И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 14 вариантов заданий
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Ответами к заданиям 1—25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Возникновение героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества, относится к X веку; в основе былин лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. (2) прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича — воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописях. (3)Былины редко сохраняли точность фактических деталей, но не в точном следовании историческим фактам достоинство этих произведений: главная их ценность в том, что они созданы народом и отражают его воззрения, оценку сущности исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В основе былин, возникших в X веке и являющихся вершиной устного народного творчества, лежат реальные исторические события, а прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди: прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича — воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописях.
2) Дядя Владимира Святославовича — воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописях, явился прообразом былинного Добрыни Никитича, и это является свидетельством того, что в основе былин, возникших в X веке и являющихся вершиной устного народного творчества, лежат реальные исторические события, а прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди.
3) Главная ценность вершины устного народного творчества — героического былинного эпоса, возникшего в X веке и имеющего в своей основе реальные исторические события, а в качестве некоторых героев — прототипов реально существовавших людей, — состоит не в точном следовании историческим фактам, а в способности отражать воззрения и идеалы народа и его оценку происходящего в Древнерусском государстве.
4) Способность отражать взгляды и идеалы народа, его оценку происходящего в Древнерусском государстве составляет главную ценность вершины устного народного творчества — героического былинного эпоса, возникшего в X веке и имеющего в своей основе реальные исторические события, а в качестве некоторых героев — прототипов реально существовавших людей.
5) Былины, возникшие в X веке как героический эпос народа и явившиеся вершиной устного народного творчества, редко сохраняли точность фактических деталей, но не в точном следовании историческим фактам достоинство этих произведений.
Ответ:__________________________
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
К тому же / Несмотря на это, / Благодаря этому / Поэтому / Так,
Ответ:__________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТНОШЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОТНОШЕНИЕ, я; ср.
1) Причастность к чему-либо. Иметь отношение к делу.
2) Внутренняя оценка кого-либо или чего-либо и проявление этой оценки. Хорошее о. к детям. Ответственное о.
3) Взаимная связь разных предметов, действий, явлений. Между двумя событиями обнаруживается определенное о. О. между двумя величинами.
4) мн. Связь между кем-либо, возникающая при общении, контактах. Отношения между людьми. Дружеские отношения. Деловые отношения. Международные отношения. Дипломатические отношения.
5) В математике: частное, получаемое от деления одного числа на другое, а также запись соответствующего действия. Равенство двух отношений.
6) Официальная бумага, документ (офиц.). О. из министерства.
Ответ:__________________________
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нАчался / прибЫв / черпАть / зАсветло / бАнты
Ответ:__________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Все обращали внимание на ЦАРСТВЕННЫЙ поворот головы и осанку баронессы, которая к тому же обладала хорошим голосом, прекрасно пела и музицировала.
Обладатель исключительного права на товарный знак может ПРЕДСТАВИТЬ право на его использование другим лицам.
Большая перламутровая раковина, поднятая со дна моря, может стать украшением интерьера вашей квартиры, рабочего кабинета или ПАМЯТНЫМ подарком подруге.
В произведениях устного народного творчества и во многих литературных произведениях дуб часто является олицетворением силы, гордости, ВЕКОВОЙ мудрости.
Эффективный механизм регулирования процесса глобализации должен ОХВАТЫВАТЬ все сферы: от политической и военной до гуманитарной.
