СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра, тематика и проблематика произведений, средства выразительности.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра, тематика и проблематика произведений, средства выразительности.

Цели урока. подчеркнуть особенности жанра; выявить художественные особенности, определить темы, их роль в нравственном воспитании.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра, тематика и проблематика произведений, средства выразительности.»

Урок № 23 _________________

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра, тематика и проблематика произведений, средства выразительности.

Цели урока. подчеркнуть особенности жанра; выявить художественные особенности, определить темы, их роль в нравственном воспитании.

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа по теме урока

1.  Вспомните, что называется стихотворением?

– Чем стихотворение в прозе отличается от обычного стихотворения? (Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Стихотворение в прозе – тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая, хотя мы можем отметить повторение некоторых синтаксических конструкций, звуковые переклички, изредка – рифмы, определенный ритмический строй, то есть такие художественные средства, которые традиционно используются в стихотворных произведениях.)

«Стихотворение в прозе» Тургенева как новаторский жанр (вид), «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, не порывала с ее поэтическим началом. И сейчас постаревший Тургенев, мучимый тяжелой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Вероятно, на исходе жизни помочь писателю выстоять, продолжать творить могла только поэзия, только стихи. «Стихотворение в прозе» и творчески, и просто по-человечески были необходимы и спасительны для Тургенева. И он написал их!

2. Чтение и анализ стихотворения в прозе «Русский язык».

написано в 1882 году и является частью большого поэтического цикла «Стихотворения в прозе». Восьмидесятые годы XIX века стали для И. С. Тургенева временем подведения жизненных итогов и осмысления написанного.

Основной поэтический образ произведения – родная речь. Большого художника слова восхищает родной язык как неотъемлемая часть русской идентичности. В произведении явно просматривается связка «великий язык – великий народ». Позиция автора состоит в том, что русский язык является частью народной души, и, если лишить народ этого языка, люди утратят и нравственные законы, и волнующее, изумляющее весь мир предчувствие будущего.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

анафору – «Во дни сомнений, во дни … раздумий» – редкий союз «во» придает изложению особый, патетический тон; эпитеты – «тягостные раздумья», «великий народ»; контекстуальные синонимы – «поддержка, опора»; ряды однородных членов предложения – «поддержка, опора», «великий, могучий, правдивый, свободный» – помогают всесторонне описать предмет речи; олицетворение – «могучий, правдивый и свободный язык» – иллюстрирует тот факт, что автор преклоняется перед красотой русской речи, придавая ей черты реальной личности; риторические восклицания – «…ты один мне опора!..», «но нельзя верить!..» – отражают эмоциональную составляющую изложения; риторический вопрос – «…как не впасть в отчаяние?»; лексику высокого стиля – «судьбы родины»; метафору – «впасть в отчаяние»; распространенное обращение – «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», которое можно трактовать как олицетворение.

Для того, чтобы четче выделить основную мысль стихотворения, И. С. Тургенев использует специальный пунктуационный прием – фиксирующее внимание читателя тире. В первом предложении оно употребляется для интонационного разделения на две словесные группы, делает «выпуклыми», заметными однородные обстоятельства и их смысловой акцент. Во втором предложении тире отделяет главную и придаточную части сложного предложения и таким образом выделяет обе.

Жанр произведения – гражданская лирика. Именно он определяет тональность читательского восприятия. Стихотворение пронизано ощущением, что именно язык помогает сохранить наши корни, без которых мы перестанем быть великим народом, принадлежностью к которому гордимся. Произведение является наставлением всем нам, живущим сегодня: тот, кто коверкает и засоряет родной язык, обкрадывает себя, лишается глубинной связи с собственным народом.

3. Чтение и анализ стихотворения «Близнецы».

Стихотворение “Близнецы”, вошедшее в сборник “Стихотворения в прозе”, очень характерно для позднего периода творчества Тургенева. Произведение наполнено глубоким философским смыслом.

История создания – произведение написано в 1878 году, а опубликовали его уже после кончины Тургенева. Оно вошло в сборник “Стихотворения в прозе”.

Тема стихотворения – разочарование в человеке, боль от того, что люди полны ненависти друг к другу и никак не могут примириться.

Композиция – трёхчастная, произведение имеет вступительную и заключительную части, кульминацию.

Жанр – стихотворение в прозе – особый жанр литературы. Стихотворный размер – белый стих.

Эпитеты“схожие глаза”, “бранные слова”, “одинаковый голос”, “искривлённые губы”.

Сравнение – “как две капли воды“.

4. Чтение и анализ стихотворения «Два богача».

Стихотворение “Два богача” написано Тургеневым на закате его жизни. Как и другие произведения, включенные в сборник “Стихотворения в прозе”, это представляет собой небольшой философский рассказ.

История создания – произведение написано в июле 1878 года, а напечатано в 1882 году в рамках цикла “Стихотворения в прозе”.

Тема стихотворения – благородство и душевная щедрость простого человека.

Композиция – двухчастная: первая часть – о богаче Ротшильде, вторая – восхищение душевным богатством простого русского крестьянина.

Жанр – стихотворение в прозе, особый жанр, близкий к лирическому стихотворению.

Стихотворный размер – свободный стих.

Эпитеты – “убогое крестьянское семейство”, “разоренный домишко”, “последние гроши“.

4. Подведение итогов уроков.

5. Домашнее задание: наизусть «Русский язык»































Стихотворение “Близнецы” было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1878 году, в феврале. Оно вошло в сборник “Стихотворения в прозе”, опубликованный уже после смерти писателя.

