СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. С. Тургенев. Повесть ”Ася”. История одной любви

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Показать мастерство Тургенева в изображении мира человеческих

чувств.

2.Побудить учащихся задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений.

Просмотр содержимого документа
«И. С. Тургенев. Повесть ”Ася”. История одной любви»

Конспект урока по литературе в 8 классе по теме:

И. С. Тургенев. Повесть ”Ася”.

История одной любви.

Эпиграф: «А счастье было так возможно ...» А.С.Пушкин.

Цели урока:

1. Показать мастерство Тургенева в изображении мира человеческих

чувств.

2.Побудить учащихся задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений.

3. Формировать эстетическое восприятие красоты любовного чувства, воспитывать бережное и чуткое отношение к каждому человеку.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к повести.

Ход урока.

I.0рг. момент.

Наш урок посвящён истории одной любви. Эпиграфом к уроку будут служить слова А. С. Пушкина" А счастье было так возможно ... " Давайте мы попробуем найти разгадку этим словам в самой истории любви.

Учитель: Что такое любовь? Как объясняли это чувство поэты и писатели?

( Звучит музыка. П.Чайковский. Вальс из струнной серенады)

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любовь, тот всё равно, что не жил.

Эти слова о любви принадлежат Ж.Б.Мольеру. По мнению А. И. Куприна, любовь - это чувство, которое не нашло себе истолкователя.

Есть такая притча Феликса Кривина, послушайте.

Ученица: В ней он рассказывает о том, как однажды Былинка полюбила Солнце. Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку. Да и хороша была бы пара - Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась изо всех сил.

Она так упорно тянулась к нему, что вытянулась в высокую стройную акацию.

Красивая акация, чудесная акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку.

Вот что делает иногда любовь, даже неразделённая.

Учитель: Во многих произведениях можно найти страницы, посвящённые этому чув­ству, чувству любви.

Вам 14-15 лет. Вы в таком возрасте, когда у вас появляется интерес: у девочек - к мальчикам, у мальчиков - к девочкам. Согласитесь, что у каждого из вас были такие минуты, когда вы тайно мечтали о любви. Скорее это была влюблённость, которая может перерасти в настоящую любовь.


II. Введение темы урока. Стадия вызова.

Впервые мы прочитали произведение, посвящённое только любви, которая, по мнению Тургенева, "сильнее смерти" и " которою держится и движется жизнь Любовь у Тургенева, подобно свече, внесённой в тёмную, заброшенную комнату, озаряет жизнь. Но долговечна ли она и счастлива ли?

III. Беседа по содержанию повести.

Учитель: Повесть «Ася». О чём она? (О неудавшейся любви) Давайте восстановим в памяти основные события, описанные в произведении.

Ответы учащихся. ( Русский, путешествующий по Германии, встретил русскую девушку Асю, услышал её признание в любви, но не успел ответить.) Учитель: Произведение это сложное по человеческим характерам, в нём изображённым. Дома вы должны были подготовить обобщённую характеристику героям: господину Н.Н., Гагину и Асе. Что вы о них узнали из повести?

Сообщения учащихся. Работа в группах.

Учитель: Сюжет повести состоит из эпизодов, то есть фрагментов.

Что такое ЭПИЗОД?

Запись определения.

Эпизод - относительно самостоятельная единица действия произведения , отрывок.

Учитель: Сквозь призму эпизода просматриваются важнейшие черты произведения в целом: важнейшие мотивы, идеи, художественные приёмы, творческая манера автора.

Попробуем проиллюстрировать сказанное конкретными примерами из эпизода. Эпизод, который мы будем рассматривать, носит в себе функцию психологическую, то есть дающей представление о душевном состоянии героев.

Тургенев в повести "Ася" предстаёт перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаённые уголки души своих героев. Приступим к рассмотрению эпизода ...главы 16 .

Постановка цели урока. Наша задача - проникнуть в душевный мир героев, прочувствовать и осмыслить их психологическое состояние, то есть постараться понять их мысли, чувства, переживания, разобраться в сложных человеческих отношениях героев. Можно ли однозначно оценивать поступки их , и, главное, почему не состоялось счастье героев?


IV. Анализ эпизода. Стадия осмысления.

Итак, эпизод главы 16. О чём этот эпизод? Какова тема этого эпизода?

(Свидание, во время которого решалась судьба молодых людей, быть любви счастливой или нет.) Значит, этот эпизод мы назовём…

"Сцена свидания в доме фрау Луизы ".

