СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-викторина по литературе 5 класс И.С.Тургенев "Муму"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – викторина «Своя игра»

по рассказу Тургенева «Муму».

Цели:

·         Образовательная – дать представление о жизни и творчестве И.С. Тургенева;

·         Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;

·         Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным.

Ход урока

1.Оргмомент:

Здравствуйте, ребята, мы сегодня с вами проведем урок-викторину.

Давайте разобьемся на 2 команды. Назовите свою команду.

2.Работа по теме урока

Правила игры:

Выбираете категорию вопроса и количество баллов. Дается 30сек.на обсуждение ответа. Если команда отвечает неверно или не знает ответ, то другой команде предоставляется возможность ответить. В случае верного ответа зачисляются баллы. Выигрывшая команда получает «5», проигравшая «4». Кроме того, вы подготовили сценки по рассказу «Муму». Участники сценок получат еще по одной оценке за игру.

Итак, давайте начнем.

Вопросы

категория

10

20

30

40

50

1.Биография Тургенева

Назовите годы жизни писателя.

 

 

Где прошло детство писателя?

 

Все население России делилось на сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство-мелкие купцы и ремесленники-крестьянство). Представителем какого сословия являлся Тургенев?

При каких условиях был написан рассказ «Муму», где находился писатель?

 

В 1852году вышел первый сборник рассказов И.С.Тургенева. Как он назывался?

 

 

10

20

30

40

50

2.Образ Герасима

Кто являлся прототипом Герасима?

 

Что входило в обязанности Герасима? Нравилась ли ему его работа? Тяжела она была для него или нет?

Герасим хотел просить барыню, чтобы жениться на Татьяне. Почему он этого не сделал?

Почему Герасим принимает решение самому избавиться от Муму? Как это его характеризует?

 

Сначала автор сравнивает Герасима с могучим деревом, потом с быком, затем со степенным гусаком, а в конце рассказа он «как лев, выступал сильно и бодро».  Какие изменения в душе и в поступках героя хочет показать автор?

 

 

10

20

30

40

50

3.Образ барыни

Где жила барыня, героиня рассказа?

 

Кто являлся прототипом барыни?

 

Почему «в доме не очень-то любили, когда на барыню находил веселый час», когда она смеялась и шутила?

 

Почему спустя год после женитьбы Капитона на Татьяне барыня решила отправить их в дальнюю деревню?

Почему барыня велела избавиться от муму?

 

 

10

20

30

40

50

4.Цитаты из рассказа

«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было».

Кого так описывает Тургенев?

Он «только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их. Даже усмехнулся и провел рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны. «Ну да, я, мол, я. Чего глядишь?»

О ком говорится в этом отрывке?

«Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело».  Какое событие так изменило Герасима?

«Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка оперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними». Из какой сцены взяты эти слова?

«Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак». Почему автор включает пейзаж только в конце рассказа, когда Герасим приходит в родную деревню?

 

10

20

30

40

50

5.Образ Татьяны

Перечислите детали портрета Татьяны.

 

Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

 

«Татьяна почти весь тот день не выходила из прачечной. Сперва она всплакнула, потом утерла слезы и принялась по-прежнему за работу». Почему Татьяна не пошла к барыне просить не выдавать ее замуж за нелюбимого?

В чем состоит сходство характеров Герасима и Татьяны?

 

Почему в сцене прощания с Герасимом Татьяна прослезилась? (Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась»…)

 

3.Обобщения:

-Чему посвящен рассказ «Муму»?

Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» «Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.

В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». Он был написан в 1952году за 9 лет до отмены крепостного права. Крепостное право закрепляло за помещиками возможность владеть живыми людьми, как вещами.

Все население России делилось на сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство-мелкие купцы и ремесленники-крестьянство). Границы между сословиями были почти непроницаемыми.

Детали портрета Татьяны: ей как искусной и ученой прачке поручалось одно тонкое белье, малый рост, худоба, родинка на левой щеке (худая примета), красота с нее соскочила из-за изнурит.работы, ее держали в черном теле, она нема, т.к.не может сказать слово против.

Детали портрета Капитона: белесоватые волосы, испачканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги, оловянные глазки-пустые, говорит безграмотно, неряшливо, коверкает язык, пустая болтовня.

Детали портрета Гаврилы:желтые глазки и утиный нос, начальник над дворней, не имеет права голоса, положение крепостного сделало его изворотливым, уродливым, хитрым, готовым на все.Крал вместе с Любовью Любимовной сахар и прочую бакалею. Он из  разряда людишек.

Словарик

Приживалка-бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.

Компаньонка-женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам

Челядь-слуги

Лакей-слуга, подхалим,

Ключник-слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов

Форейтор-кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом (гуськом)

Кастелянша-женщина, владевшая барским бельем.

Дворецкий-управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве.