Очень важно рассматривать это произведение в контексте личности Тургенева. На закате своей жизни он стал нетерпимым к человеческим порокам и довольно пессимистичным. Эти качества в полной мере отразились в “Стихотворениях в прозе”.

Тема Тургенев использует образ близнецов как аллегорию, потому что они не просто родственники – они похожи друг на друга так, как будто смотрятся в зеркало. И при этом они захлёбываются от яростной ненависти друг к другу. Таким образом писатель иллюстрирует главную мысль о том, что люди, которые должны любить ближнего, на самом деле могут быть агрессивны и исполнены ненависти. В случае с близнецами эта идея просто доводится до абсурда.

Композиция стихотворения – трёхчастная. Сначала автор описывает завязку ситуации: он рассказывает о том, что стал свидетелем спора двух близнецов, потом акцентирует внимание на том, как сильно они похожи друг на друга, а после говорит об их взаимной ненависти. Далее следует кульминация произведения, где Тургенев показывает, насколько горячо они ссорятся, не обращая внимания на то, что все их жесты, мимика, даже слова, которые они произносят, совершенно идентичны. Развязка наступает, когда лирический герой приводит одного из близнецов к зеркалу и просит браниться с ним: тогда ему будет не так жутко. Таким образом писатель говорит о том, что ему больно видеть ненависть людей друг к другу.

Жанр Это стихотворение в прозе – особый жанр в литературе. Стихотворения в прозе наполнены глубоким философским смыслом. Это жанр, близкий к притче, так как тоже имеет воспитательную составляющую. Образы близнецов – это аллегория, которую Тургенев использовал, чтобы показать общечеловеческую проблему. Белый стих, который он использовал, делает повествование более простым для восприятия и вместе с тем подчёркивает сходство стихотворения с притчей.В отличие от притчи, стихотворения в прозе обладают метром (речь ритмическая).

Средства выразительности Тургенев описывает ситуацию максимально простым языком, употребляя в произведении минимум тропов: Эпитеты – “схожие глаза”, “бранные слова”, “одинаковый голос”, “искривленные губы”. Сравнение – “как две капли воды”. При этом особое место занимает лексический повтор: слово “одинаково”, которое Тургенев использует при описании ссоры близнецов, подчёркивает не только отвратительность происходящего, но и то, насколько поражает лирического героя сама ситуация. Ведь, действительно, не может не удивлять тот факт, что настолько схожие люди ведут себя так омерзительно, ненавидя и постоянно ссорясь друг с другом. Именно эту мысль и подчёркивает автор с помощью такого средства выразительности, как лексический повтор.

История создания Как и всякий писатель, Тургенев на протяжении жизни собирал разнообразные заметки. Многие из них стали частью его произведений, но остались и такие, которые он не использовал. Они и стали “Стихотворениями в прозе”. Всего их было в разное время написано более восьмидесяти. История создания одного из них, названного “Два богача”, также связана с этим циклом. Писатель и поэт написал его в июле 1878 года, а опубликовано произведение было в составе сборника уже в 1882 году, но еще при жизни писателя.

Тема Несмотря на то, что начинается произведение с описания поступков богача Ротшильда, основная его тема – это щедрость души простого крестьянина, которому практически нечего отдавать, но он все равно готов поделиться с тем, кто в этом нуждается. Главная мысль стихотворения заключается в том, что такая щедрость во много раз превосходит щедрость Ротшильда, который делится тысячами, но ведь этих тысяч у него в избытке и после он не испытывает нужды. Сравнивая два типа богатства, Тургенев ни на минуту не сомневается, что именно обычные крестьяне гораздо щедрее самого Ротшильда, ведь в отличие от него, они делятся последним. И, по сути, даже не сомневаются, делать это или нет: из диалога сразу становится понятно, что все и так решено, не смогут они бросить ребенка-сироту, которого больше некому приютить.

Композиция Сравнивая благотворительность Ротшильда и бедных крестьян в первой части, Тургенев говорит о том, что прекрасно относится к поступкам богача, жертвующего тысячи на нужды тех, кому нужна помощь. И такой поступок действительно заслуживает уважения, ведь далеко не все богатые люди поступают так же. Но смысл произведения раскрывается дальше, во второй части. В ней он показывает, насколько щедрыми могут быть люди, которые сами располагают очень немногим. Крестьянская семья разговаривает о том, что им необходимо взять на воспитание сиротку-племянницу, но тогда у них денег не будет даже на соль. И глава семьи, главный герой, принимает решение – значит, похлебку они будут есть несоленой. Именно это и есть настоящая, от души щедрость – Тургенев оценивает ее гораздо выше пожертвований самого Ротшильда. При этом из диалога крестьян не понятно, есть ли в семье собственные дети, но скорее всего есть, иначе не было бы такой нужды. Женщина не говорит о голоде, просто соль в доме – признак хоть какого-то, но достатка. Взяв еще один лишний рот, семья лишится и его. Интересно также, что в этой части писатель делает акцент на слове “мы”, показывая, что хотя решение и остается за мужем, семья в данном случае едина.

Жанр Это стихотворение в прозе, особый жанр, близкий к лирическому стихотворению, поскольку в нём отражаются мысли и чувства лирического героя. Его можно отнести к философскому виду лирики, так как автор размышляет о том, что есть настоящая щедрость, богатство. При этом простые люди оказываются способны на такой поступок, который не всегда под силу даже богачам.

Средства выразительности В “Стихотворениях в прозе” писатель не использует много тропов. Произведение “Два богача” не является исключением: в нем можно найти только эпитеты – “убогое крестьянское семейство”, “разоренный домишко”, “последние гроши“. Все они эмоционально окрашены и используются для того, чтобы описать плачевное материальное состояние крестьянского семейства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс