Тема: «Бежин луг»: образы крестьянских детей. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Развитие представлений о портретной характеристике
Цели: составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста; воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость; формировать интерес и любовь к чтению, к русской литературе.
Ход урока:
Орг. нач. урока.
Сообщение темы и целей.
Работа по теме.
I. Актуализация знаний. Работа над эпиграфом.
“Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное из всего, что я написал
И.С.Тургенев
- В какой цикл входит рассказ «Бежин луг? О чем он?
II. Изучение нового материала 1. - Представьте себе Бежин луг: тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.У костра несколько ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети 19 века. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. - Сколько ребят в ночном? Назовите их имена. (В ночном 5 мальчиков: Федя, Илюша, Павлуша, Костя, Ваня)
- Откройте учебник на с. 171, 172, 186 и рассмотрите портреты мальчиков. - Каждый из мальчишек интересен рассказчику, каждого он описывает особенными словами. Найдём их в тексте учебника (с.171 – 173).
2.Характеристика героев по плану.
Портрет мальчика.
Его роль среди товарищей.
История, которую рассказывает герой.
Поведение мальчика.
Отношение к нему автора и ваше.
(Класс делится на 5 групп, каждая готовит характеристику мальчиков по плану, пользуясь текстом).
3.»Угадай героя»
- Проверим, насколько внимательно вы читали текст.
А) Стройный белокурый мальчик, одетый в пёструю ситцевую рубаху с жёлтой каёмкой, на голубеньком поясе висел гребешок. Обут был в сапоги с высокими голенищами. (Федя)
- На какие детали обращает внимание автор, описывая этого мальчика? (на лицо и одежду). - В описании встретилось слово АРМЯЧОК. Что оно обозначает? ( Армя́к- крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана). - Что он делает в Ночном? Как об этом говорит автор? («Выехал в поле не по нужде, а так, для забавы). - Каковы его отношения с другими ребятами? (Он всех внимательно слушал, но всем своим видом показывал, что не верит их рассказам).
Б) Всклоченные чёрные волосы, лицо бледное, рябое, глаза серые, скулы широкие, рот большой, голова огромная. Одет в замашную (холщовую) рубаху и заплатанные порты. (Павлуша)
- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила). - Почему на глаза обращает внимание писатель? (Глаза – зеркало души) - Что он делал во время рассказов детей? (Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду) - Чем отличается Павлуша от остальных ребят? (Мальчик отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились) - Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?
В) Следующий герой отличался умением увлекательно рассказывать страшные истории. Лицо горбоносое, вытянутое, губы сжатые, жёлтые, почти белёсые волосы. На голове надета войлочная шапочка, на ногах новые лапти и онучи, толстая верёвка стягивала его опрятную свитку. На вид ему было не более 12 лет. (Илюша) - Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представьте себе, что значит проработать в такой атмосфере целый день. Это очень тяжёлый труд. Немудрено, что мальчик, как будто чем-то придавлен) - По силам ли подростку такая жизнь? А ведь он вам ровесник. (Мир детства крестьянских детей 19 века непрост. Непосильный труд - одна из составляющих мира детства). - Чем отличается Илюша от всех остальных? ( Умением увлекательно рассказывать страшные истории).
Г) Мальчик лет 10, маленького роста; лицо невелико, в веснушках, худое; большие чёрные глаза, задумчивый и печальный взор. Одет довольно бедно. (Костя) - Что отмечает автор в описании Кости? (задумчивый и печальный взор) - Как он вёл себя во время рассказов мальчиков? (Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален) - Чем же возбуждал любопытство Тургенева мальчик Костя? (У него задумчивый и печальный взор, но глаза его хотели что-то высказать)
Д) Семилетний мальчик с кудрявой головой. (Ваня)
- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев? (Портретной характеристики Вани автор не дает, а указывает только возраст) - Как он ведёт себя среди ребят? (Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Можно сделать вывод, что Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре).
4. Общая характеристика детей. - Что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны) - В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры) - Кто же из ребят претендует на главную роль? Почему? -А как вы думаете, можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Можно) (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) - Итак, герои произведения – деревенские ребята. В каждом портрете есть загадка, мы можем сделать вывод, что они: любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой.
5. Словарная работа. - Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья) Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета. Россказни – измышления, выдумки. Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда. Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик. - А верят ли мальчики тому, о чём рассказывают? И как эти рассказы характеризуют самих мальчиков? (Мальчики суеверны, боятся непонятного, но таинственное притягивает их. Но их живой ум и богатое воображение стараются всё объяснить. Они эмоциональные рассказчики, верят в свои рассказы. Павел относится иронично. Каждая история, рассказанная тем или иным мальчиком, соответствует его характеру, страшное и таинственное навеяно образом ночи. Мальчики суеверны) СУЕВЕРИЕ – вера во что – то сверхъестественное. - А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?
6. Портрет в литературе. - Интересны ли дети охотнику? (Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям). - Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер. - Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили? (С одной стороны, самостоятельные, с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
4. Подведение итогов урока
5. Домашнее задание.
Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) по плану, составленному в начале урока.
Заполнить таблицу (одного героя)
Имя | Возраст | Семья, положение | Одежда | Выражение лица | Характер | Впечатление автора | Мое мнение о мальчике |