Ответ:__________________________
6. В одном из приведённых ниже выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЗАЖЖЁМ свечу / в ДЕВЯНОСТА сёлах / ситцевых ПЛАТЬЕВ / выразить более ТОЧНО
ИСПЕКЁМ торт
Ответ:__________________________
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение в связи между подлежащим и сказуемым | 1) Зная период времени между остановками одного и того же маятника, по известным уравнениям легко подсчитывается модуль упругости. |
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом | 2) Кто-то из студентов сдал экзамены досрочно. |
B) нарушение в построении предложения с однородными членами | 3)Стоило только заговорить о происшествии, как поручик выходит из комнаты. |
Г) нарушение в построении сложного предложения | 4) Галина Уланова — одна из выдающихся представительниц советской балетной школы. |
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | 5) Те, кто остался на собрании, стремился выразить свою позицию. |
| 6) Рассмотрев птицу, которая кружилась над гнездом, мальчик понял, что это ласточка. |
| 7) Иван Сергеевич Тургенев писал то, что нужно беречь чистоту языка. |
| 8) Роща замерла в полуденной тишине, и прекрасными и таинственными казались звуки лопающихся под солнечными лучами берёзовых почек. |
| 9) Тонкий аромат распространяли не только ночные цветы, раскрывшие свои бутоны, а также тяжёлая росистая трава. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
кл..ссицистический / з..рница / ори..нтировочный / разг..рающийся / лим..тированный
Ответ:__________________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..водный, ра..жать / из..явить, отоб..ются / от..йти, н..ступить / пр..поднёс, пр..вык
на..колоть, о..бирать
Ответ:__________________________
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
засушл..ивый / подразум..вать / влюбч..вый / подкле..л / отпрыг..вать
Ответ:__________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
замеч..нный / увлека..мый / растревож..шь / растрепл..шь / поколебл..шь
Ответ:__________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ особым расположением своих товарищей по плотницкой бригаде за дотошность в работе, Семён был рад предложению мастера испытать себя в городе.
Встреча бывших приятелей оказалась отнюдь (НЕ)СЛУЧАЙНОЙ.
Никто (НЕ)ОБЯЗАН руководствоваться в своих поступках мнением большинства, если по определённым убеждениям это мнение не разделяет.
Прислушавшись, можно было понять, что молодые люди за соседним столиком говорили (НЕ)ПО-РУССКИ.
Все молодые люди стремятся к (НЕ)ЗАВИСИМОСТИ.
Ответ:__________________________
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
У брата, по всеобщему признанию, был КАКОЙ(ТО) странный образ мыслей, и рассуждения и выводы его порой ставили окружающих (В)ТУПИК.
Отец любил читать нотации, и брат его, мой дядя, ТО(ЖЕ) был склонен к нравоучениям, хотя и делал их с чувством юмора, (ПРИ)ЧЁМ замечательным.
Печорину вздумалось заглянуть под навес, ЧТО(БЫ) выяснить, ЕСТЬ(ЛИ) корм у лошадей. ТАК(ЖЕ) как существует шестьдесят разновидностей берёз, так и разновидностей сыроежек существует довольно много: более двух десятков; ЕСЛИ(ЖЕ) говорить точнее, их двадцать семь.
Нужно ГДЕ(ТО) навести справки (НА)СЧЁТ прибытия поезда.
Ответ:__________________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одно Н.
Иностра(1)ыми судьями уже были поставле(2)ы оценки, подсчита(3)ы баллы и подве- де(4)ы предварительные итоги соревнований по ко(5)ому спорту.
Ответ:__________________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Возведение бетонных и железобетонных конструкций является дорогостоящим и трудоёмким.
2) Лектор призывал будущих литераторов к ясности простоте и изобразительной точности выражения к работе над музыкальностью и благозвучием речи.
3) Девушка что-то втолковывала группе ребят и при этом то повышала то снова понижала голос.
4) Ни в одном из описанных событий ни Алексей ни его одноклассники не принимали участия.
5) Смелость Мамочкина была зачастую позёрством нуждалась в подстёгивании и старшина понимал это.
Ответ:__________________________
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не менее прочную позицию занимали в душе Гараськи немногие истины (1) добытые путём житейского опыта (2) и (3) господствовавшие над представлениями (4) внушаемыми ему взрослыми.
Ответ:__________________________
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вячеслав (1) очень серьёзно посмотрел в глаза другу и уверенно произнёс: «Послушай (2) Михаил (3) ты (4) непременно (5) отлично сдашь все экзамены. Об этом (6) ты (7) пожалуйста (8) даже (9) не беспокойся».
Ответ:__________________________
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В 1894 году в Москве (1) появился Литературно-театральный музей (2) основу (3) которого (4) составила коллекция по истории русского и западноевропейского театра А.А. Бахрушина.
Ответ:__________________________
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Громко и требовательно прозвучал в тишине комнаты звонок (1) но (2) когда Мария Константиновна (3) открыла дверь (4) то уже никого не застала (5) а на лестничной клетке в высокой вазе стояла охапка её любимых полевых цветов.
