СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Тургенев. Герасим в барском доме

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Герасим в барском доме»

Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

Урок 42. Тема: Герасим в барском доме.

Класс: 5

Тип урока: урок комбинированный.

Цель: Познакомить учащихся с рассказом И.С. Тургенева «Муму», учить анализу произведения, анализу главного героя и второстепенных персонажей, находя: портретную характеристику, отмечая литературные средства создания образа и т.д.

Задачи: Образовательная: учить работе с текстом художественного произведения, умению находить цитаты, подробно и кратко пересказывать, находить главное в тексте, делать выводы из прочитанного.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения прозаического произведения, расширять словарный запас учащихся, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к русской классической литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: учиться внимательно слушать учителя и конспектировать главное в рабочей тетради, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые операции, действовать по плану, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: понимать информацию, использовать знаково-символические средства для конспектирования учебного материала в рабочей тетради.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.


Этапы урока


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку.

2. Повторение изученного материала.

Слайд 1 Проверка домашнего задания.

- Что такое сравнение? (Сравнение - это изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим).

ТПО с. 36-38 № 56

Опрашивает материал предыдущего урока, задает вопросы, проверяет правильность выполнения задания в ТПО.

Повторяют материал предыдущего урока, отвечают на вопросы учителя, работают в паре, проверяя домашнюю работу в ТПО.

3. Целеполагание.

Слайд 2 Внимательно посмотрите на кластер и ответьте, что из запланированного для раскрытия образа Герасима нам удалось выполнить на предыдущем уроке? (жизнь Герасима в деревне, жизнь в городе, как переносил своё новое положение Герасим, каморка Герасима)

- О чём и ком пойдет речь сегодня на уроке?

О характере Герасима и об отношении его с окружающими его людьми.

Слайд 3 Запишите тему урока: Герасим в барском доме.

Цели: определите цели и задачи на данный урок.

Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.







Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок.

4. Планирование работы над образом главного героя

Слайд 4 Работать мы будем по плану (выдать каждому учащемуся, см. приложение)

1. Необычайная сила Герасима.

2. Новые обязанности Герасима.

3. Отношения с остальными слугами.

4. Случай в околотке.

5. Нрав Герасима.

6. Герасим и Татьяна.

7. Герасим и Муму.

8. Гибель Муму.

9. Уход Герасима.

Посмотрите, какие пункты плана мы уже рассмотрели? (1-2, частично затронули 3-5). Сегодня нам предстоит обратить внимание на пункты: 3-5 и 6. Начнем нашу работу.

Вместе с учащимися планирует работу по образу Герасима.

Внимательно слушают учителя, планируют работу на уроке.

5. Актуализация знаний.

Слайды 5-6·А поможет нам Блиц-опрос:

- Где происходят события рассказа «Муму»?

- Как зовут главного героя?

- Что вы узнали о нраве Герасима?

- Как «деревенский исполин» оказался в городе?

- Каким работником он был?

- В переводе с древнегреческого языка имя Герасим означает почтенный. Почему писатель дал такое имя своему герою?

- Почему крепостного Герасима писатель называет «самым замечательным лицом»?

- Чем смог герой вызвать к себе уважение окружающих?

- Какой однажды произошел случай в околотке?

- Назовите челядь и дворовых барыни.

Организует беседу с учащимися, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий.

Кратко отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на изученный ранее материал и записи в тетради.

6. Определение главных и второстепенных персонажей рассказа.

Слайд 7

- Что о них мы могли бы сказать?

Татьяна – «искусная и ученая» прачка, «женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке» (с. 193).

Гаврила Андреич – дворецкий, человек с «желтыми глазками» и утиным носом» (с. 192).

Капитон Климов – башмачник, «пьяница горький» (с. 192).

Степан – «дюжий парень, состоявший в должности лакея», «услужливый» (с. 207).

Дворня – «прислугу барыня держала многочисленную»: прачки, столяры, портные и портнихи, - был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, башмачник, ключница, кастелянша, приживалки в доме и другие (с.192).

