СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Шмелев "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.С. Шмелев "Масленица"»

Урок 14. И.С. Шмелёв «Масленица», Песни-веснянки.

Цели: познакомить с произведением И.С. Шмелёва «Масле­ница»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведение; разви­вать творческие способности, речь, память, мышление; воспиты­вать внимательное отношение к слову, познакомить с песнями-веснянками; способствовать расширению представлений о приметах весеннего цикла, при­общению к культуре и традициям русского народа.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться читать сти­хотворные и художественные тексты, передавая их настроение; объяснять смысл произведения; находить в тексте нужные фраг­менты; сравнивать произведения разных авторов, посвящённые одной теме.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Масленица

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

В. Степанов

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте стихотворение с ускорением.

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией (с утвердительной интонацией, ворчливо, весело).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— О чём это стихотворение? (О Масленице.)

— Знаете ли вы, что такое Масленица? (Дети делятся своими знаниями.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Откройте учебники на с. 99. Прочитайте название новой главы. («Народные праздники, связанные с временами года».)

— Прочитайте вступление к главе учебника.

— С чем была связана жизнь русского народа с давних пор?

(Она была связана с трудом на земле.)

— Как вы понимаете поговорку «Хорош праздник после трудов праведных»?

— Прочитаем, что говорят об этом авторы учебника на с. 99.

Сегодня на уроке мы начнём изучать произведения, посвя­щённые народным праздникам.

  1. Работа по теме урока

  1. Чтение произведения

  2. Словарная работа

— Ребята, давайте разберём слова, значение которых вам было непонятно.

Ухабистый — со многими ухабами, то есть большими ямами.

Розан — цветок розы.

Переборы гармоньи — быстро сменяющие друг друга звуки гармони (музыкального инструмента).

Канитель — тонкая металлическая нить, употребляемая как ёлочное украшение.

Пунцовый — ярко-красный, багровый.

— Прочитайте значения слова маслиться на с. 103 и объясни­те выражения с этим словом, которые встретились в тексте.

Дорога, замаслившаяся на солнце, дорога, которая стала сырой и влажной от таяния снега.

Снег маслится блестит, «плавится на солнце».

Материал для учителя

Иван Сергеевич Шмелёв — русский писатель, мыслитель. И.С. Шме­лёв родился 23 сентября 1873 года в Москве в семье потомственных куп­цов. Его дед, бывший крестьянин с монастырских земель, открыл своё дело, но незадолго до своей смерти разорился на ремонте Коломенского дворца. Выплачивать долги пришлось уже отцу, Сергею Шмелёву. Он начал дело заново: приобрёл несколько общественных бань, пункт про­ката лодок и организовал артель из плотников. Мать будущего писателя, Евлампия Гавриловна, получила образование в московском Институте благородных девиц и прекрасно знала русскую литературу. У супругов родилось шестеро детей.

В доме у Шмелевых всегда было шумно: в кабинет к главе семейства часто приходили работники артели, на праздники для них накрывали столы во дворе. Писатель вспоминал в своей «Автобиографии»: «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые го­ловы смотрели на меня очень любовно... Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог». Воспитателя сыну отец нашёл среди своих же мастеровых — за будущим писателям смотрел по­жилой Михаил Горкин. Глубоко верующий, он много говорил Шмелёву о Боге, высшей справедливости и милосердии. Религиозной была и всясемья: по вечерам они вместе читали Евангелие, а по воскресеньям хо­дили в церковь.

У отца были тёплые отношения с сыном. Сергей Шмелёв готовил из него преемника: брал с собой на подряды, объяснял работу, разрешал сидеть в кабинете и слушать разговоры с мастеровыми. Когда будущему писателю было семь лет, отца сбросила лошадь и вскоре он скончался.

После смерти мужа мать И. Шмелёва взяла на себя все заботы о де­тях. Чтобы поддерживать достаток семьи, она сдавала верхний этаж дома постояльцам. Евлампия Шмелёва была раздражительной и строгой в воспитании: даже за самую небольшую провинность будущего писа­теля пороли, и «веник превращался в мелкие кусочки». Мать дала сыну хорошее начальное образование: его зачислили в Первую московскую гимназию — одно из самых престижных учебных заведений города. Кон­курс был 40 человек на место. Но Ивану Шмелёву там не понравилось, он вспоминал: «Меня подавили холод и сушь. Это самая тяжёлая пора моей жизни — первые годы в гимназии. Тяжело говорить. Холодные сухие люди. Слёзы. Много слёз ночью и днём, много страха». В клас­се мальчик сразу стал отстающим. Спустя три месяца мать перевела его в Шестую московскую гимназию недалеко от Третьяковской галереи.