Ответ:__________________________
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Целеустремлённый и работоспособный, Борис Леонидович Пастернак стремился всё довести до совершенства, и это повлияло на биографию жизни будущего писателя: несмотря на безграничную любовь к музыке, он отказался от музыкальной карьеры, осознав, что не сможет достичь высот на этом поприще.
Ответ:__________________________
Прочитайте текст и выполните задания 21 -26.
(1)Как-то во время встречи с читателями ко мне подошла молодая женщина.
— (2)Я вас узнала, — сказала она мне. — (3)Вы часто приходили к нам в школу. (4)А один раз пришли, когда выступал перед нами лётчик. (5)Не помните? (6)Он только приехал с фронта. (7)Вспомнили?
(8)Я вспомнила. (9)Я очень хорошо помнила этот день.
(10)В самом конце войны в родной город на короткую побывку приехал молодой лётчик. (И)Времени было в обрез, но ему очень хотелось забежать в школу, где он ещё так недавно учился. (12)И, взяв за руку свою племянницу, которая поступила в первый класс той самой школы, куда он ходил десять лет, молодой лётчик повёл её знакомой дорогой.
(13)Он довёл её до самых школьных дверей, и тут им повстречалась руководительница первого класса.
— (14)3айдёмте к нам, — сказала она лётчику. — (15)Встреча с фронтовиком — это прекрасное воспитательное мероприятие. (16)У нас уже были директор крупного завода, заслуженный артист республики и знатный сталевар... (17)А фронтовика ещё не было. (18)Пойдёмте!
(19)Он согласился. (20)И вошёл в класс.
— (21)Вот, девочки, знакомьтесь, — сказала учительница. — (22)К нам в гости пришёл герой, лётчик. (23)Он прилетел к нам прямо с фронта. (24)Он учился в нашей школе и был всегда примерным учеником. (25)Он всегда строго соблюдал правила внутреннего распорядка, никогда не опаздывал и аккуратно выполнял домашние задания. (26)Он был вежливым учеником, он не грубил учителям, он...
(27)Я взглянула на лётчика. (28)Он стоял красный как рак. (29)У него было скуластое лицо и чуть раскосые глаза. (30)И по взгляду этих глаз — весёлому, чуть диковатому, было ясно: облик идеального школьника, который сейчас рисовала учительница, не имел к нему никакого отношения. (31)Было очевидно: ему случалось нарушать правила школьного распорядка. (32)Бывало, он опаздывал на уроки, бывало, не слишком аккуратно выполнял домашние задания. (33)И то ли ещё бывало!
— (34)Все эти качества помогли ему стать настоящим воином, — продолжала учительница. — (35)Сейчас он расскажет вам о своих фронтовых подвигах и фронтовых буднях.
(36)Лётчик смотрел на девочек, словно размышляя, что бы такое им рассказать... (37)И что будет им интересно? (38)Если бы среди них сидел хоть один мальчишка, какой-нибудь веснушчатый, курносый Петька, какой-нибудь любопытный Лёнька... (39)Но перед ним были чистенькие и аккуратные девочки в коричневых платьицах и чёрных фартуках. (40)Лётчик-фронтовик — он попросту боялся этих девочек. (41)И вдруг, решившись, будто прыгнув с моста в воду, он заговорил.
(42)Он рассказал им, как ночевал однажды в селе, которое только-только отбили у врага. (43)Колхоз-ники возвращались домой из леса, из землянок, где жили около полугода, спасаясь от немцев. (44)И вот, проснувшись, лётчик увидел, что у его кровати стоит девочка лет двух. (45)Она была одета в какое-то тряпьё, ноги босые, хотя стояла уже глубокая осень. (46)Волосы у девочки космами свисали на глаза, её давно не стригли. (47)В доме не было ничего: ни еды, ни белья, ни одежды, ни мыла, чтобы умыться.
