Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно. А.С. Пушкин
- дети мультимедийных технологий;
- предпочтение небольшим текстам;
- фрагментарность образа мыслей;
- поколение опытных потребителей;
- стремятся к немедленным результатам;
- роль Интернета в формировании взглядов, больше, чем у родителей;
- меньше человеческой коммуникации, больше техногенной;
- клиповое мышление
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ обращение к личности автора
Иван Сергеевич Тургенев
1818-1883
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ выявление информации
Что сильнее: страх или любовь?
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста
1.Я возвращался с охоты и шел по аллее сада…
2. Собери рассыпавшееся слово
ВОРОБЕЙ
3. Птичка - невеличка,
ножки имеет,
а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
получается прыжок
О
Б
В
Е
О
Р
Й
Первичное ознакомление с текстом: активная работа со словом; ведение диалога с текстом; развитие читательского воображения
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Первичное ознакомление с текстом: активная работа со словом; ведение диалога с текстом; развитие читательского воображения
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему…
Первичное ознакомление с текстом: активная работа со словом; ведение диалога с текстом; развитие читательского воображения
… как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Первичное ознакомление с текстом: активная работа со словом; ведение диалога с текстом; развитие читательского воображения
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, но жертвовал собою!
Первичное ознакомление с текстом: активная работа со словом; ведение диалога с текстом; развитие читательского воображения
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Первичное ознакомление с текстом: активная работа со словом; ведение диалога с текстом; развитие читательского воображения
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Анализ произведения поиск и целенаправленное извлечение информации
Аллея сада – дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам.
Зачуяв дичь – распознать ее чутьем, почувствовать носом.
Детище (устар.) – ребенок, сын, дочка.
Красться – подбираться тайком, подходить незаметно.
Героический – отличающийся героизмом, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Стихотворение
- Небольшое по объёму.
- Повышенная эмоциональность.
- Выражение переживаний и впечатлений автора .
- Есть ритм и рифма.
Проза
Речь, в которой отсутствует ритм и рифма.
Стихотворение в прозе
- Небольшое по объёму.
- Повышенная эмоциональность.
- Выражение переживаний и впечатлений автора.
- Отсутствие ритма и рифмы
Работа после чтения
(над образом героя)
1
5
2
4
3
7
8
6
Работа после чтения
понимание авторского замысла
Можно ли считать состоявшимся «поединок» воробья и собаки?
Кто и почему вышел из него победителем?
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Иван Сергеевич Тургенев
БЛАГОДАРНОСТЬ И УВАЖЕНИЕ
К НАПИСАННОМУ
Читатель сверяет свои размышления с текстом:
- Любовь доступна всему живому.
- Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее.
- Любовь - источник нашего счастья, награда за страдания.
- Любовь – это дар свыше.
- Любовь – это сама жизнь!