И.С.Тургенев «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции
ЦЕЛИ
- выявить внутреннее единство цикла «Записки охотника» и самостоятельности каждого рассказа как части огромной поэмы о крестьянской Руси
- формировать навык составления художественного пересказа, выразительного чтения
- развивать нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения слов «раболепный», «лицемерие»
«Записки охотника» создавались Тургеневым на рубеже 40-х и начала и начала 50-х гг. XIX в. Дагеротипы (дагероти́пия — фотографический процесс, способ непосредственного получения при съёмке позитивного изображения) этого времени запечатлели не только облик писателя, но и особую атмосферу жизни русской интеллигенции того времени.
Дегоротипы. И.С. Тургенев. 1840-е гг
Э.Ламими. И.С. Тургенев. 1843-1844
И.С.Тургенев в группе сотрудников журнала «Современник». На фотографии запечатлены знаменитые русские писатели (И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович, А.В. Дружинин, А.Н.Островский) — сотрудники журнала «Современник. Это одна из первых групповых фотографий в России, сделанная в ателье знаменитого петербургского фотографа.
В конце 1846 года, задумав расстаться с литературной деятельностью, И.С.Тургенев, автор ряда интересных, но недостаточно оригинальных в то время поэм и рассказов, отдаёт как бы «на прощание» небольшой очерк о дружбе двух крестьян-простолюдинов . Очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч» , появился в первом номере журнала за 1847 год в разделе «Смесь». В таких разделах обычно печатали статьи на естественно-географические, экономические и этнографические темы.
В редакции затруднились определить жанр присланной работы Тургенева и решили снабдить её подзаголовком: «Из записок охотника». Когда же книжки первого номера «Современника» дошли до читателя, случилось нечто неожиданное: все говорили о талантливом, проникнутом глубокой симпатией к мужику рассказе неизвестного автора. Каждый стремился узнать, кто скрывается под инициалами Т.Л. (Тургенев-Лутовинов).
Этот непредполагаемый успех возвратил Тургенева к литературе, побудив его работать над очерками и дальше. Друзья говорили, что он напал на свой истинный род, на свою дорогу. И вот в течение 1847-1852 гг. Тургенев создаёт ещё более 20 очерков. В 1852 г., объединённые общим название «Записки охотника» вышли отдельной книгой , обеспечив автору широчайшую известность. Очень скоро книга была переведена на французский, потом на английский и немецкие языки. И всюду она воспринималась как необычно цельная, яркая художественная вещь, имеющая своё неповторимое лицо. «Ваши крестьяне, - сообщала Тургеневу знаменитая французская писательница Жорж Санд, - Ваши помещики предстают перед нами с исключительной рельефностью… Ни один исторический памятник не может раскрыть Россию лучше, чем эти образы».
Писатель возвратился к «Запискам охотника» уже в последние годы своей жизни, добавив ещё три рассказа, и теперь в составе «Записок охотника» мы имеем 25 очерков, каждый из которых обладает своим сюжетом и в то же время входит в единый повествовательный цикл, скреплённый позицией рассказчика, выступающего в роли действующего лица, охотника.
Охотник побывал во многих местах Орловской, Калужской губерний, встречался с людьми разных сословий и повествует об увиденном с той художественной непосредственностью, какая свойственна лишь произведениям, созданным на основе личных впечатлений.
В книге множество действующих лиц, большое количество диалогов, сцен, масса житейских историй, бытовых случаев. Они не имеют внешней композиционной связи, тем не менее книга оставляет впечатление тонко спаянного единства, скреплённого не только образом рассказчика, но и общим настроением, идейным пафосом произведения.
Всегда считалось, что содержание «Записок охотника» связано с осуждением крепостного права . Это действительно так. Писатель дал клятву никогда не примириться с крепостными порядками, бороться с ними всеми средствами, в том числе средствами художественной литературы. «Записки охотника» как никакое другое произведение Тургенева подтверждают серьёзность его намерений.
Правительство, усмотрев в книге Тургенева недозволенный выпад против существующего порядка, решило выслать писателя, правда, в собственную деревню (Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год), без права появления в обеих столицах в течение двух лет.
Такова политическая подоплека «Записок охотника». Их антикрепостнический пафос очевиден. Но книга Тургенева интересна ещё и глубокой постановкой вопроса о сущности народа, его возможностях, свойствах, задачах, так и не раскрывшихся до конца.
Как же раскрывается тема народа в «Записках охотника»?
За неприглядной внешностью крестьян , их простыми, а часто и скудными формами бытия писатель сумел рассмотреть многие истинно человеческие, прекрасные по сути качества . И не случайно уже по первому очерку «Хорь и Калиныч» Белинский сделал вывод о том, что Тургенев зашёл к народу «с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил». Это было новаторство , имевшее важные последствия для всей русской литературы.
Тургенев не просто описывает крестьян, рассказывает о них, воспроизводит их речь, характеризует поступки, но как бы заглядывает им в души, чтобы там увидеть нечто сокровенное и таким образом поведать о многих благодатных свойствах народа. И оказалось, что «мужик – это действительно человек, а не забитое существо, часто – больше человек, нежели раб бессловесный, и притом прекрасный человек, обладающий верным пониманием сущего, каким не обладают порою и образованные люди из привилегированных сословий».