— (48)А мать у девочки лежала больная, — рассказывал лётчик. — (49)Она в землянке схватила лихорадку, и её принесли домой почти без памяти и положили на печку. (50)А девочка — голодная, холодная, грязная. (51)И мы с товарищем моим Серёгой вскипятили воды, посадили девочку в корыто и вымыли. (52)Потом закутали в шинель и стали думать, как бы её приодеть. (53)А Серёга на гражданке был сапожником. (54)Он взял мою меховую рукавицу и скроил девочке башмаки. (55)Руки у меня видите, какие большие? (56)Как лопаты! (57)А у девочки ножки вот какие, ну, прямо как у куклы. (58)Потом из Серёгиной фуфайки мы смастерили ей платье и даже кушачком подвязали. (59)А потом решили её постричь. (60)У неё глазки голубые, как незабудки, хорошие такие глазки, а за волосами не видно. (61)Но как постричь её ровно, красиво? (62)Ведь мы никогда этому делу не учились. (63)И вот, послушайте, как мы сообразили: я взял горшок, небольшой, глиняный, ну, обыкновенный горшок, в котором варят кашу, и надел девочке на голову — и постриг по краешку ровно-ровно! (64)В кружок постриг!
(66)Молодой лётчик смотрел на девочек, и видно было, что все эти аккуратные первоклассницы больше не пугают его. (66)Они слушали и смеялись, и он готов был рассказывать им ещё и ещё. (67)Он взглянул на учительницу, ожидая поощрения и похвалы, и словно кто-то остановил его на бегу. (68)Поджав губы, учительница смотрела на него недоумённо и строго.
(69)Пробормотав:
— Ну, вот какое было дело, — лётчик умолк.
— (70)Мы поблагодарим товарища фронтовика, — сухо сказала учительница, — и займёмся устным счётом!
(71)Когда лётчик вышел в коридор, учительница шагнула вслед за ним и сказала с укором:
— А я надеялась, что вы расскажете детям что-нибудь поучительное, воспитательное! (72)А вы...
— (73)И знаете, что я вам скажу, — произнесла та, что семнадцать лет назад, в сорок четвёртом году, маленькой девочкой вместе со мной слушала лётчика, — знаете что... (74)Вот странная вещь: сколько я с той поры слушала разных знаменитых людей — и артистов, и учёных — и не так чтобы много запомнила. (75)А всё, что тот лётчик рассказывал, помню, как будто вчера. (76)Всё помню: и девочку с горшком на голове, и как он её стриг, и как она смирно сидела, и как он кормил её шоколадом. (77)Ну, всё, всё, как будто видела своими глазами... (По Ф. Вигдоровой*)
*Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965 гг.) — русская советская писательница, журналист и правозащитник.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Молодая женщина, которая подошла к автору во время встречи с читателями, поступила в первый класс в самом начале войны.
2) Когда молодой лётчик шёл в школу, он не планировал выступать перед ученицами.
3) В школьные годы молодой лётчик был одним из самых прилежных учеников.
4) Прежде чем начать рассказ, лётчик попытался понять для себя, о чём будет интересно послушать первоклассницам.
5) Учительница была недовольна рассказом лётчика, а первоклассницам этот рассказ очень понравился.
Ответ:__________________________
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 10-15 представлено описание.
2) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию.
3) В предложениях 45-46 представлено повествование.
4) Предложение 68 содержит причину того, о чём говорится в предложении 69.
5) В предложениях 74-75 содержится рассуждение.
Ответ:__________________________
23. Из предложений 8-12 выпишите один фразеологизм.
Ответ:__________________________
24. Среди предложений 16-30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:__________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21—24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ Л? 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
25. «Молодой лётчик стремится описать случай, который с ним произошёл на войне, ярко, образно, чтобы его маленьким слушательницам было понятно и интересно. Этой цели служат различные выразительные средства, в том числе троп — (А)___(в предложениях 55-56, 57, 60). Предлагая первоклассницам представить происходящее, приглашая их поразмышлять о возможных действиях в затруднительной ситуации, фронтовик использует синтаксическое средство — (Б)___(предложения 55, 61). Живой интерес лётчика к тому, что он рассказывает, и к своим маленьким слушательницам, эмоциональный отклик которых он почувствовал, проявляется в использовании такого синтаксического средства, как (В)___(пред- ложения 63, 64). Силу воздействия рассказа лётчика-фронтовика подчёркивает приём — (Г)___(предло- жения 74—75)».
Список терминов:
1) эпитет
2) метафора
3) сравнение
4) олицетворение
5) восклицательное предложение
6) вопросительное предложение
7) синтаксический параллелизм
8) противопоставление
9) анафора
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
8