СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»: система образов. Образ Герасима

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по тематическому планированию ФРП стоит четвертым (из пяти) в системе уроков по теме «И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» в блоке/разделе «Литература XIX века.

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»: система образов. Образ Герасима»


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Курчавая Ольга Сергеевна

Место работы

МКОУ «Сучковская СОШ», Большеулуйский район

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Урок по тематическому планированию ФРП стоит четвертым (из пяти) в системе уроков по теме «И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» в блоке/разделе «Литература XIX века.

Тема урока

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму»: система образов. Образ Герасима

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; оценивает поступки героев в соответствии с этическими нормами, выражает свое отношение к героям.

Метапредметные:

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Предметные: дает характеристику герою по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называет основные черты характера героя; определяет в произведении элементы сюжета, изобразительно-выразительные средства языка, выявляет авторскую позицию.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): крепостное право, протест, дворовые, челядь, холопы, лакей

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок литературы в 5 классе по теме И.С. Тургенев. Рассказ «Муму»: система образов. Образ Герасима.

Используемые материалы: карточки с текстами, учебник литературы 5 класс, вопросы и задания по тексту рассказа.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Фронтальная работа по картине Н.В. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта»


- Опишите сюжет картины

- Где происходит действие?

- Как вы думаете, о чем беседуют два барина?

- Что делает рядом с ними девушка?

- Кого вы видите на заднем плане картины?

- Какое название картине дали бы вы?

-Что будет с этой девушкой и остальной челядью?


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Фронтальный опрос по произведению И.С. Тургенева «Муму»


- Вы прочитали рассказ «Муму» И.С.Тургенева. Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения?

Тургенев рассказывает о событии, происходившем в доме его матери Варвары Петровны.

- Где происходит действие рассказа?

В Москве, в доме барыни.

- Кто главный герой рассказа?

Дворник Герасим.

- Что вы узнали о нем?

Он жил в деревне, а потом по приказу барыни его привезли в Москву.

- Как вы думаете, почему человека без его желания можно куда-то перевезти?

Он был крепостным.

- Что вы знаете о крепостных крестьянах?


Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).




Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Ты узнаешь:

особенности жизни крепостных крестьян.

Ты научишься:

находить в тексте необходимую информацию,

определять авторскую позицию,

характеризовать образ главного героя.




БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


1. Сообщение о значении имени Герасим.

- И.С.Тургенев не случайно дал своему герою имя Герасим. Дома вы подготовили сообщение о значении имени Герасим.

  ( Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его. Уважаемый -  уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих–либо достоинств.)

Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный, уважаемый». Происхождение: имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством. 

- Объясните, почему Тургенев так назвал героя?

Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения.

Работая над образом Герасима, мы составим своеобразную цепочку качеств характера героя. Начало цепочки составляет имя «Герасим – это…».


2. Чтобы охарактеризовать героя, на что мы должны обратить внимание?




Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Прослушайте художественное чтение 2 абзаца рассказа.


- Как описывает автор Герасима? Обратите внимание на 2 абзац рассказа.

- Кем служит Герасим у барыни?

- Найдите в тексте слова, которыми автор описывает главного героя. (Герасим был «самым замечательным лицом», «двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения», весело смотреть на него», «Славный был мужик»…. «и не будь его несчастье»).

- Чем Герасим выделялся среди крестьян?

- Найдите в тексте описание каморки Герасима.

- Выразительно прочитайте отрывок.

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя? Зачем автор использует гиперболы?

-Расскажите о взаимоотношении Герасима и Татьяны.

- Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?

- Что скрасило жизнь Герасима после отъезда Татьяны?

- Найдите в тексте предложения, которые отражают отношение героя к животному.

- Почему Герасиму пришлось утопить Муму?

- Что произошло с Герасимом дальше?

- Как вы оцениваете этот поступок?

- Сформулируйте авторскую позицию к герою

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Работа в парах. Восстановите последовательность эпизодов рассказа.

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.


2. Жизнь Герасима в доме барыни.


3. Герасим находит щенка.


4. Любовь Герасима к Татьяне.


5. Расставание с Татьяной.


6. Барыня требует уничтожить собаку.


7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.


8. Герасим подчиняется воле помещицы: топит собаку.


9. Встреча Муму и барыни.




- К какому жанру мы отнесли это произведение?

- Дайте определение этому жанру.


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Работа с пословицами

Задание. Прочитайте пословицы. Определите какие из них соответствуют теме урока. Прокомментируйте данные пословицы, соотнося с рассказом «Муму»


- Слезами горю не поможешь.

- Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется).

- И рад бы заплакать, да смех одолел.

- Барский гнев да барская милость равно опасны.

- Неволя холопу, а воля господину.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

  1. Какое средство выразительности автор использует в данных примерах? («он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве»; «лежал неподвижно, как пойманный зверь», недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык…»

  2. Среди предложений 1-3 найдите то, в котором употреблен фразеологизм. Выпишите номер этого предложения.

1.Степан бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась.

2. Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла?

3. Кто ему позволил собак у меня на дворе держать?

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

1. Где происходят события, описанные в рассказе «Муму»? _____________________________________________________________

2. Выбери два утверждения, не соответствующие содержанию текста:

А. Барыня взяла Герасима из деревни, где он жил один и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.

Б. Герасиму дали в руки метлу и лопату и определили дворником.

В. Новая работа казалась Герасиму тяжёлой, он очень уставал.

Г. Герасиму подарили Муму.

Д. Герасим заботился о Муму так, как ни одна мать не ухаживает за своим ребёнком.

3 Что свидетельствует о том, что Герасим был одарён необычайной силой? Выберите и отметьте все правильные ответы.

А. Герасим — мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём.

Б. Вся работа в городе казалась ему шуткой и выполнялась в полчаса.

В. Если где застрянет кляча-водовозка с бочкой, Герасим только двинет плечом — и не только телегу, но и лошадь спихнёт с места.

Г. Во время драки его никто не мог победить.

Д. Герасим однажды ночью поймал двух воров, стукнул их друг о дружку лбами и так стукнул...

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


Составление синквейна по теме урока


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Ответьте на вопрос: достигли ли цели, поставленной в начале урока, ответили ли на свои вопросы?

Учитель, комментируя работу обучающихся, выставляет оценки за урок.



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


- Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мои вопросы, но без слов, только движениями.

- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

- Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.

- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.



Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Дать письменный ответ на вопрос. Почему Тургенев сделал своего героя глухонемым?



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!