При этом Тургенев не идеализирует крестьян – в них есть, как показывает автор, и беспечность, смешанная нередко с бестолковостью, и раболепие; часто они бывают склонны к выпивкам, суеверны, темны. Но всё это, если внимательно присмотреться, - общий результат их тяжёлой жизни. Тем удивительнее, что при таких условиях многие крестьяне не утратили ни здравомыслия, ни достоинства, ни веры в лучшее, хотя и не знали, в чём оно должно заключаться.
«Записки охотника» были чрезвычайно популярны. К ним обращались известные иллюстраторы того времени.
Писателя волнует бесправное положение крестьян, судьбы которых определены словами однодворца Овсяникова в одноименном очерке: «С мужиком как с куклой поступают: повертят, повертят, поломают и бросят. И приказчик, крепостной человек или управитель из немецких уроженцев, опять крестьянина в лапы заберет». А между тем крестьяне в очерках Тургенева наделены острым практическим умом, глубоким пониманием жизни, трезвым взглядом на окружающий мир. Они способны откликаться на чужое горе и страдания, чувствовать и понимать прекрасное.
Таким народ в русской литературе до Тургенева никто не изображал. И не случайно, прочитав первый очерк из «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч», Белинский заметил, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил» , и указал на глубокое сочувствие в изображении народных характеров. «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев , — писал Белинский, — как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души».
Темы социальной несправедливости и поруганного человеческого достоинства русского мужика, жестокость и эгоизм крепостников , их самодурство, роскошь и расточительство — все это нашло самое резкое обличение в «Записках охотника».
По словам М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».
Каждый рассказ цикла — неповторимая частица огромного мира, необходимая для завершенности целой поэмы о крестьянской Руси. Очерки и типы русских людей скреплены воедино образом путешествующего по родной земле рассказчика.
Цикл — группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.
Особенности цикла
- Посвящены одной теме – изображению тяжелой жизни крепостного крестьянства.
- Имеют одного рассказчика – дворянина-охотника.
- Изображают лучшие нравственные качества русского народа.
- Содержат мастерские пейзажные зарисовки русской природы.
Композиция рассказов – зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам представляется право самостоятельно делать выводы.
Рассказ «Бурмистр»
Рассказ «Бурмистр» написан в Зальцбрунне в 1847 г. Предметом художественных разоблачений Тургенева стала новомодная система управляющих, бурмистров, закабалявшая мужика еще сильнее.
Аркадий Павлович Пеночкин создал внешне идеальный островок цивилизации среди дикой провинции. Кучера у него вытирают хомуты и свои армяки чистят, камердинер в голубой ливрее даже завит парикмахером, сам Пеночкин вечно напевает что-то из оперы «Лючия де Ламмермур» Гаэтано Доницетти и «Сомнанбулы» Винченцо Беллини.
- Почему в селе Шипиловка, принадлежащем «просвещенному барину», всё так мертво, уныло? Почему крестьяне умолкают при виде барина?
Все хорошо помнят и угнетающе придирчивую, недалекую жестокость Аркадия Павловича Пеночкина, и крутой нрав бурмистра.
- Как бурмистру Софрону удалось добиться расположения барина?
Он знает, что Пеночкину, мелкому деспоту, ничтожному властителю, неинтересно, как живут его крестьяне. Ему нужна демонстрация раболепия и показной преданности.
- Как Софрон показывает барину свое почтение?
Нарочито громко выражает свой восторг и умиление по поводу появления барина. Потакая страсти барина к показному благополучию, Софрон «...все канавы обсадил ракитником, между скирдами на гумне дорожки провел и песочком посыпал, на ветряной мельнице устроил флюгер в виде медведя с разинутой пастью...».
Бурмистр лицемерит, смеется над своим помещиком. Он умеет пользоваться барским самодурством, недальновидным, мелочным, неумным . Софрон знает, что вскоре настоящим хозяином жизни станет он, а Пеночкин разделит участь графа.
Рассказ «Малиновая вода»
В конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в. И.С. Тургенев часто встречался В.Г. Белинским. Они много говорили о причинах странной пассивности и тяжеловесной сонливости — определяющей черте многих людей на Руси. По мнению И.С. Тургенева, такое состояние — психологическое следствие крепостничества . С особой достоверностью отражено это явление в рассказе «Малиновая вода».
- Что представляет собой барская усадьба в селе Шумихине?
Огромные хоромы со службами, оранжереями, качелями сгорели, и здесь сколочена избенка для садовника и его жены Аксиньи. «Господа перебрались в другое гнездо; усадьба запустела. Обширное пепелище превратилось в огород, кое-где загроможденный грудами кирпичей, остатками прежних фундаментов». «Разорившись кругом, отправился он в Петербург искать себе места и умер в нумере гостиницы».
- Как сказывается праздность и леность бар на обитателях имения?
Леность бар порождала и леность крестьян, видевших эти причуды. Таков Стёпушка, не работающий, а «обитающий» на огороде, и бывший дворецкий Туман, в памяти которого сохранились воспоминания о праздных забавах барина. Старый мир, основанный на страхе, рушится. Крестьянин не пытается противиться обстоятельствам.
- Почему мужик Влас рассказывает об умершем сыне с усмешкой, как о чужом человеке, тогда как «на маленькие и съеженные его глазки навертывалась слезинка, губы его подергивало»?
Крестьянин привык воспринимать несправедливость как должное, не противиться судьбе.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Тургеневская книга «Записки охотника» полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Все здесь объемно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Автор этой великой книги о русском народе лучше нас понимал ее социальный смысл и звучание, ее историческое значение: «Бывают эпохи, где литература не может быть только художеством а есть интересы высшие поэтических интересов». И все же его «Записки охотника» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»