СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. С. Никитин "В синем небе плывут над полями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«И. С. Никитин "В синем небе плывут над полями"»

Тема: И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Цель урока: продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.

  • Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.

  • Воспитывать у учащихся любовь Родине.

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль: текущий.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с романсом на стихотворение; учебник «Родная речь».

Организационный момент.

-Ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку.


Речевая разминка.

Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

- Начнём урок с речевой разминки:

- читаем медленно тихо

-читаем быстрее громче

- читаем очень быстро громко

(Сначала по одному, в конце хором).


Проверка домашнего задания.

- С творчеством какого поэта познакомились на прошлом уроке? (А. Н. Плещеева).

- Какое стихотворение читали? («Дети и птичка»). Уточните, что вы готовили дома.

(Чтение наизусть стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка»).

- Чьё чтение наизусть вам больше всего понравилось? Почему?


Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»

  1. Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).


- Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой. В 8 лет он поступил в духовное училище, затем в семинарию. В этих учебных заведениях готовили будущих служителей церкви. В это же время дела семьи пошли плохо: отец продал завод и купил небольшой постоялый двор (гостиницу). Иван должен был помогать отцу. Он забросил учёбу и был отчислен из семинарии. Помогая отцу в делах, он много читал, изучал языки, писал стихи. Их стали печатать. Большой успех имел второй сборник поэта. Более 60 романсов и песен на стихи Ивана Никитина живут в народной памяти по сей день. Один из романсов называется «На старом кургане».

(Прослушивание романса).

2) Первичное знакомство со стихотворением. (Аудиозапись: электронное приложение к учебнику).

3) Проверка первичного восприятия стихотворения:

- Что вы представили, когда слушали? (Синее небо, облака, простор и т.д.)

- Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? (Радостное, спокойное, умиротворённое)



4) Словарно-лексическая работа.



- Прочитайте стихотворение про себя. Отметьте незнакомые слова.

- Какие слова требуют разъяснения?

Работа по доске.

грезит

мечтает

слайд

межа

граница земельных участков.

слайд (фото)

зарево

огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений

слайд (фото)

храм

здание для совершения богослужения и религиозных обрядов

слайд



5) Работа над анализом стихотворения.



- Исследуем стихотворение. Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам:



Грезит

мечтает


Восторг

восхищение


Золотой

жёлтый, оранжевый


Сиять

мерцать, переливаться




-Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам:

Прохладный - жаркий, знойный, тёплый.

Восторг - огорчение, печаль, тоска.



V. Физминутка.



VI. Продолжение работы над анализом стихотворения.


- Прочитайте стихотворение вслух.

- Попытайтесь создать картины, которые увидели в стихотворении. (Летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт).

- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении? (Эпитетами, сравнениями).

-Вспомните, что такое эпитет .

1) Эпитет – чаще всего имя прилагательное.

2) Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.

3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.

Лингвистический эксперимент.

- Поработаем волшебниками.

Синяя бабочка, золотые часы. (На доске).

- Назовите имена прилагательные в словосочетаниях. Можем ли мы назвать их эпитетами? Почему?

Чтение учащимися стихотворения по четверостишиям. Задание: найти эпитеты. (Работа по доске).


VII. Работа в парах.

- Давайте представим, что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт. Нарисуйте эти изумительные картины Работаем в парах.

(Словесное рисование).

- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие? (На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражает солнце, и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием).

- Сейчас мы посмотрим слайды и будем называть строки из стихотворения, которые подойдут к данным картинам.

- Кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может её назвать? (Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и Никитин восхищается этой тишиной)

- С чем сравнивает автор природу? (С храмом).

- Какое слово помогает в сравнении? (Словно).

- Какие мысли передал автор? (Он выразил красоту родной природы. Никитин очень любил природу и восхищался ею, видел красоту в самых обычных вещах и помог нам увидеть ).

- Обсудите в паре, помогают ли последние строчки понять мысли и чувства поэта, его отношение к природе. (В стихотворении видим не только изображение поэтом картины , но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. )

- Чему учит стихотворение?



VIII. Рефлексия.

- Понравилось вам стихотворение? Чем?

- Закончите предложения.



IX. Домашнее задание: 1) читать выразительно

  1. Нарисовать иллюстрацию