Челядь – дворник Герасим, форейтор Антипка и другие.

- Кого из этих героев мы могли бы назвать главными, кого второстепенными?

Слайд 8 Главные герои рассказа: Герасим, барыня, Муму.

Второстепенные персонажи: Гаврила, Капитон, Татьяна, Степан, дворня, челядь.

- Каковы были отношения Герасима с остальными слугами?

- Кто такой Капитон?

- Почему рассказ об отношении Герасима к Татьяне мы должны начать с рассказа о нем?

Слайд 9 Цитаты: Капитон Климов, башмачник, пьяница горький…

Почитал себя существом обиженным и пил с горя…

Истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги…

Прошёл ещё год, в течение которого он окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен в дальнюю деревню вместе с женой…

Организует беседу с учащимися, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий и нахождение необходимых цитат.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, цитируют рассказ Тургенева.

7.Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

8. Рассказ учащихся и аналитическая беседа.

Слайды 10-12

Рассказ учащихся об отношении Герасима к Татьяне и её горькой судьбе (1 ряд). План рассказа (дан учащимся заранее) (с.193-203)

1. Портретная характеристика Татьяны.

2. Судьба Татьяны.

3. Нрав Татьяны.

4. Отношение Герасима к Татьяне.

5. Случай за столом в дворницкой.

6. Герасим защищает Татьяну перед Капитоном.

7. Хитрость Капитона.

8. Отъезд Татьяны в деревню.

Смотри Приложение к конспекту урока.

Слайд 13 Проверь себя! - Какой эпизод отражен на иллюстрации?

Слайд 14 Беседа.

- Каковы были отношения Герасима с остальными слугами?

- Как к нему относились? Как относился к ним он? («…очень стали уважать его», «нрава строгого и серьёзного», «даже петухи при нём не смели драться, а то беда!», был похож на «степенного гусака», его дворовые «побаивалась», «он считал их за своих», «в точности исполнял все приказания», «но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице»).

- В чем жизненная трагедия героя? (Он искренне полюбил. Это доказывают цитаты: Герасим и Татьяна. «Сперва не обращал на неё особенного внимания», «потом стал посмеиваться», «потом и заглядываться», «и вовсе глаз с неё не спускал». «Полюбилась она ему». «Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного петушка». «Промычал ей что-то очень дружелюбное». «Не давал покоя». Хотел «жениться на Татьяне». «Затевается что-то для него недоброе». «Толкнул её прямо к Капитону». «Подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для неё же с год тому назад». «Бедная девка просто не знала, как ей быть и что делать». «Рада не рада, а попала девка под его покровительство». «Безответная ты душа!», «Она сам видела, что иначе она не отделается от своего обожателя». «Татьяна… не вытерпела, прослезилась, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом»).

- С каким чувством мы читаем описание переживаний Герасима после отъезда Татьяны? (С сочувствием, сопереживаем)

- Почему Герасим и дворовые не протестовали против уклада жизни в доме барыни? (Такой уклад был не только в этом доме, но и во многих барских домах и усадьбах. Так жили очень многие, крепостные другой жизни и не знали, и даже боялись свободы).

Слушает рассказ учащихся по плану, помогает найти цитаты, организует аналитическую беседу с учащимися, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий.

Рассказывают об отношении Герасима к Татьяне и её горькой судьбе, отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на цитаты из рассказа, делают выводы.

9.Подведение итогов урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Все ли поставленные цели реализованы?

- Какие грани характера главного героя мы сегодня раскрыли?

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний.

10.Рефлексия

Продолжите фразу…

Слайд 15. Сегодня на уроке я…

- научился…;

- узнал…;

- заинтересовался…

Организует и выполняет контроль рефлексии.

Выполняют рефлексию.

11. Домашняя работа:

Слайды 16-18. 1). Приготовить рассказ:

2 ряд – о том, как Герасим нашел, выходил и воспитал Муму, как ее полюбили дворовые люди (с.203-206);

3 ряд – о встрече Муму и барыни, о ее приказе (с. 206-217).