Учителем словесности у И. Шмелёва был Фёдор Цветаев, дядя Ма­рины Цветаевой. В отличие от других преподавателей на занятиях он да­вал ученикам творческую свободу: они могли сами выбирать тему и жанр письменных работ. Цветаев первым заметил литературный талант сво­его ученика: за лирическую зарисовку «Летний дождь в лесу» будущий писатель получил пятёрку с тремя плюсами. Ученик пробовал писать и фантастику: его рассказ про путешествие учителей на воздушном шаре на Луну передавали в школе из рук в руки.

И.С. Шмелёв был противником Октябрьской революции, видел в ней разрушение России. Революция 1917 года и последовавшие за ней события привели к значительным переменам в мировоззрении писателя. В 1922 году после ареста и расстрела его сына, офицера русской армии, И.С. Шмелёв покинул Советскую Россию и отправился сначала в Бер­лин, а затем в Париж. Он прожил в этом городе до конца жизни. В Па­риже его произведения публиковались во многих русских эмигрантских изданиях.

Умер писатель 24 июня 1950 года.

3. Работа над содержанием текста

— Что вспоминает рассказчик, услышав слово Масленица? («...Яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне... ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в коло­кольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи».)

— Найдите в тексте описание природы в дни празднования Масленицы. («Оттепели всё чаще, снег маслится. С солнеч­ной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся, звякают ольдышки... Прощай, зима!Это и по галкам видно, как они кружат „свадьбой", и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за чёр­ной их кашей в небе. Куда-то скрылись.

И вот проступают звёзды. Ветерок сыроватый, мягкий, пах­нет печёным хлебом, вкусным дымком берёзовым, блинами. Капает в темноте, — масленица идёт».)

— В тексте несколько раз описывается необычный предмет — «масленица». Автор сначала сам задаёт вопрос: «Чудится что-то в этом, но — что?», а потом сам даёт ответ. Найдите этот ответ. («Пряник. — да не земля ли это, с лесами и гора­ми, со зверями?А чудесные пышные цветы — радость весны идущей? А дрожащая золотая паутинка — солнечные лучи, весенние?..»)

— Почему последний день Масленицы называют прощёным? (Прощёное воскресенье — последнее воскресенье накануне Ве­ликого поста. В этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма первым просит прощения у прихожан и кланяется им. После священнослужи­тели и миряне говорят друг другу «прости». Необходимо очи­стить своё сердце и душу от обид, чтобы вступить в Великий пост, примирившись со всеми близкими.)

Просить прощения перед началом Великого поста — одна из самых древних традиций. В Египте (или Палестине) мона­хи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню. Там они проводили 40 дней практически без пищи и воды. Они не были уверены, что пустыня не станет их последним пристанищем. Монахи понимали, что могут умереть, поэтому за день до расставания примирялись друг с другом: просили прощения за всё. Отсюда и пошло название Прощёное воскресенье.

Священнослужители говорят, что древнейшей церковной традиции положил начало Иисус Христос словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согре­шения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Смысл слов в том, что необходимо прощать обиды своим ближним. В этот день на литургии читают Евангелие из Нагорной проповеди Христа.

4. Работа по картине Б.М. Кустодиева «Масленица»

— Рассмотрите картину Бориса Михайловича Кустодиева на с. 100.

Материал для учителя

Масленица — древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Масленица длится целую неделю, и её принято отмечать народными гу­ляниями. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из со­ломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем его хоронили или сжигали на костре.

Блины являются основным угощением и символом этого праздни­ка. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с чет­верга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси ещё со времён поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призы­вали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

— Составьте рассказ по картине.

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

  1. Чтение вступительной статьи

— Откройте учебники на с. 103 и прочитайте вступительную статью. (Дети читают.)

— Как появились песни-веснянки?

— Кто ещё, по преданию, прогонял зиму и холод?

— Когда праздновался день жаворонка?

— Что делали люди в этот день?

  1. Чтение песен-веснянок

  1. Чтение песен-веснянок учащимися в учебнике

— Откройте учебники на с. 105, прочитайте задания, выпол­ните их.

  1. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Что вас огорчило?

— Что вас порадовало?

  1. Подведение итогов урока

— Почему произведения, которые написаны очень давно, и сегодня мы читаем с большим удовольствием?

— Назовите автора, чьё произведение мы изучали на уроке.

— С творчеством какого художника мы познакомились?

— Давайте проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Отгадайте загадки и ответьте на вопросы.

Жёлтая тарелка на небе висит,

Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце.)

И с икрой, и со сметаной —

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны —

Наши солнышки-... (блины)!

— Как называются весёлые развлечения во время масленич­ных гуляний? (Игры.)

— Символом чего являются блины на Масленице? (Символом солнца.)

Домашнее задание

Выучить одну из веснянок наизусть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!