. (Почему важно к людям относиться с вниманием?) | 1. Проявляя невнимательное отношение к человеку, мы причиняем ему боль. |
2. Проблема малодушия и страха, проблема оправдания невнимательного отношения к людям. (Допустимо ли оправдывать своё невнимание по отношению к людям?) | 2. Трудные обстоятельства жизни не являются оправданием для человека, невнимательного по отношению к другим, проявляющего малодушие и страх. |
3. Проблема памяти. (Почему люди должны помнить своё прошлое?) | 3. Прошлое значимо для любого человека, память о прошлом позволяет ему жить дальше. |
Вариант 8
№ задания | Ответ |
1 | 15 51 |
2 | инымисловами |
3 | 5 |
4 | клала |
5 | отличать |
6 | подлиннее |
7 | 62497 |
8 | кардинальный |
9 | безыдейныйвзыскал взыскалбезыдейный |
10 | завидовать |
11 | перемелются |
12 | незачем |
13 | настолькооттого оттогонастолько |
14 | 1234 любая другая последовательность этих цифр |
15 | 14 41 |
16 | 1234 любая другая последовательность этих цифр |
17 | 134 любая другая последовательность этих цифр |
18 | 2 |
19 | 123 любая другая последовательность этих цифр |
20 | 12 21 |
21 | 235 любая другая последовательность этих цифр |
22 | сгоняли |
23 | 51 |
24 | 4569 |
4