2). Перечитать последние страницы и поразмышлять над вопросом:

Почему рассказ называется «Муму», хотя его главный герой - Герасим?

3). ТПО № 55 на с. 36 – заполнить кроссворд.

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.




Приложение 1

Образ и цитатная характеристика Татьяны.

Татьяна - крепостная крестьянка, прачка барыни: 
"...Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно только тонкое белье)..."
"...Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту..."
О внешности Татьяны известно следующее:
"...женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни..."
"...Когда‑то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила.
У Татьяны тихий голос:
"...Что прикажете, Гаврило Андреич? – проговорила она тихим голосом..."
У Татьяны тихая походка:
"...Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога..."
Татьяна - женщина с тяжелой судьбой:
"...Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо; жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой‑то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей да другие дядья у ней в мужиках состояли, вот и все..."
Татьяна - запуганная, боязливая женщина:
"...Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного; к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других – боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить..."
"...Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры..."
Татьяна очень боится своей барыни:
"...трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала..."
Татьяна - смирная женщина:
"...смирная девка..."
"...теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница..."
Татьяна - молчаливая женщина: 
"...никогда ни с кем не говорила..."
Татьяна - кроткая, робкая женщина:
"...Безответная ты душа!..."
"...Полюбилась она ему: кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!.."
"...Татьяна не прекословила, конечно..."
Татьяна - трудолюбивая женщина, хорошая работница: 
"...девка она ничего, работница, смирная девка..."
"...Сперва она всплакнула, потом утерла слезы и принялась по‑прежнему за работу..."

Татьяна - терпеливая женщина:
"...Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась..."
Татьяна терпит обиды от начальницы-кастелянши:
"...Однажды за обедом кастелянша, начальница Татьяны, принялась ее, как говорится, шпынять и до того ее довела, что та, бедная, не знала, куда глаза деть, и чуть не плакала с досады..."
Татьяна - нерешительная женщина:
"...А кого оне мне в женихи назначают? – прибавила она с нерешительностью..."
"...Бедная девка просто не знала, как ей быть и что делать..."


Герасим и Татьяна: история отношений.

Глухонемой дворник Герасим влюбляется в прачку Татьяну:
"...Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычанием закивал головой..."
"...Герасим стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец и вовсе глаз с нее не спускал. Полюбилась она ему..."
"...С того дня он уж ей не давал покоя: куда бывало она ни пойдет, он уж тут как тут..."
Герасим ухаживает за Татьяной:
"...ведь этот глухарь‑то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает..." (Гараська - то есть Герасим)
"...идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из‑за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит..."
Герасим становится покровителем Татьяны. Он защищает ее от других крестьян:
"...Рада не рада, а попала девка под его покровительство..."
Герасим ревнует Татьяну к пьянице Капитону:
"...заметив, что Капитон как‑то слишком любезно раскалякался с Татьяной, Герасим подозвал его к себе пальцем, отвел в каретный сарай да, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, слегка, но многозначительно погрозился ему им. С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной..."
Герасим хочет жениться на прачке Татьяне:
"...собирался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтобы в приличном виде явиться перед барыней..."
Но барыня решает выдать Татьяну замуж за пьяницу Капитона:
"...вдруг этой самой барыне пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона..."
"...Да!.. пусть посватает Татьяну, – решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, – слышишь?.."
Чтобы "отвадить" Герасима, Татьяна однажды прикидывается пьяной. Герасим не любит пьяных людей. Он перестает ухаживать за Татьяной:
"...Он только стал как будто поугрюмее и на Татьяну и на Капитона не обращал ни малейшего внимания..."
Вскоре барыня выдает Татьяну замуж за Капитона:
"...В тот же вечер они оба с гусями под мышкой отправились к барыне и через неделю женились..."
Барыня отправляет Татьяну и Капитона из Москвы. Татьяна тепло прощается с Герасимом:
"...Татьяна садясь в телегу, по‑христиански три раза поцеловалась с Герасимом..."
На прощанье Герасим дарит Татьяне красный платок:
"...Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад..."



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!