Эпизод состоит из диалога Аси и пришедшего к ней господина Н.Н.

- Какой эпизод предшествовал этому? О чём в нём говорилось? Какая связь между эпизодами?

(Господин Н.Н. накануне беседовал с Гагиным о любви Аси, о её сильном чувстве. Н.Н находился в раздумьях об Асе).

- Какое он принимает решение?

("Я не могу на ней жениться…", "С огнём шутить нельзя ")

- Какая связь между эпизодами?

( Сомнения господина Н.Н., неуверенность, не разобрался в своём чувстве)

- Приведите примеры, как жесты, мимика, интонации героев помогают понять их душевное состояние, смятение. Выделите лексический ряд.

Учащиеся зачитывают примеры из текста. (Выпрямилась, спрятав голову, стараясь улыбнуться, голос прерывался, эти глаза молили, дышала быстро…) Тургенев прямо не называет её (Аси) чувств, он в изменениях, в движениях рисует её портрет и мы понимаем, что происходит в её душе.


- Зачитайте диалог, в котором господин Н.Н. бросает в лицо Асе жестокие несправедливые обвинения.

V.Чтение диалога по ролям.

Как раскрываются в данном эпизоде герои?

Ася

господин Н.Н.

сильные чувства до безрассудства

Теряет самообладание, растерянность,

неготовность объясниться

- Какое место занимает эпизод в развитии сюжета?

Является кульминационным, решающим, так как именно в нём должен был решиться вопрос любви. Но господин Н.Н. , не давая отчёта в характере своих отношений, боится идти вперёд, предвидя те препятствия, которых нет. Вывод: Н.Н не смог объясниться с Асей, он не выдержал испытание любовью.

- Насколько важна эта глава в раскрытии идеи, проблемы повести?

(Подтвердить словами из текста главы 20)

" У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - то не день, а мгновение ". Это и есть идея.

- Как вы понимаете эти слова?

( Внезапно расставшись с Асей, ещё не предполагал, что это навсегда. Господин Н.Н. прозрел и понял, что любит.

Если любишь - вовремя надо принимать решение, уметь объясняться, быть искренним и поступать так, как сердце подсказывает. )

- Почему Ася полюбила Н.Н. ? О каком герое она мечтала?

(О необыкновенном человеке. Н.Н.- умён, образован, похож на брата)

- Любил ли Н.Н. Асю?

Да, он впервые полюбил по-настоящему, встретил ту единственную, неповторимую.

- Об этом он скажет позже. (Глава 19)

- Почему он потерял её?

Осознание чувства любви приходит к нему позже.

- В чём он обвиняет себя, в чём видит причину неудавшейся любви?

("Как у него хватило сил оттолкнуть её от себя, даже упрекать её, он чувствовал раскаяние, сожаление". " Разве я в состоянии с ней расстаться;

разве я могу лишиться её? Безумец! "

- Каков финал для героя?

"0суждённый на одиночество, доживаю я скучные годы". (Глава 22)

- Что осталось на память?

"Хранит, как святыню, её записочки и высохший цветок гераниума ".

- Рассмотрим авторскую позицию. Как автор оценивает нерешительность героя?

(как легкомыслие, безответственность; вера молодого человека в то, что жизнь бесконечна)

- Что высказывали по этому поводу Писарев и Чернышевский?

Ответы учащихся по заранее подготовленным конспектам.

Стадия рефлексии или размышления.

- К какому выводу приходит писатель, размышляя о том, что нужно человеку для счастья?

Вывод:

Он упустил самое главное - жизнь. Он не выдержал испытание любовью, предпочёл спокойное, бескрылое существование. Лишь спустя много лет он понял значение встречи с ней в своей жизни.

Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих в каждую минуту своей сознательной жизни. Он не сумел в нужный момент принять решение изменить свою жизнь.


- Повесть "Ася". О чём заставляет задуматься?

Это произведение лиричное, нужное для нашего века, когда всем не хватает ни времени, ни желания быть добрыми, чуткими, нежными.

Повесть побуждает задуматься о сложностях жизни и человеческих взаимоотношений, о красоте любовного чувства, о необходимости бережного и чуткого отношения к каждому человеку.

Звучит песня о любви.


V. Домашнее задание: написать эссе "Мои размышления о повести "Ася".

Учитель: На этом наша встреча подошла к концу и, размышляя о повести, мы убедились в том, как много важного сказано на коротких страницах любовной истории.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!