4.Домашнее задание пересказ биографии Фета, выразит.чтение стихотворения «Чудная картина» и вопросы

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина по литературе 5 класс И.С.Тургенев "Муму"»

Урок – викторина «Своя игра»

по рассказу Тургенева «Муму».

Цели:

  • Образовательная – дать представление о жизни и творчестве И.С. Тургенева;

  • Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;

  • Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным.

Ход урока

    1. Слово учителя:

Здравствуйте, ребята, мы сегодня с вами проведем урок-викторину.

Давайте разобьемся на 2 команды. Назовите свою команду.

Правила игры:

Выбираете категорию вопроса и количество баллов. Дается 30сек.на обсуждение ответа. Если команда отвечает неверно или не знает ответ, то другой команде предоставляется возможность ответить. В случае верного ответа зачисляются баллы. Выигрывшая команда получает «5», проигравшая «4». Кроме того, вы подготовили сценки по рассказу «Муму». Участники сценок получат еще по одной оценке за игру.

Итак, давайте начнем.



Вопросы

категория

10

20

30

40

50

1.Биография Тургенева

Назовите годы жизни писателя.



Где прошло детство писателя?


Все население России делилось на сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство-мелкие купцы и ремесленники-крестьянство). Представителем какого сословия являлся Тургенев?

При каких условиях был написан рассказ «Муму», где находился писатель?


В 1852году вышел первый сборник рассказов И.С.Тургенева. Как он назывался?



10

20

30

40

50

2.Образ Герасима

Кто являлся прототипом Герасима?


Что входило в обязанности Герасима? Нравилась ли ему его работа? Тяжела она была для него или нет?

Герасим хотел просить барыню, чтобы жениться на Татьяне. Почему он этого не сделал?

Почему Герасим принимает решение самому избавиться от Муму? Как это его характеризует?


Сначала автор сравнивает Герасима с могучим деревом, потом с быком, затем со степенным гусаком, а в конце рассказа он «как лев, выступал сильно и бодро». Какие изменения в душе и в поступках героя хочет показать автор?



10

20

30

40

50

3.Образ барыни

Где жила барыня, героиня рассказа?

Кто являлся прототипом барыни?


Почему «в доме не очень-то любили, когда на барыню находил веселый час», когда она смеялась и шутила?


Почему спустя год после женитьбы Капитона на Татьяне барыня решила отправить их в дальнюю деревню?

Почему барыня велела избавиться от муму?



10

20

30

40

50

4.Цитаты из рассказа

«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было».

Кого так описывает Тургенев?

Он «только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их. Даже усмехнулся и провел рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны. «Ну да, я, мол, я. Чего глядишь?»

О ком говорится в этом отрывке?

«Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело». Какое событие так изменило Герасима?

«Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка оперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними». Из какой сцены взяты эти слова?

«Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак». Почему автор включает пейзаж только в конце рассказа, когда Герасим приходит в родную деревню?


10

20

30

40

50

5.Образ Татьяны

Перечислите детали портрета Татьяны.

Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?


«Татьяна почти весь тот день не выходила из прачечной. Сперва она всплакнула, потом утерла слезы и принялась по-прежнему за работу». Почему Татьяна не пошла к барыне просить не выдавать ее замуж за нелюбимого?

В чем состоит сходство характеров Герасима и Татьяны?


Почему в сцене прощания с Герасимом Татьяна прослезилась? (Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась»…)

Обобщения:

-Чему посвящен рассказ «Муму»?

Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…»
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.

В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». Он был написан в 1952году за 9 лет до отмены крепостного права. Крепостное право закрепляло за помещиками возможность владеть живыми людьми, как вещами.

Все население России делилось на сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство-мелкие купцы и ремесленники-крестьянство). Границы между сословиями были почти непроницаемыми.

Детали портрета Татьяны: ей как искусной и ученой прачке поручалось одно тонкое белье, малый рост, худоба, родинка на левой щеке (худая примета), красота с нее соскочила из-за изнурит.работы, ее держали в черном теле, она нема, т.к.не может сказать слово против.

Детали портрета Капитона: белесоватые волосы, испачканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги, оловянные глазки-пустые, говорит безграмотно, неряшливо, коверкает язык, пустая болтовня.

Детали портрета Гаврилы:желтые глазки и утиный нос, начальник над дворней, не имеет права голоса, положение крепостного сделало его изворотливым, уродливым, хитрым, готовым на все.Крал вместе с Любовью Любимовной сахар и прочую бакалею. Он из разряда людишек.

Словарик

Приживалка-бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.

Компаньонка-женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам

Челядь-слуги

Лакей-слуга, подхалим,

Ключник-слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов

Форейтор-кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом (гуськом)

Кастелянша-женщина, владевшая барским бельем.

Дворецкий-управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве.

Домашнее задание пересказ биографии Фета, выразит.чтение «Чудная картина» и вопросы наиз. «Весенний дождь»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!